Воспитание коллектива на занятиях физической культуры и спорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 13.01.2021

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Пантилеева, Н. В. Воспитание коллектива на занятиях физической культуры и спорта / Н. В. Пантилеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77617/ (дата обращения: 04.03.2021).



Коллектив — это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели [2].

Одна из главных задач преподавателя физической культуры заключается в том, чтобы проводимые им занятия были использованы не только для физического развития детей или подростков, но и в целях формирования положительных черт личности, интеллекта, а психологическая атмосфера занятий способствовала подавлению эгоизма, лицемерия, нечестности и т. д. При этом необходимо акцентировать внимание учащихся на своих индивидуальных особенностях и возможностях. Это способствует активизации процессов самопознания — основы воспитания [1].

Процесс физического воспитания оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир человека, на его сознание и поведение. Под влиянием физических упражнений изменяется характер деятельности всех органов и систем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психическое здоровье.

Эффект физического воспитания заключается в том, что с его помощью формируются здоровые привычки, самоконтроль за стрессовыми ситуациями, тенденцией к отказу от агрессивного поведения и готовность к избеганию агрессивных посягательств. В процессе физического воспитания формируется чувство уверенности в себе.

Двигательная активность должна включить в себя не только освоение того или иного движения (комплекса движений) и навыка, но познавательный и личностный аспекты. Известно, что одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития двигательных способностей, а также (в игровой форме) для интеллектуального развития.

Цель работы:изучить особенности воспитания коллектива на занятиях физической культуры и спортом.

Гипотеза исследования: так как в исследовании принимали участие студенты обучающиеся в разных группах, то уровень групповой сплочённости будет отличаться.

Объект и методы исследования.

В исследовании приняли участие 20 человек, возраст 18–19 лет, место проведение эксперимента Курганский государственный университет.

Среди испытуемых 10 человек — студенты 1 курса института педагогики психологии и физической культуры, обучающиеся по направлению подготовки «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности» группы ПФ-136.18. А также 10 человек из группы ПФ-135.18, обучающихся на 1 курсе института педагогики психологии и физической культуры по направлению подготовки «Дефектология».

У студентов группы ПФ-135.18 занятия по физической культуре проходят 2 раза в неделю, 1,5 часа проходят занятия по элективному курсу физической культуры, и 1,5 часа пара по плаванию.

У студентов группы ПФ-136.18 физкультура проходит 5 раз в неделю, 2 раза элективные курсы по физической культуре, 1 занятие по плаванию, и 2 пары по повышению профессионального мастерства, что говорит о том, что у этой группы занятий по физической культуры проводятся в 2 раза больше, чем у студентов первой группы.

Для исследования групповой сплоченности был использован Индекс групповой сплоченности Сишора.

Математическая обработка данных проводилась при помощи параметрических методов математической статистики с использованием стандартного пакета программ Microsoft office Excel и Microsoft Word на ноутбуке HP.

С помощью данных программ определили среднее арифметическое значение, ошибку среднего арифметического, стандартное отклонение, достоверность различий с учетом критерия t-Стьюдента.

Математические обозначения используемых параметров:

– среднее арифметическое значение (х).

– ошибка среднего арифметического (m).

показатель достоверности различий сравнительных величин по t-критерию Стьюдента.

При математической обработке данных ставилась задача объективной оценки степени надёжности и достоверности количественных характеристик материала исследований, выявления закономерности различия результатов.

В результате проведённого исследования по определению уровня групповой сплоченности были обнаружены существенные межгрупповые различия.

Уровень групповой сплочённости группы ПФ-135.18

Рис. 1. Уровень групповой сплочённости группы ПФ-135.18

Уровень групповой сплочённости группы ПФ-136.18

Рис.2. Уровень групповой сплочённости группы ПФ-136.18

Как показано на круговой диаграмме рисунка 1, у группы ПФ-135.18, уровень групповой сплочённости как средний оценивают 10 % учащихся, как как высокий уровень групповой сплочённости оценивают 30 % студентов, и 60 % учащихся оценивают сплочённость выше среднего уровня групповой сплочённости. Так же на рисунке 1 видно, что ниже среднего уровня групповой сплочённости оценивают 0 % студентов, как низкую оценивают так же 0 % учащихся.

Выяснилось, что у студентов группы ПФ-135.18 уровень групповой сплочённости наиболее высокий. Средний балл у испытуемых в этой группе составил 14,3±3,457681балла, это говорит о том, что уровень групповой сплоченности выше среднего, и студенты этой группы более сплочённой по той причине, что в их коллективе достаточно дружеские отношения, каждый может поделиться с товарищем какой-либо информацией, а так же может надеяться на взаимопомощь и взаимовыручку.

На круговой диаграмме рисунка 2 группы ПФ-136.18 видно, что уровень групповой сплочённости как средний оценивают 10 % учащихся, ниже среднего уровня так же оценивают 10 % учащихся, 40 % студентов этой группы оценивают уровень групповой сплочённости как выше среднего, и так же 40 % оценивают уровень групповой сплочённости как высокий.

У студентов группы ПФ-136.18 уровень групповой сплоченности был таким же, как и у испытуемых группы ПФ-135.18 — выше среднего. Он составил 13,8±1,636392балла. Это так же говорит о том, что эта группа сплоченная, но как показано на диаграмме у этой группы показатели уровня групповой сплочённости составляют по 40 %, высокого и выше среднего.

Это означает, что в группе ПФ-136.18 сплочённость существенно выше, чем в группе 135.18, по той причине что в спортивном коллективе студенты часто формируются в команды, работают сообща, находятся в тесном взаимодействии друг с другом, что в другой группе такого не наблюдается, так как они не так часто взаимодействуют друг с другом, но всё же коллектив этой группы достаточно сплочённый.

Вывод

Особенностями в воспитания коллектива на занятиях физической культуры и спортом является сам его процесс, стимулирующий к занятиям физкультурой и спортом и укреплению своего здоровья, который также формирует у учащихся спортивно-оздоровительные умения и навыки, совершенствование культуры движений: осанку, походку, ловкость, быстроту двигательных реакций, также развивает и совершенствует физические задатки и способности в отдельных видах физкультуры и спорта.

Проведя исследование по уровню групповой сплочённости выяснилось, что у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Спортивная тренировка и безопасность жизнедеятельности», уровень групповой сплочённости высокий и выше среднего. У студентов второй группы, обучающейся по направлению подготовки «Дефектология», уровень групповой сплочённости выше среднего, что является хорошим показателем по сплочённости в коллективе.

Литература:

  1. Фопель.К. Групповая сплочённость/К.Фопель.- Генезис, Серия: Все о психологической группе, 2010 г. -336 с.
  2. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. — М.,2003.-304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): групповая сплоченность, физическая культура, уровень, группа, направление подготовки, среднее, студент группы, физическое воспитание, арифметическое значение, групповая сплоченность группы.


Задать вопрос