Развитие речи детей раннего возраста в процессе знакомства с окружающим миром | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дурнева, Н. М. Развитие речи детей раннего возраста в процессе знакомства с окружающим миром / Н. М. Дурнева, Г. В. Зуйкова, Т. А. Кайсаканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 416-417. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78261/ (дата обращения: 19.11.2024).



Становление речи — одна из ведущих линий развития ребенка в раннем возрасте. Ребенку в дошкольном возрасте предстоит овладеть всеми формами родного языка, научиться произносить все звуки, накопить многотысячный словарь, усвоить грамматический строй речи, научиться связно, логически рассказывать. Чтобы решить все эти задачи, необходимо знать особенности развития речи на каждом возрастном этапе и, прежде всего, понимать, что речь ребенка надо развивать своевременно, с самого раннего возраста.

Взрослый должен помочь малышу открыть окружающий мир, т. к. знакомя ребенка с окружающим, помогая получить яркие, живые впечатления и достоверные представления о нем, тем самым развивает и обогащает речь ребенка.

Одними из главных задач воспитания детей 2–3 года жизни инновационной программы дошкольного образования от рождения до школы — (под редакцией Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой) являются:

− обогащение связи малыша с окружающим миром, развитие интереса к доступным его пониманию явлениям этого мира в повседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребенком;

− расширение запаса понимаемых слов и обогащение активного словаря.

Условно третий год жизни можно назвать периодом «Меня понимают все». Что это значит? Функции речи расширяются, и она становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с детьми.

По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды жизни. Быстрый темп развития требует систематического учета развития. Чем меньше ребенок, тем чаще следует контролировать его развитие. Так, на третьем году жизни оценку развития проводят 1 раз в 6 месяцев. Контроль развития детей помогает своевременно установить отставание в развитии и соответственно, педагогическому воздействию на каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Дети третьего года жизни очень активно начинают интересоваться окружающим миром: наблюдение за деятельностью людей, соприкосновение с миром природы. Все эти впечатления имеют большое значение для умственного развития ребенка и формирования его речи. Для того чтобы дети смогли приобрести необходимые для их развития сведения, представления, педагог должен руководить процессом познания ребенком окружающих его явлений, отбирать воспитательно-ценные и вместе с тем доступные и интересные для детей явления. Поэтому составляя план работы с детьми, подбираются материалы, конспекты занятий.

В связи с тем, что малыши рассказывание лучше воспринимают, чем чтение, педагогу тщательно нужно готовиться к каждому занятию, стараясь выразительно передать содержание произведения. Постепенно привлекать и детей к рассказыванию сказок, потешек, небольших стихотворений. Начинать с простого воспроизведения знакомых сказок («Курочка Ряба», «Репка»). Иногда после рассказывания сказки прибегая к ее последующей драматизации. Если ребенок самостоятельно начинал сказку, а затем испытывал затруднение, в пересказ обязательно должен подключиться педагог. Практика показывает, что лучше напомнить ребенку текст, чем задавать вопросы. После пересказа сказок перейти к коротким рассказам. Рассматривали иллюстрации к произведению до или после рассказывания.

Кроме рассказывания по художественному произведению проводить с детьми занятия по рассматриванию игрушек и картин в форме дидактических игр («Чудесный мешочек», «Кто это?», «Что ты нашел?»). При организации таких занятий использовать прием сравнения. Подбирать игрушки — одинаковые по назначению, но отличающиеся внешним видом (медвежонок большой и маленький), разного цвета и т. п. Рассматривание строить на вопросах, обращая внимание детей на размеры игрушки, форму, цвет.

Чтобы занятия проходили интересно и эффективно, с высокой речевой плотностью, необходимо использовать:

− чередование хоровых ответов детей с индивидуальными;

− задания, предполагающие ответ — действие: найдите, покажите, выберите, принесите, сделайте. Эти задания не только позволяют сменить вид деятельности, но и выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка;

− имитационные упражнения. Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важно в становлении речевой и умственной деятельности;

− драматизации, позволяющие активизировать словарный запас и совершенствовать грамматический строй речи и др.

Малыш с раннего возраста исследует окружающий мир. Необходимо не только показывать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и целенаправленно вести работу по развитию речи детей. Постоянное взаимодействие ребенка с окружающим дает заметный развивающий эффект.

Научить малыша всматриваться в окружающий мир, воспитывать наблюдательность и любознательность. С чего же начать?

Воспитателю следует:

− знакомить детей в процессе действий с предметами и игрушками, при наблюдениях за происходящим в окружающем мире, рассматривании картинок, предметов, игрушек с их свойствами и функциями;

− создавать условия для познания того, что с одним и тем же предметом можно выполнять различные действия; а одно и тоже действие можно совершать с разными предметами;

− обогащать словарь словами — названиями профессий людей (врач, шофер, воспитатель), растений, предметов питания, одежды, мебели, домашних животных и их детенышей, игрушек, названий частей и деталей предметов (рукава и воротник у рубашки, колеса и кузов у машины);

− обогащать словарь глаголами, побуждая детей соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек;

− инициировать непроизвольную речь; побуждать активно использовать названия предметов и игрушек, стремясь к обладанию ими; знакомить детей с пространственными и временными отношениями в окружающем и побуждать выражать их в речи («Я буду спать», «Саша упал» и пр.);

− в звукоподражательных играх учить ориентироваться на звуковую сторону слова (петушок: «ку-ка-ре-ку» — кукарекает) содействовать изменению слов (по числам, падежам, временам), согласованию их в предложениях разной структуры, образованию уменьшительно-ласкательных наименований, глаголов совершенного и несовершенного вида и др.;

− учить говорить внятно, не торопясь, достаточно громко; развивать речевой слух;

− упражнять детей в правильном произношении гласных и простых согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных);

− поддерживать игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий;

− учить узнавать персонажи по звукоподражанию;

− учить производить выдох через рот плавно и протяжно (дуновением приводить в движение султанчики, лодочки в воде, шарики из ваты).

Обязательным условием для организации работы с детьми по развитию речи является благоприятное предметно-развивающее пространство, которое целенаправленно создается в целях обеспечения полноценного образования и развития воспитанников.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, ранний возраст, грамматический строй речи, игрушка, предмет, речь ребенка, средство общения.


Похожие статьи

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через речевые тренинги

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Похожие статьи

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через речевые тренинги

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Задать вопрос