В статье авторы анализируют развитие социально-культурного пространства детей и подростков в деятельности сельской школы.
Ключевые слова: подрастающее поколение, единое культурно-образовательное пространство, социально-культурное пространство, патриотическое воспитание, совместная деятельность.
Важная задача образовательного учреждения — это не только формирование знаний, умений и навыков, но и подготовка обучающихся к жизни в обществе. Решение этого постулата мы видим в расширении культурно-образовательного пространства для всех субъектов образовательной деятельности. В процессе реализации идеи функционирования и развития школы предполагается, что школа становится центром единого культурно-образовательного пространства на селе, особой формою.
Проблема воспитания и организации социально-культурной деятельности подрастающего поколения в сельской местности — это актуальная проблема для многих населённых пунктов Российской Федерации в связи с тем, что в сельской местности имеется ограниченность материально-технических, кадровых ресурсов. Как правило, многие села лишены Домов культуры, Домов молодежи, музыкальных школ, находятся вдали от районных центров и городской черты. Возможность дать детям всестороннее культурное пространство в таких поселениях минимальная. И именно школа, становится единственным центром, который может организовать минимальную социально-культурную занятость, воспитание и развитие ребёнка в таких условиях.
Школа — это центр единого культурно-образовательного пространства на селе, это особая форма объединения сельских учреждений и организаций, работающих с детьми и молодежью. Внутренние связи — это совместная деятельность всех школьных структур. Внешние связи — это связи с учреждениями и предприятиями, находящимися на территории сельского поселения. Школа — как центр социально-культурного пространства на селе позволяет обеспечить единство и целостность воспитания духовно-нравственной личности. С одной стороны, она использует воспитательные, образовательные, кадровые ресурсы социума для воспитания и обучения подрастающего поколения, а с другой — способствует культурному, образовательному и нравственному обогащению своих партнеров, а также помогает решать проблемы социального и экономического развития села.
В то же время до сих пор в литературе отсутствует единое мнение в определении понятий школа, стратегия школы, недостаточное внимание уделяется сельским школам, существует проблема в применении методик формирования культурных ценностей. Требуется решение вопросов формирования стратегии социально-культурного воспитания и разработки методов оценки его эффективности. Этим и определяется актуальность нашей работы.
Проведя анализ работы мы пришли к выводу, что на рубеже ХХ-ХХIвв. в России активно формируется гражданское общество, и сама Россия активно развивается как современное правовое государство, которое способно без лишних усилий и проблем признать права и свободы человека. Сегодня происходят изменения, которые формируют новые условия и требования к образованию. Совершенствование личности на протяжении всех лет ее обучения, ее определенность в современном обществе, освоение на трудовом рынке являются для школы важнейшими задачами. Укрепление воспитательной деятельности образования (формирование любви к своему городу, Родине, милосердия, уважения) признается как одно из основных направлений национальной политики в области образования.
Патриотическое образование — одно из значимых составляющих образовательной политики России. Это система знаний, направленная не только на формирование и развитие духовных чувств в личности, но и на становление адекватного поведения современного школьника. Патриотическое воспитание является единым комплексом, основой которого является правовое и нравственное образование, которое может реализовываться не только через внеклассную работу, но и во время учебного процесса. Это воспитание, которое содействует развитию у школьников патриотического сознания,ориентации на нравственные ценности, формируя положительное отношение к истории и культуре Отечества, малой родины.
На современном этапе модернизации отечественного образования повысилась роль социально-воспитательных и патриотических установок, программно-целевой подход при реализации задач патриотического воспитания, в том числе и на основе социального партнерства.
Важная задача образовательного учреждения — это не только формирование знаний, умений и навыков, но и подготовка обучающихся к жизни в обществе. Решение этого постулата мы видим в расширении культурно-образовательного пространства для всех субъектов образовательной деятельности. В процессе реализации идеи функционирования и развития школы предполагается, что школа становится центром единого культурно-образовательного пространства на селе, особой формою.
Проблема воспитания и организации социально-культурной деятельности подрастающего поколения в сельской местности — это актуальная проблема для многих населённых пунктов РФ в связи с тем, что в сельской местности имеется ограниченность материально-технических, кадровых ресурсов. Как правило, многие села лишены Домов культуры, Домов молодежи, музыкальных школ, находятся вдали от районных центров и городской черты. Возможность дать детям всестороннее культурное пространство в таких поселениях минимальная. И именно школа, становится единственным центром, который может организовать минимальную социально-культурную занятость, воспитание и развитие ребёнка в таких условиях.
Школа − это центр единого культурно-образовательного пространства на селе, это особая форма объединения сельских учреждений и организаций, работающих с детьми и молодежью. Внутренние связи — это совместная деятельность всех школьных структур. Внешние связи — это связи с учреждениями и предприятиями, находящимися на территории сельского поселения. Школа — как центр социально-культурного пространства на селе позволяет обеспечить единство и целостность воспитания духовно-нравственной личности. С одной стороны, она использует воспитательные, образовательные, кадровые ресурсы социума для воспитания и обучения подрастающего поколения, а с другой — способствует культурному, образовательному и нравственному обогащению своих партнеров, а также помогает решать проблемы социального и экономического развития села.
Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в XX веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века.
С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы. Основная цель работы дать научное обоснование социокультурному аспекту управления современным образованием.
Место проживания и его специфика играет важную роль в становлении и развитии личности детей и подростков, так как является одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на формирование личности, в совокупности многих факторов: социального окружения, СМИ, школы и т. д.
О современной сельской школе можно сказать следующее: это одна из вечных ценностей человечества, характеризующая национальное духовное наследие и уровень его развития, которая выражается в сформированности его как нравственного качества в личности, а также в активной деятельности, направленной на благо своей Родины.
В условиях образовательной сети формируются общесетевые ресурсы, непрерывный обмен информацией и опытом, которые эффективно перестроят образовательную сеть и повысят качество образования, изучаются социально-педагогические условия совершенствования социально культурной деятельности сельской школы, заключающиеся в учете традиционного уклада быта, труда и хозяйствования народов, в проектировании и программировании адекватны ему сети и видов общеобразовательных учреждений, целей, содержания и структуры образования, педагогических технологий, в кооперировании образовательной системы с другими отраслями социально-культурной и производственной сфер, в удовлетворении многообразных образовательных потребностей личности человека современного цивилизованного общества.
В связи с этим свою задачу в сельской школе мы видим в том, чтобы превратить школу в центр окружающего социально-культурного пространства, сохранить и распространить этническую культуру и исторические традиции «малой» родины и при этом дать учащимся сильное, полноценное предметное образование, позволяющее им реализовать себя в жизни, быть адекватными миру и себе, развивать в каждом воспитаннике социальную и культурную компетентность, способствовать формированию достойного человека — гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала.
Совместная деятельность образовательного учреждения и социально-культурного центра, направленная на формирование патриотических качеств в ребенке, безусловно, дает положительные результаты, влияет на развитие внутреннего мира подростка, укрепляет в его сознании такие понятия как любовь, уважение, милосердие.
Подводя итоги, можно констатировать, что формирование патриотических качеств у школьников будет эффективным, если: будут разработаны базовые компоненты программного обеспечения патриотического воспитания учащихся на основе социального партнерства школы; будет активно взаимодействовать школа и социально-культурное пространство для решения возможных проблем в этом вопросе; будет реализовано соответствующее технологическое сопровождение на основе этнокультурных, православных ценностей.
Развитие традиций российской культуры, повышение значимости семьи в социализации подрастающего поколения, поиск оптимальных диагностических процедур в определении эффективности реализации системы патриотического воспитания в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения потребуют дальнейших исследований.
Социально-культурное пространство МБОУ «СОШ с. Русская Халань» способствует реализации творческого потенциала детей и подростков и мотивирует их на выбор творческой профессии.
Литература:
- Культурно-образовательное пространство современного человека: Коллективная монография/Под ред. профессора Ю. Г. Голуба. — Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2010. — 167 с.
- Российское культурное пространство в региональном измерении. Андрей Мурзин. — М.: Директ-Медиа, 2014. — 110 стр
- Мещанова, Л. Н. Особенности патриотического воспитания школьников: учебное пособие / Л. Н. Мещанова; ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университетим. Н. Г. Чернышевского», Ин-т искусств. — Саратов: [б. и.], 2016–59 с.