Становление трубопроводного транспорта нефти в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №7 (349) февраль 2021 г.

Дата публикации: 11.02.2021

Статья просмотрена: 334 раза

Библиографическое описание:

Кузнецов, П. В. Становление трубопроводного транспорта нефти в России / П. В. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 145-146. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78552/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: история, трубопроводный транспорт нефти, нефтедобыча, Устав Горный, Баку, право.

На протяжении веков в разных концах нашей планеты нефть просачивалась на поверхность земли, собранная людьми она находила своё применение в качестве масел и смазок, иногда в военных целях, а также применялась в медицине.

Нефтяная промышленность в нашей стране имеет почти 150-летнюю историю своего развития и тесно связана с Бакинским ханством на Апшеронском полуострове, в 1813 году вошли в состав Российской империи. Колодезная добыча нефти в Азербайджане была известна еще в далекой древности [1]. Однако начало современной нефтяной промышленности берет своё начало в середине XIX века. В этот период 95 % добываемой в Российской империи нефти приходилось на долю Бакинского района. Большинство известных путешественников и ученых побывавших на Абшеронском полуострове отмечали, что экономическая и политическая жизнь этого региона всегда была тесно связана с нефтью. Неудивительно, что именно здесь в условиях развития нефтедобычи и нефтепереработки, продиктованного растущими потребностями промышленного производства была впервые реализована идея транспортировки нефти путем перекачки по трубопроводам.

На протяжении долгого периода рытье колодцев и применение различных нехитрых механизмов давало свои плоды, добыча нефти велась, но объемы добываемой нефти росли не значительно, а применение ручного труда требовало значительных временных затрат и увеличивало стоимость добытой нефти. Так продолжалось до середины XIX века.

В 1846 году, в бакинском поселке Биби-Эйбат по предложению члена Главного управления Закавказским краем, статского советника В. Н. Семенова пробурена первая в мире скважина глубиной 21 метр для разведки нефти, то есть впервые в мире было осуществлено бурение на нефть с положительным результатом. Работа была осуществлена под руководством инженера Алексеева (в последующие сорок лет (до 1917) на Абшероне было пробурено более трех тысяч скважин, около двух тысяч дали нефть) [2 c. 36]. Таким образом внедрение бурения в нефтедобычу резко ускоряет развитие нефтяного дела.

Еще одним фактором развития является отмена откупной системы, передача участков с торгов. После принятия в 1872 году двух законодательных актов, регулирующих отношения в нефтяной отрасли: это «Закон о нефтепромыслах и взимании акцизных налогов с нефтепродуктов» и «Закон об аукционной продаже частным лицам нефтяных месторождений, находящихся в руках арендаторов» нефтяные промыслы начали продаваться с торгов частным лицам. В этот период в Баку произошел небывалый в то время экономический рост, были организованны сотни мелких и крупных фирм по добыче, переработке и торговле нефтью [1].

При таком резком росте добычи нефтепромышленники сталкиваются с очередной проблемой — цена транспортировки от места добычи до места переработки в несколько раз превышает стоимость самой нефти. Добыча одного пуда нефти стоила три копейки, доставка его от Балаханских промыслов в черный город (к месту переработки прим. автора) — двадцать копеек. На такой транспортировке нефти в бурдюках и бочках, перевозимых на арбах и вьючным способом, в районе промыслов Баку работало около 10 тысяч человек.

Со временем нефтепромышленники находят решение, вернувшись к идее перекачки нефти по трубопроводам, предложенной ученым Д. И. Менделеевым после посещения им в 1863 году нефтяных промыслов в Баку. Изначально нефтепромышленники не признавали выгоду предложения ученого, поскольку годовая добыча нефти была незначительна и строительство трубопроводов являлось нерентабельным.

Так 1878 год «открыл» эру строительства трубопроводов в России: по проекту главного инженера «Строительной конторы А. В. Бари» В. Г. Шухова был построен нефтепровод протяженностью 10 километров и диаметром 76 миллиметров, подававший 1280 тонн в сутки от Балхан до нефтеперегонного завода «Товарищества братьев Нобель». В 1884 году на Балханских промыслах в эксплуатации находились уже пять нефтепроводов с суммарной подачей нефти 3 200 тонн в сутки. К 1890 году перекачка велась по 25 трубопроводам (278 километров), по которым от промыслов к заводам и хранилищам ежесуточно подавалось 24 тысячи тонн нефти, а также вода к промыслам. По сравнению с гужевым транспортом цена доставки нефти к конечным пунктам снизилась в десятки раз [2 c. 42].

Одновременно с ростом объема добычи, переработки, транспортировки и продажи нефти, выросли и доходы, получаемые бюджетом Российской империи от нефтяной отрасли. Таким образом чтобы ускорить развитие и регламентировать работу нефтедобывающей отрасли настало время пересмотра и дополнения существовавшего ранее официального нормативного правового документа — Свода учреждений и уставов горных. Так Свод учреждений и уставов горных в редакции 1893 года стал включать Отделение № 6 «О нефтепроводах» которое содержало восемь статей, регламентирующих строительство и эксплуатацию нефтепроводов. Это небольшое количество статей регламентируют круг лиц, обладающих правом прокладки нефтепровода, получаемые при строительстве разрешения, принадлежность земель, занимаемых нефтепроводом и нефтепроводными сооружениями, расположение проложенных труб и построенных сооружений относительно других земельных участков и имеющихся строений, а также размер компенсации (вознаграждения), подлежащие уплате владельцам земельных участков, занятых нефтепроводом или в случае причинения ущерба.

Устав Горный Российской империи действовал вплоть до принятия 8 ноября 1917 года декрета «О земле» II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, согласно которому все природные ресурсы страны, в том числе и недра, были национализированы [3].

Литература:

  1. История развития нефтяной отрасли Азербайджана. — Текст: электронный // Neftegaz.ru: [сайт]. — URL: https://neftegaz.ru/analisis/history/329278-istoriya-razvitiya-neftyanoy-otrasli-azerbaydzhana/ (дата обращения: 09.02.2021).
  2. Мир-Бабаев, М. Ф. Краткая история азербайджанской нефти— 2-ое изд. — Баку: Издательство «Азернешр», 2009. — 376 c.
  3. Матвейчук, А. А. Право на нефть. Первые законы, регулирующие нефтедобычу в России / А. А. Матвейчук. — Текст: электронный // https://www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/: [сайт]. — URL: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/archive/2018-february/1440255/ (дата обращения: 09.02.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская империя, нефтяная отрасль, промысл, Свод учреждений, середина XIX века.


Ключевые слова

право, история, нефтедобыча, трубопроводный транспорт нефти, Устав Горный, Баку

Похожие статьи

Правовое регулирование трубопроводного транспорта

Зарубежное регулирование магистрального трубопроводного транспорта.

Правовое регулирование в сфере водного транспорта

В статье делается анализ современных тенденций правового регулирования в сфере водного транспорта. Систематизированы основные проблемы функционирования отрасли водного транспорта, вызванные правовым регулированием. Автор делает анализ положений закон...

Экономические аспекты развития транспортной отрасли в России

В статье автор исследует основные направления транспортной системы, а также аспекты ее развития и особенности данной отрасли на транспорте.

Обзор внедрения технологии парогравитационного способа добычи нефти

В последнее время перспективы развития нефтяной отрасли связываются с разработкой месторождений тяжелых нефтей и природных битумов. Добыча нетрадиционной нефти требует нетрадиционного исключительного подхода, один из них – парогравитационный способ д...

Экология выбросов нефтеперерабатывающих заводов

В статье авторы изучают экологические проблемы от выбросов нефтеперерабатывающих заводов.

Проблемы речного транспорта России и некоторые подходы к их решению

Повышение безопасности транспортировки нефти

В статье рассмотрена проблема безопасности при транспортировке углеводородов путём использования трубопроводов.

Новый этап развития железнодорожного сообщения в России

Новый этап в развитии железнодорожного транспорта. Новый взгляд на обеспечение пожарной безопасности пассажиров.

Гидрогеология Арланского нефтяного месторождения

В статье авторы изучают химический состав подземных вод Арланского нефтяного месторождения.

Похожие статьи

Правовое регулирование трубопроводного транспорта

Зарубежное регулирование магистрального трубопроводного транспорта.

Правовое регулирование в сфере водного транспорта

В статье делается анализ современных тенденций правового регулирования в сфере водного транспорта. Систематизированы основные проблемы функционирования отрасли водного транспорта, вызванные правовым регулированием. Автор делает анализ положений закон...

Экономические аспекты развития транспортной отрасли в России

В статье автор исследует основные направления транспортной системы, а также аспекты ее развития и особенности данной отрасли на транспорте.

Обзор внедрения технологии парогравитационного способа добычи нефти

В последнее время перспективы развития нефтяной отрасли связываются с разработкой месторождений тяжелых нефтей и природных битумов. Добыча нетрадиционной нефти требует нетрадиционного исключительного подхода, один из них – парогравитационный способ д...

Экология выбросов нефтеперерабатывающих заводов

В статье авторы изучают экологические проблемы от выбросов нефтеперерабатывающих заводов.

Проблемы речного транспорта России и некоторые подходы к их решению

Повышение безопасности транспортировки нефти

В статье рассмотрена проблема безопасности при транспортировке углеводородов путём использования трубопроводов.

Новый этап развития железнодорожного сообщения в России

Новый этап в развитии железнодорожного транспорта. Новый взгляд на обеспечение пожарной безопасности пассажиров.

Гидрогеология Арланского нефтяного месторождения

В статье авторы изучают химический состав подземных вод Арланского нефтяного месторождения.

Задать вопрос