Взаимосвязь между ингерентными и просодическими свойствами фонем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 20.01.2021

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Давронова, З. Б. Взаимосвязь между ингерентными и просодическими свойствами фонем / З. Б. Давронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 301-303. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77839/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье раскрываются просодические стороны речи, так так живая звучащая речь является единственным надежным источником пополнения знаний о функциональных свойствах единиц языковой системы, так как именно в ней данные единицы обнаруживают взаимозависимость и взаимное влияние при формировании смысла высказывания.

Ключевые слова: фонема, артикуляция, просодические единицы, вариация, ассимиляция, речевой поток, органы речи, просодия.

Как известно, фонема является основной единицей фонетической структуры языка и обладает специфическим свойством ингерентных характеристик. Ими могут быть как артикуляторные, так и воспринимаемые и акустические ее признаки. Артикуляторные признаки формируются в связи с положениями и движениями органов речи в ходе ее артикуляции. Так, гласные фонемы различаются по положению и движению органов речи: по горизонтальному и вертикальному движениям языка (передние-задние, открытые-закрытые), по положению губ (лабиализованные-нелабиализованные или округленные-неокругленные) и по положению нёбной занавески (чистые-носовые) звуки. Все эти ингерентные характеристики составляют основу того или иного звука и формируют материальную природу конкретной фонемы. В связи с этим по признаку ряда различается серия гласных: [a, i, e, y, ε, œ, ø, œ, ε] и занимают превалирующее положение среди других серий гласных. Всего лишь 6 из 15 гласных французского языка являются гласными заднего ряда и составляют фонологическую оппозицию гласным серии переднего ряда: [כ, o, u, a, ã, õ]. В данной фонологической оппозиции признаки ряда являются дифференциальными для этой оппозиции.

Следующими фонологическими оппозициями по степени огубленности являются оппозиция гласных лабиализованных [u, y, כ, o, œ, ø, õ, œ] и нелабиализованных [i, e, ε, a, ε, ã]; оппозиция открытых и закрытых гласных [a, α, ε, כ, œ, œ, ã, ε // i, e, o, y, u, ø, õ] и оппозиция носовых и неносовых (чистых) гласных звуков [ã, õ, ε, œ, // i, e, ε, y, u, כ, o, œ, ø, a, α]. Подобное описание и анализ статуса ингерентных признаков можно было бы провести и для консонантной системы языка. Классификация системы согласных по способу и по месту образования охватывают весь комплекс ингерентных характеристик, которые в определенных оппозициях могут оказываться дифференциальными (пертинантными) признаками.

Артикуляционные, воспринимаемые и акустические характеристики звукового строя языка образуют материальную базу его фонематической структуры. Исходя из этого, фонема представляет собой, по определению Н. С. Трубецкого, «сумму различительных признаков, т. е. служат для дифференциации значимых слов и их грамматических форм».

Фонема с этими различительными признаками в структуре речевых единиц как слоги, слова, различительными признаками в структуре речевых единиц как слоги, слова, ритмические группы, синтагмы и фразы принимают участие в качестве образующих их элементарных сегментов.

В данном случае фонема и их различительные признаки в структуре речевого континуума приобретают статус просодии и служат для организации и выполнения коммуникативной функции языка.

Как известно, слог является наименьшей просодической единицей, в которой находят свои выражения просодические характеристики не только этой единицы, но и составляющих ее гласных и согласных звуков. Одним из основных просодических характеристик классифицируют слог как выделенный и противопоставляют его к остальным, которые являются не выделенными или же менее выделенными. Различаются выделенности трех степеней: главное ударение, второстепенное ударение и безударный слог.

Во всех этих позициях слоги и их фонемы претерпевают определенным просодическим изменениям. Вариации фонем, связанные с их акцентными положениями называются обычно позиционными вариантами. В некоторых фонетических словах имеются по три одинаковых гласных, которые являются позиционными (акцентными) вариантами, т. к. они произносятся длиннее, сильнее и выше, чем остальные безударные гласные, которые, кстати, также различаются друг от друга по степени этих трех признаков.

Ранние исследования просодии были направлены в основном на описание тональных или темпоральных характеристик речи, которые изучались путем слухового анализа. Д.Кристал в своем историческом обозрении лингвистической литературы по просодии указывает, что первая дискуссия по вопросу мелодии английской устной формы речи была начата Дж.Хартом в 1569 году. Критикуя неблагоразумие орфографии английского языка, Дж.Харт делает попытку уточнить правила пользования знаками препинания, в частности вопросительным и восклицательным знаками, а также выяснить природу словесного и фразового ударения в английском языке. Функция и реализация просодических свойств фонем проявляются более отчетливо в структуре так называемой ритмической группы (по М.Граммону и Л. В. Щерба, силовая группа по П.Пасси, фонетическое слово по Ж.Тарно, акустическая единица по А. Мартине и К. Барышниковой), которая, представляя определенную смысловую единицу, произносится как одно слово с одним ударением на последнем слоге, функция которого заключается в формировании и идентификации ритмической группы как единица просодического уровня, с одной стороны. И в делимитации ее от последующих просодических единиц, с другой. Акцентная единица (или ритмическая группа) является в отличие от других просодических единиц представляет структуру, в которой участвует в своеобразной вариации свойств множества просодических средств, к числу которых можно отнести дистрибуцию выделенностей восприятия слогов, их иерархию и степень в ритмической структуре акцентной единицы. Кроме ударения различной степени выделенности, к ним относятся также явления связывания, как liaison consonnantique et vocalique, enchaînement и явления модификации фонем в речи: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация и гармония гласных.

Ассимиляции, которые могут быть прогрессивными и регрессивными, общими и частными служат упрощению артикуляции звуковой оболочки просодических единиц и тем самым обеспечению его целостности в структуре языковой коммуникации. Взаимосвязь и взаимозависимость звуков в речевом потоке осуществляются по внутренним законам каждого конкретного языка.

В результате ассимиляции формируются так называемые комбинаторные варианты фонем. Явление гармонизации (сингармонизм) характеризует тембральные свойства гласных ударных и безударных слогов. Это явление затрагивает лишь произношение гласной [e]. Гармония гласных заключается в том, что открытое [ε] под влиянием закрытой ударной гласной последующего слога закрывается, т. е. [ε] звучит как [e].

a) Влияние последующего ударного [i]

plaisance [plε'zãs] — plasir [ple'zi:r]

paix ['pε] — paisible [pe'zibl]

bêtement [bεt'mã] — bêtise [be'ti:z], abêtir [abe'ti:r]

б) влияние последующего ударного [e]

aisance [ε'zãs] — aisé [e'ze]

était [ε'tε] (imparfait от гл. аimer) — aimé [e'me]

(причастие прошедшего времени от глагола aimer)

eclairage [eklε'raз] — éclairer [ekle're]

в) влияние последующего ударного [y], орфографическое [u]

têtard [tε'ta:r] — головастик têtu [te'ty] — упрямый

tu es [tyε] — y es-tu [iety]

В заключении можно отметить, что просодические характеристики фонем (гласные и согласные) представляют собой фонетические свойства фонематического строя языка, приобретенных им в структуре единиц речевого потока.

Лиература:

  1. Зиндер Л. З. Общая фонетика. Л., 1960.
  2. Кузнецов П. С. О дифференциальных признаках фонем. М., 1970.
  3. Трубецкой Н. С. Основы фонологии. М., 1980.
  4. Crystal D. Prosodic Systems and Intоnation in English. Cambridge, 1969, pp. 20–21.
  5. Мартине А. Основы общей лингвистики. Новое в лингвистике. М., 1963.
  6. Гордина М. В. О различных функциональных звуковых единицах языка. М., 1966.
Основные термины (генерируются автоматически): гласный, фонема, единица, признак, речевой поток, характеристика, акцентная единица, фонологическая оппозиция, структура, слог, слово, серия гласных, ритмическая группа, признак ряда, движение органов речи, гармония гласных, английский язык.


Ключевые слова

фонема, ассимиляция, вариация, артикуляция, органы речи, просодия, просодические единицы, речевой поток

Похожие статьи

Оперативные единицы восприятия речи на разных...

Однако и единицы других лингвистических уровней имеют свои признаки. Для слова лингвистическими признаками (ЛП) выступают его грамматические категории (часть речи, падеж), длина слова в слогах, фонемах или морфемах, ритмическая структура, ударный...

Произношение и его роль в английском языке | Статья в журнале...

Артикуляционные органы играют первостепенную роль в речевом общении.

Речевой аппарат состоит из подвижных и неподвижных органов речи.

Классическая же теория выделяет в английском языке 44 звука: 20 гласных и 24 согласных.

Фонетические особенности обучения публичной речи с учетом ее...

Обучение публичной речи, особенно на иностранном языке (в данном случае британский вариант английского языка) имеет множество своих

Целю нашей научной работы было изучить фонетические особенности обучения публичной речи с учетом ее просодических...

Краткая история развития и формирования интонологии

Английский язык имеет свой специфический ритм, и если говорящий пренебрегает им, то это также ведет к искажению речи. Средства, выражающие эмоциональность в разговорной речи. Интонация — это основной и характерный признак любого предложения.

Король английских звуков | Статья в журнале «Юный ученый»

Фонема (греческое «звук») — минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и. Постановка правильного произношения может быть гарантирована только при опережающем. Вместо отдельных слов и словосочетаний, содержащих тот или иной звук...

Развитие фонетических навыков у студентов неязыковых вузов

иностранный язык, нарушение речи, английский язык, иностранный язык дошкольников, развитие

Ключевые слова: артикуляция гласных звуков, вокалическая система, гласные

русский язык, монологическая речь, речевая деятельность, аудирование, говорение, устная...

Иноязычная произносительная культура как «визитная карточка»...

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, культура речи, иноязычная

Культура речи понимается как «владение нормами литературного языка в его устной и письменной

При произнесении последнего слова с кратким гласным звуком, у собеседника вряд ли возникнет...

Роль фонетической зарядки в изучении студентами иностранного...

Основные задачи речевой зарядки — настройка слухового и речевого аппарата на иностранный язык и развитие речи студентов, главным образом неподготовленной речи. Студенты должны понять совершенно незнакомый рассказ, построенный на знакомом лексическом и...

Формирование навыка произнесения звуков у младших школьников

Во-вторых, гласные фонемы английского языка различаются по долготе и краткости, что очень важно

При этом определяется тип слога, и правильное произнесение гласной фонемы в

Система гласных звуков якутского и английского языков. Все звуки речи делятся на два...

Похожие статьи

Оперативные единицы восприятия речи на разных...

Однако и единицы других лингвистических уровней имеют свои признаки. Для слова лингвистическими признаками (ЛП) выступают его грамматические категории (часть речи, падеж), длина слова в слогах, фонемах или морфемах, ритмическая структура, ударный...

Произношение и его роль в английском языке | Статья в журнале...

Артикуляционные органы играют первостепенную роль в речевом общении.

Речевой аппарат состоит из подвижных и неподвижных органов речи.

Классическая же теория выделяет в английском языке 44 звука: 20 гласных и 24 согласных.

Фонетические особенности обучения публичной речи с учетом ее...

Обучение публичной речи, особенно на иностранном языке (в данном случае британский вариант английского языка) имеет множество своих

Целю нашей научной работы было изучить фонетические особенности обучения публичной речи с учетом ее просодических...

Краткая история развития и формирования интонологии

Английский язык имеет свой специфический ритм, и если говорящий пренебрегает им, то это также ведет к искажению речи. Средства, выражающие эмоциональность в разговорной речи. Интонация — это основной и характерный признак любого предложения.

Король английских звуков | Статья в журнале «Юный ученый»

Фонема (греческое «звук») — минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и. Постановка правильного произношения может быть гарантирована только при опережающем. Вместо отдельных слов и словосочетаний, содержащих тот или иной звук...

Развитие фонетических навыков у студентов неязыковых вузов

иностранный язык, нарушение речи, английский язык, иностранный язык дошкольников, развитие

Ключевые слова: артикуляция гласных звуков, вокалическая система, гласные

русский язык, монологическая речь, речевая деятельность, аудирование, говорение, устная...

Иноязычная произносительная культура как «визитная карточка»...

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, культура речи, иноязычная

Культура речи понимается как «владение нормами литературного языка в его устной и письменной

При произнесении последнего слова с кратким гласным звуком, у собеседника вряд ли возникнет...

Роль фонетической зарядки в изучении студентами иностранного...

Основные задачи речевой зарядки — настройка слухового и речевого аппарата на иностранный язык и развитие речи студентов, главным образом неподготовленной речи. Студенты должны понять совершенно незнакомый рассказ, построенный на знакомом лексическом и...

Формирование навыка произнесения звуков у младших школьников

Во-вторых, гласные фонемы английского языка различаются по долготе и краткости, что очень важно

При этом определяется тип слога, и правильное произнесение гласной фонемы в

Система гласных звуков якутского и английского языков. Все звуки речи делятся на два...

Задать вопрос