В статье дана характеристика особенностей познавательной деятельности детей с расстройствами аутистического спектра. Описана структура методики Гленна Домана по развитию познавательной деятельности, адаптированной для детей школьного возраста с РАС.
Ключевые слова: познавательные навыки, интеллектуальная сфера, дети с расстройством аутистического спектра (РАС), методика Гленна Домана.
Овладение познавательными навыками, усвоение на их основе познавательной деятельности в целом имеет большое значение для гармоничного и полноценного развития ребенка, его личности. Важным это является также и для усвоения детьми социальных норм и правил.
Особенную роль представляет формирование познавательных навыков у детей школьного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС). В современной дефектологии особую значимость приобретает актуальность данного нарушения развития, в структуре которого процесс формирования познавательных навыков нарушается.
Как выделяют Лебединская К. С., Никольская О. С. у детей с РАС будут проявляться не все признаки расстройства аутистического спектра, а происходит западение в отдельных сферах, которые будут выступать в разной степени. Развитие интеллектуальной сферы детей с РАС неоднозначно. Необычная слуховая и зрительная память, точное запоминание стихов, маршрутов, ранняя ориентация в географических картах. Проявление интереса к признакам предметов, знакам (например: тексту книги, букве, цифре). При этом у ребенка с РАС наблюдаются нарушения восприятия речи взрослого, непонимания простых инструкций. Внимание у таких детей недостаточно развито, устойчивость определяется несколькими минутами, иногда секундами. [3]
Школьники с расстройствами аутистического спектра испытывают трудности в произвольном обучении. При возникающих задачах, требующих целенаправленного разрешения, ребенок с РАС претерпевает сложности в символизации. Им сложно перенести навык из одной ситуации в другую. Как отмечают Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. уровень интеллектуального развития при РАС связан, прежде всего, со своеобразием аффективной сферы. Ребенку с данным видом нарушения трудно понять развитие ситуации во времени, развести в последовательности причины и следствия. Это связано с особенностями временных соотношений. Многие дети в рамках стереотипной ситуации могут использовать игровые символы, обобщать и выстроить программу действий. Но при этом они не в состоянии активно перерабатывать полученную информацию, приспосабливаться к ежесекундно меняющемуся миру. [4]
В связи с этим одной из основных целей в области образования детей с РАС является необходимость развития когнитивной сферы деятельности. Однако интеллектуальное развитие относится к числу трудных навыков, формируемых медленно и требующих организации систематической работы. В работе современных дефектологов сегодня важно продолжать развитие системности, учета индивидуальных особенностей, потребностей и возможности воспитанников с РАС в вопросе овладения ими познавательной деятельностью.
Учитывая особенности развития познавательной деятельности детей с расстройствами аутистического спектра, одной из эффективных методик в коррекционно-развивающем процессе является методика Гленна Домана. Эта методика поможет решить ряд задач в коррекционно-развивающем процессе детей с РАС:
– установить контакт, преодолеть негативизм при общении с ребенком;
– снизить эмоциональный и сенсорный дискомфорт, характерный для детей с данным видом нарушения;
– обучить элементарным навыкам контакта;
– активизировать познавательную деятельность;
– обучить ориентироваться во внешнем мире;
– развивать самосознание и личность ребенка с РАС;
– развивать внимание, память, мышление.
Методика представляет собой набор карточек для интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Тематика карточек разнообразна, зависит от выбранной педагогом-дефектологом области интеллектуального развития. В классической системе автором методики разработано 10 областей знаний, представлены в таблице 1. [1]
Таблица 1
Разделы |
Категории |
Биология |
Орнитология, зоология, ботаника |
История |
Выдающиеся политические деятели разных стран, монархи и президенты |
География |
Континенты, страны, города, моря |
Музыка |
Оперные певцы, музыкальные инструменты, композиторы |
Искусство |
Художники, их работы, направления в искусстве |
Математика |
Количество, доли |
Анатомия человека |
Скелет, жизненные системы человека |
Общие знания |
Орудия труда, предметы быта |
Язык |
Можно использовать карточки с иностранными словами для раннего изучения |
Литература |
Писатели разных стран |
Для стимулирования не пораженных болезнью клеток головного мозга используются внешние раздражители. Для фиксации взгляда детей демонстрируются карточки с изображением животных, растений, красными точками при изучении счёта, при освоении навыка чтения используются карточки со словами, напечатанными красным цветом и крупным шрифтом. Постепенно интенсивность занятий и количество карточек увеличивается с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. По продолжительности занятия короткие (около 5–10 секунд для демонстрации одной карточки), при этом проводятся не менее 3 раз в день.
Для детей с расстройствами аутистического спектра применима техника глобального чтения, основанного на методике Г. Домана. Распознавание слова как целую единицу, не разбивая на отдельные составляющие, помогает детям с РАС более быстрому усвоению чтения.
Обучение чтению по методу Гленна Домана для детей с РАС состоит из пяти последовательных ступеней:
1 ступень — простые слова;
2 ступень — словосочетания;
3 ступень — простые предложения;
4 ступень — распространённые предложения;
5 ступень — книги. [2]
Таким образом, дети с расстройствами аутистического спектра испытывают трудности в освоении навыков познавательной деятельности. Это обусловлено их своеобразным восприятием окружающего мира, психическим и эмоциональным состоянием. Дети с РАС нуждаются в коррекционных занятиях, направленных на развитие их познавательной деятельности. В процессе занятий по методике Г.Домана ребёнка с РАС учат контактировать с взрослым, организуют произвольную деятельность, корригируют его эмоциональное состояние и поведение, происходит обогащение жизненного опыта.
Литература:
- Г. Доман Гармоничное развитие ребенка /Составление, «От редактора» В. Дольникова. — М.: «Аквариум», 1996.
- Г. Доман, Джаннет Доман Как научить ребенка читать. — М.: «Аквариум», 1998.
- Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Нач. проявления. — М.: Просвещение, 1991.
- Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Аутичный ребёнок. Пути помощи. — М.: Теревинф, 2017