Использование приёмов мнемотехники, направленных на развитие произвольной памяти младших школьников с умственной отсталостью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 09.01.2021

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Лизина, М. С. Использование приёмов мнемотехники, направленных на развитие произвольной памяти младших школьников с умственной отсталостью / М. С. Лизина, Н. А. Пешкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77328/ (дата обращения: 26.02.2021).



Данная статья рассматривает использование приемов мнемотохники, направленых на развитие произвольной памяти младших школьников с умственной отсталостью. А также цели,задачи и приемы мнемонических техник.

Ключевые слова: ребенок, мнемоническая таблица, интеллектуальная недостаточность, мнемоническая схема, мнемоническое запоминание, мыслительная деятельность, учебный процесс, процесс запоминания, память.

Память — это психический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Память объединяет прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей когнитивной функцией, лежащей в основе развития и обучения [6].

У детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью отмечается низкий уровень развития кратковременного и долговременного слухового запоминания; низкая точность и прочность запоминания вербального и визуального материала, т. е. недостаточный уровень развития зрительной и слуховой памяти. Так же память детей с задержкой умственного развития отличается качественным своеобразием. Больше всего страдает произвольное запоминание. При правильном подходе к обучению дети овладевают определенными мнемотехническими приёмами, рациональными приёмами запоминания [3].

Человеческая память организована таким образом, что новый материал всегда базируется на уже известном. Запечатление будет успешнее, если новая информация будет содержать 30 % уже известной. Объяснение нового сложного материала должно начинаться со ссылкой на то, чтоуже известно.

Чем богаче опыт, знания детей, запечатлённые ими бессознательно, тем больше возможностей у них есть для запоминания, используя продукты рефлекторной памяти в своей практической мыслительной деятельности.

Запечатление у детей основательно увеличивается, если оно связано с активной мыслительной деятельностью над определённым материалом. Следовательно, чем более активной и содержательной является деятельность с материалом, тем выше оказывается продуктивность запоминания.

Эмоциональный материал запоминается быстрее, прочнее и охотнее.Не должно быть эмоционально нейтральных материалов. Желательно, чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае ребёнок способен запомнить в два раза больше.

Продуктивность запоминания зависит от функционального состояния ребёнка. Занятиями, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня. [5]

Чтобы улучшить память, нужно обучать ребенка технике запоминания и припоминания. Данному способствует мнемотехника.

По определению, предоставленному В. А. Козаренко, «мнемотехника — система разнообразных приемов, облегчающих запечатление и увеличивающих объем памяти за счет образования дополнительных ассоциаций, организации учебного процесса в игровой форме» [4].

Целью тренинга является формирование детской памяти с помощью системы работы, в которой используются различные мнемонические приемы [4, с. 17].

Задачи мнемотехники:

— основная задача мнемотехники — указать способы запоминания большого количества информации за короткое время, что было бы трудно понять без второстепенных приемов;

— формирование памяти у детей, различные ее типы;

— развитие мыслительных процессов у детей (мышление, внимание, воображение);

— развитие у детей интеллектуальной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять значимые характеристики;

— обучать детей умению запоминать любую информацию.

Приемы мнемонического запоминания, призванные облегчить процесс запоминания:

— Создание семантических фраз из первых букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку»);

— Рифмы («Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам», или «Пифагоровы штаны на все стороны равны»);

— Мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, мнемосхемы;

— Поиск четких, необычных ассоциаций (картинок, карточек, фраз), связанных с заученной информацией;

— Запечатление длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных [4, с. 21].

Актуальность мнемотехники для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью связана тем, что как раз в этом возрасте у детей доминирует зрительно-образная память. В первую очередь запечатление происходит невольно. Если ребенок пытается выучить и запомнить то, что не поддерживается зрительным образом, это не приведет к успеху. В учебный процесс вводятся мнемонические таблицы (схемы). Сущность мнемонических таблиц в том, что для каждого слова или небольшой фразы придумывается картинка (изображение); следовательно, зарисовывается весь текст. Ребенку легко удается воссоздать текст, заданный в виде текста, смотря на эти схемы-картинки. Мнемоника помогает упростить процесс запоминания, развить зрительную и слуховую память, развить ассоциативное мышление и воображение, а также повысить зрительное и слуховое внимание. Благодаря грамотной работе педагога мнемонические приемы приводят к обогащению лексического запаса и формированию связной речи, дети приобретают навыки коммуникации.

Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

  1. Кодирование в образы
  2. Запоминание (слияние двух образов)
  3. Запоминание последовательности
  4. Закрепление в памяти. [4]

Мнемотехника строится по принципу «от простого к сложному».

В первую очередь детей знакомят с мнемоквадратами — отдельными схематическими рисунками с соответствующей информацией, обозначающей слово, фразу или простое предложение. Далее задание усложняется, детям демонстрируются мнемодорожки — это уже несколько схематических рисунков, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения. Мнемонические таблицы — это следующий шаг за мнемодорожками. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, с помощью которых можно запомнить и воссоздать всю историю или даже стихотворение.

Работа с мнемоническими таблицами строится в несколько этапов:

1 этап: Изучение таблицы и анализ того, что на ней изображено.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую таблицу, и по мере обучения дети начинают активно участвовать в создании схемы.

Сначала вместе с детьми рисуются только некоторые детали мнемонической схемы, затем большая часть мнемонической схемы, а затем вместе с детьми формируется вся мнемоническая таблица (после того, как дети ознакомятся с информацией или работой, которая требует быть зашифрованной).

2этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. переход от символов к изображениям.

3 этап: После перекодирования сказку или рассказ пересказывают на определенную тему. В старших группах дети должны делать это самостоятельно, помощь взрослых разрешена только в начале учебного года. В зависимости от уровня владения этой техникой детьми следует постепенно убирать часть информации из мнемонической таблицы, оставляя самые основные моменты, чтобы пересказ детей в дальнейшем осуществлялся по памяти.

4 этап: Дети составляют графический набросок мнемонической таблицы (после минимального усвоения первых трех этапов работы).

5 этап: Придумывание собственной схемы и на ее основе составлять свой рассказ, сказку или загадку [4].

Из всего этого можно сделать вывод, что при применении мнемотехники у детей расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, создавать интересные истории; возникает интерес к запоминанию стихов и потешек, скороговорок, загадок; лексический запас становится более богатым; дети справляются с неуверенностью в себе, с застенчивостью, учатся спокойно держаться перед большим количеством людей.

Учитывая специфику младших школьников с умственной отсталостью, нужно: предлагать небольшое количество материала, повторить демонстрацию действий с тем или иным материалом несколько раз, завершать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок быстро утомляется, не может продолжительно трудиться.

Дети с нарушениями в развитии предпочитают упражнения, которые могут выполнить, но игнорируют сложные упражнения, хотя иногда им это интересно. Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребёнку освоить упражнение: успех ведет к повышению самооценки и дальнейшим потребностям в развитии.

Литература:

1. Зиганов М, Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления.

2. Мещеряков Б, Зинченко Т. П Большой психологический словарь. — М., Олма-пресс, 2004

3. Смирнов A. A. Проблемы психологии памяти / Избранные психологические труды / A. A. Смирнов. — М.: Педагогика, 1987. — Т. 2. — 331 с.

4. Козаренко В.А Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» — М. 2002.

5. Огородникова Л. А. Развитие мнемических способностей младших школьников: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 — педагогическая психология / Огородникова Лариса Анатольевна. — Ярославль, 2002–235 с.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2005. — 173 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мнемоническая таблица, интеллектуальная недостаточность, мнемоническая схема, мнемоническое запоминание, память, процесс запоминания, учебный процесс, слуховая память, умственная отсталость.


Ключевые слова

интеллектуальная недостаточность, ребёнок, учебный процесс, память, мыслительная деятельность, мнемоническая таблица, мнемоническая схема, мнемоническое запоминание, процесс запоминания
Задать вопрос