Формирование семейных ценностей у студентов педагогического вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 06.02.2021

Статья просмотрена: 329 раз

Библиографическое описание:

Карзанова, А. О. Формирование семейных ценностей у студентов педагогического вуза / А. О. Карзанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 421-423. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78483/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье авторы актуализируют процесс формирования семейных ценностей у студентов педагогического вуза, обозначают и описывают условия, в которых происходит данный процесс. Выделены основные понятия исследования, проведен теоретический анализ научной литературы и описаны условия, необходимые для эффективного формирования и развития семейных ценностей у студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: семейные ценности, семья, вуз, студенты, профессиональная подготовка.

В настоящее время довольно часто происходят события, активно меняющие и способствующие модернизации и трансформации общественной системы, как на мировом, так и на государственном уровнях. Современные условия, возникшие на границе перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, из-за распада тоталитарного строя и демократизации общества, диктуют новые тотальные социальные изменения, влекущие за собой коренную перестройку всех социальных институтов. Изменениям подвергаются все существующие социальные институты, повышается уровень социальной мобильности индивидов или социальных групп, происходит активная пропаганда эгалитаризма во всех социальных отношениях, однако остается проблема явно выраженной социальной стратификации.

Тем самым, в связи с протекающей модернизацией и трансформацией социальных институтов общества, также изменениям подвержены институты воспроизводства жизни общества и общественной жизни человека (институт семьи, родства, брака, институт образования).

Как зарубежные, так и отечественные ученые, в связи с общемировыми тенденциями, говорят о возникшем кризисе семьи, ее деформации и изменении ценностных ориентаций, связанных с созданием семьи, заключении брака и родственных отношений. В последнее двадцатилетие произошла смена ролей между членами семьи, роли стали менее дифференцированы, случился переход от традиционной семьи к эгалитарной, уменьшились размеры семьи, снизились значимость старших детей и авторитет родителя. Деформация большого количества семейных ценностей связана не только с протекающими общемировыми и государственными изменениями, но и с изменением ценностных ориентаций современной молодежи.

По мнению исследователей, динамичная и непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране, активное развитие и распространение Интернета, аудио-видеопродукция, компьютеризация, культ насилия и жестокости, отсутствие должного родительского общения и авторитета окончательно подрывают авторитет семьи, школы, образовательной организации [1].

Проблема, исследуемая в данной статье, заключается в обозначении содержания представлений о семье и семейных ценностей у различных групп студентов, а также в описании способов формирования семейных ценностей у студентов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе. Специфика исследования обозначается условиями, в которых формируются семейные ценности у студентов, а именно — в условиях профессиональной подготовки в педагогическом вузе.

Актуальность статьи состоит в том, что вопрос формирования семейных ценностей, установок на создание семьи, ведение семейного образа жизни ученые, социологи, педагоги, психологи начали изучать довольно недавно. Однако, в условиях системного кризиса в нашей стране, в условиях постоянных взлетов и падений, экономической нестабильности, изменений и стрессов, вопрос создания семьи у молодого поколения имеет особую значимость, злободневность.

Для более точного определения содержания представлений о семье и семейных ценностях и способов их формирования в условиях педагогического вуза необходимо провести теоретический анализ основных дефиниций, соответствующих теме данной статьи: «семья», «семейные ценности», «педагогическое образование».

Большинство исследователей принимают семью за определенную структуру общества, ее специфичную ячейку, первооснову для дальнейшего развития. Одной из самой распространенной трактовкой дефиниции «семья» является ее определение, как группы родственников, живущих вместе. Например, Кравченко А. И. раскрывает данную дефиницию, как своеобразное сообщество, сформированное на заключенном официальном браке супругов, на их совместном проживании с их детьми (как с собственными, так и с усыновленными), а также на их духовной связи, общем быту, взаимно морально-нравственной ответственности [2].

Дефиниция «семейные ценности» в научной литературе имеет множество различных трактовок. Исследователи включают в это понятие совокупность духовно-нравственных и морально-этических норм, присущих определенной семье. Данные нормы определяют и объясняют сложившийся эмоциональный климат внутри семьи, взаимоотношения между ее членами, а также их восприятие окружающего мира и действительно. Например, Олифирович Н. И. трактует семейные ценности в аспекте культивируемой в социуме совокупности представлений о семье, которая должна воздействовать на выбор личности в отношении семейных целей, методов и способов организации семейного взаимодействия, а также жизнедеятельности в целом [3].

Целью нашего исследования является описание условий формирования семейных ценностей у студентов педагогического вуза, поэтому считаем необходимым определить, что же представляет собой педагогическое образование. В Большой советской энциклопедии приводится следующее определение: «педагогическое образование — это система подготовки педагогических кадров (учителей, воспитателей и т. п.) для общеобразовательной школы и др. учебно-воспитательных учреждений в педагогических институтах, училищах и университетах; в широком смысле — подготовка педагогических и научно-педагогических кадров для учебных заведений всех типов, включая профессионально-технические, средние специальные и высшие» [1].

Формирование и развитие семейных ценностей в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза необходимо как с этической, так и с профессиональной точки зрения. В первую очередь личность должна поддерживать развитие своей духовной составляющей. Также, в аспекте подготовки педагогических кадров, развитие семейных ценностей у студентов педагогического направления подготовки необходимо с целью передачи правильного представления о жизнедеятельности и взаимодействия внутри семьи, а также передачи своих знаний своим будущих ученикам и студентам.

Для эффективного формирования семейных ценностей у студентов педагогического вуза в процессе их профессиональной подготовки создана динамическая педагогическая система, которая открыта для модернизации и нововведений.

В такую систему входят различные компоненты. Например, теоретико-методологический компонент включает в себя изучение соответствующих дисциплин, способствующих развитию семейных ценностей; критериально-оценочный компонент представляет непосредственно оценку сформированности семейных ценностей; технологический и психолого-педагогический компоненты обеспечивают разработку и внедрение различных научных, общественных мероприятий для взаимодействия со студентами. Все компоненты в совокупности обеспечивают комплексность и высокую эффективность педагогического воздействия с целью формирования и развития семейных ценностей у студентов педагогического направления подготовки.

Таким образом, выделяются следующие условия, реализация которых необходима для эффективного формирования семейных ценностей у студентов в процессе их профессиональной подготовки: условия, направленные на формирование морально-нравственной составляющей студентов; условия, включающие в себя создание образовательного процесса и информационного пространства в вузе с целью повышения уровня семейных ценностей; условия, осуществляющие взаимодействия государственных, общественных, образовательных организаций, деятельность которых способствует раскрытию деятельности студентов в отношении формирования и развития семейных ценностей.

Литература:

  1. Большая советская энциклопедия // Большая Советская Энциклопедия (БСЭ): [сайт]. — URL: http://bse.sci-lib.com (дата обращения: 03.02.2021).
  2. Кравченко, А. И. Социология: Учебник / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. — СПб: Питер, 2008. — 432 c.
  3. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента. — СПб: Речь, 2008. — 357 с.
  4. Разорвина, А. С. Взаимодействие семьи и образовательных учреждений в воспитании ребенка / А. С. Разорвина // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2015. — № 2–5. — С. 134–139.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогический вуз, ценность, профессиональная подготовка, студент, семья, создание семьи, эффективное формирование, научная литература, педагогическое образование, теоретический анализ.


Похожие статьи

Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе

В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...

Формирование осознанного родительства в процессе профессионального обучения в вузе

В статье авторы обосновывают актуальность выбранной темы, проводят теоретический анализ основных дефиниций исследования, рассматривают процесс формирования осознанного родительства во время профессиональной подготовки в вузе, определяют его особеннос...

Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза

В статье поднимается проблема психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза. Проанализировано понятие психологического сопровождения, выделены основные задачи, формы и направления его осуществления в...

Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности

Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...

Теоретико-методологические основы и социологические концепции для изучения качества жизни населения

В статье будут рассмотрены и обобщены труды различных отечественных и зарубежных авторов, внесших свой вклад в понимание категории качества жизни, а также будет описан опыт реальных эмпирических исследований по этому объекту.

Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг

В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...

Социально-психологические факторы формирования имиджа руководителя предприятия

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов формирования имиджа руководителя предприятия. Особое внимание уделено роли личности в формировании положительного имиджа руководителя. Показано влияние имиджа руководителя пре...

Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников

В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...

Психологические аспекты процесса самоактуализации и мотивации у студентов гуманитарных и технических направлений

Данная научная статья состоит в исследовании психологических аспектов процесса самоактуализации и мотивации у студентов гуманитарных и технических направлений. В статье проведен теоретический анализ существующих научных подходов к самоактуализации и ...

Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректиро...

Похожие статьи

Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе

В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...

Формирование осознанного родительства в процессе профессионального обучения в вузе

В статье авторы обосновывают актуальность выбранной темы, проводят теоретический анализ основных дефиниций исследования, рассматривают процесс формирования осознанного родительства во время профессиональной подготовки в вузе, определяют его особеннос...

Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза

В статье поднимается проблема психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза. Проанализировано понятие психологического сопровождения, выделены основные задачи, формы и направления его осуществления в...

Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности

Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...

Теоретико-методологические основы и социологические концепции для изучения качества жизни населения

В статье будут рассмотрены и обобщены труды различных отечественных и зарубежных авторов, внесших свой вклад в понимание категории качества жизни, а также будет описан опыт реальных эмпирических исследований по этому объекту.

Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг

В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...

Социально-психологические факторы формирования имиджа руководителя предприятия

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов формирования имиджа руководителя предприятия. Особое внимание уделено роли личности в формировании положительного имиджа руководителя. Показано влияние имиджа руководителя пре...

Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников

В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...

Психологические аспекты процесса самоактуализации и мотивации у студентов гуманитарных и технических направлений

Данная научная статья состоит в исследовании психологических аспектов процесса самоактуализации и мотивации у студентов гуманитарных и технических направлений. В статье проведен теоретический анализ существующих научных подходов к самоактуализации и ...

Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректиро...

Задать вопрос