Становление трубопроводного транспорта нефти в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №7 (349) февраль 2021 г.

Дата публикации: 11.02.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Кузнецов, П. В. Становление трубопроводного транспорта нефти в России / П. В. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 145-146. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78552/ (дата обращения: 09.03.2021).



Ключевые слова: история, трубопроводный транспорт нефти, нефтедобыча, Устав Горный, Баку, право.

На протяжении веков в разных концах нашей планеты нефть просачивалась на поверхность земли, собранная людьми она находила своё применение в качестве масел и смазок, иногда в военных целях, а также применялась в медицине.

Нефтяная промышленность в нашей стране имеет почти 150-летнюю историю своего развития и тесно связана с Бакинским ханством на Апшеронском полуострове, в 1813 году вошли в состав Российской империи. Колодезная добыча нефти в Азербайджане была известна еще в далекой древности [1]. Однако начало современной нефтяной промышленности берет своё начало в середине XIX века. В этот период 95 % добываемой в Российской империи нефти приходилось на долю Бакинского района. Большинство известных путешественников и ученых побывавших на Абшеронском полуострове отмечали, что экономическая и политическая жизнь этого региона всегда была тесно связана с нефтью. Неудивительно, что именно здесь в условиях развития нефтедобычи и нефтепереработки, продиктованного растущими потребностями промышленного производства была впервые реализована идея транспортировки нефти путем перекачки по трубопроводам.

На протяжении долгого периода рытье колодцев и применение различных нехитрых механизмов давало свои плоды, добыча нефти велась, но объемы добываемой нефти росли не значительно, а применение ручного труда требовало значительных временных затрат и увеличивало стоимость добытой нефти. Так продолжалось до середины XIX века.

В 1846 году, в бакинском поселке Биби-Эйбат по предложению члена Главного управления Закавказским краем, статского советника В. Н. Семенова пробурена первая в мире скважина глубиной 21 метр для разведки нефти, то есть впервые в мире было осуществлено бурение на нефть с положительным результатом. Работа была осуществлена под руководством инженера Алексеева (в последующие сорок лет (до 1917) на Абшероне было пробурено более трех тысяч скважин, около двух тысяч дали нефть) [2 c. 36]. Таким образом внедрение бурения в нефтедобычу резко ускоряет развитие нефтяного дела.

Еще одним фактором развития является отмена откупной системы, передача участков с торгов. После принятия в 1872 году двух законодательных актов, регулирующих отношения в нефтяной отрасли: это «Закон о нефтепромыслах и взимании акцизных налогов с нефтепродуктов» и «Закон об аукционной продаже частным лицам нефтяных месторождений, находящихся в руках арендаторов» нефтяные промыслы начали продаваться с торгов частным лицам. В этот период в Баку произошел небывалый в то время экономический рост, были организованны сотни мелких и крупных фирм по добыче, переработке и торговле нефтью [1].

При таком резком росте добычи нефтепромышленники сталкиваются с очередной проблемой — цена транспортировки от места добычи до места переработки в несколько раз превышает стоимость самой нефти. Добыча одного пуда нефти стоила три копейки, доставка его от Балаханских промыслов в черный город (к месту переработки прим. автора) — двадцать копеек. На такой транспортировке нефти в бурдюках и бочках, перевозимых на арбах и вьючным способом, в районе промыслов Баку работало около 10 тысяч человек.

Со временем нефтепромышленники находят решение, вернувшись к идее перекачки нефти по трубопроводам, предложенной ученым Д. И. Менделеевым после посещения им в 1863 году нефтяных промыслов в Баку. Изначально нефтепромышленники не признавали выгоду предложения ученого, поскольку годовая добыча нефти была незначительна и строительство трубопроводов являлось нерентабельным.

Так 1878 год «открыл» эру строительства трубопроводов в России: по проекту главного инженера «Строительной конторы А. В. Бари» В. Г. Шухова был построен нефтепровод протяженностью 10 километров и диаметром 76 миллиметров, подававший 1280 тонн в сутки от Балхан до нефтеперегонного завода «Товарищества братьев Нобель». В 1884 году на Балханских промыслах в эксплуатации находились уже пять нефтепроводов с суммарной подачей нефти 3 200 тонн в сутки. К 1890 году перекачка велась по 25 трубопроводам (278 километров), по которым от промыслов к заводам и хранилищам ежесуточно подавалось 24 тысячи тонн нефти, а также вода к промыслам. По сравнению с гужевым транспортом цена доставки нефти к конечным пунктам снизилась в десятки раз [2 c. 42].

Одновременно с ростом объема добычи, переработки, транспортировки и продажи нефти, выросли и доходы, получаемые бюджетом Российской империи от нефтяной отрасли. Таким образом чтобы ускорить развитие и регламентировать работу нефтедобывающей отрасли настало время пересмотра и дополнения существовавшего ранее официального нормативного правового документа — Свода учреждений и уставов горных. Так Свод учреждений и уставов горных в редакции 1893 года стал включать Отделение № 6 «О нефтепроводах» которое содержало восемь статей, регламентирующих строительство и эксплуатацию нефтепроводов. Это небольшое количество статей регламентируют круг лиц, обладающих правом прокладки нефтепровода, получаемые при строительстве разрешения, принадлежность земель, занимаемых нефтепроводом и нефтепроводными сооружениями, расположение проложенных труб и построенных сооружений относительно других земельных участков и имеющихся строений, а также размер компенсации (вознаграждения), подлежащие уплате владельцам земельных участков, занятых нефтепроводом или в случае причинения ущерба.

Устав Горный Российской империи действовал вплоть до принятия 8 ноября 1917 года декрета «О земле» II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, согласно которому все природные ресурсы страны, в том числе и недра, были национализированы [3].

Литература:

  1. История развития нефтяной отрасли Азербайджана. — Текст: электронный // Neftegaz.ru: [сайт]. — URL: https://neftegaz.ru/analisis/history/329278-istoriya-razvitiya-neftyanoy-otrasli-azerbaydzhana/ (дата обращения: 09.02.2021).
  2. Мир-Бабаев, М. Ф. Краткая история азербайджанской нефти— 2-ое изд. — Баку: Издательство «Азернешр», 2009. — 376 c.
  3. Матвейчук, А. А. Право на нефть. Первые законы, регулирующие нефтедобычу в России / А. А. Матвейчук. — Текст: электронный // https://www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/: [сайт]. — URL: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/archive/2018-february/1440255/ (дата обращения: 09.02.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская империя, нефтяная отрасль, промысл, Свод учреждений, середина XIX века.


Ключевые слова

право, история, нефтедобыча, трубопроводный транспорт нефти, Устав Горный, Баку
Задать вопрос