Эффективность использования мнемонических приёмов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Эффективность использования мнемонических приёмов / А. М. Макарова, Д. И. Байгачёв, Н. А. Дорошенко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/203/49856/ (дата обращения: 29.03.2024).



Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. И в современном мире необходимость запоминания больших объёмов информации очень велика. Соответственно появилось много предложений обучить лучшему методу запоминания, не зависимо от его эффективности.

Физиологические механизмы памяти

Память — обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков [1]. Виды памяти классифицируют по форме проявления, по временной характеристике, или продолжительности (мгновенная, кратковременная, долговременная).

Мгновенная память заключается в образовании мгновенного отпечатка. Мгновенная память переходит в категорию кратковременной памяти при достаточной силе действующего стимула. В основе кратковременной памяти лежит повторная многократная циркуляция импульсных разрядов по круговым замкнутым цепям нервных клеток. Превращение краткосрочной памяти в долговременную обусловлено наступлением стойких изменений синаптической проводимости как результата повторного возбуждения нервных клеток [2].

Мнемоника— совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций. Метод размещения — один из старейших мнемонических приемов. Суть его состоит в том, что запоминаемую информацию нужно мысленно расставлять в хорошо знакомом помещении в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить это помещение, чтобы воспроизвести необходимую информацию [3].

Материалы иметоды исследования

  1. 10 пар слов, между которыми легко установить смысловые связи (приложение 1) и 10 пар слов, между которыми установить смысловые связи сложно (приложение 2 и 3).
  2. Секундомер.
  3. 25 испытуемых в возрасте от 17 до 35 лет.
  4. Мнемонический метод размещения.

Порядок исследования

Экспериментатор вначале читает каждую пару слов, а исследуемый старается установить связь меду словами пары. Затем экспериментатор называет только первое слово пары, а исследуемый должен воспроизвести второе, пользуясь установленной им связью. Исследуемым была прочитана соответствующая инструкция.

Экспериментатором вначале было проведено исследование 1, с использованием пар слов, между которыми было легко установить смысловые связи (Приложение 1), затем с использованием пар слов, между которыми сложно установить смысловые связи (Приложение 2).

Затем испытуемому было предложено для запоминания использовать самый простой мнемонический прием, метод размещения, не требующий специальной подготовки, при котором при запоминании слов испытуемый как бы мысленно размещает зрительные образы данных слов в хорошо знакомом месте — скажем дорога из дома на работу, в университет или место, в котором он часто бывает. Для этого исследования использовалось Приложение 3.

При исследовании с использованием пар слов, не связанных между собой логически (Исследование 2), запоминание пар слов ухудшалось на 40 % по сравнению с уровнем запоминания пар слов, связанных между собой логической связью (Исследование 1).

При исследовании, в котором испытуемым было предложено использовать метод размещения, запоминание улучшилось на 23 %, по сравнению с исследованием 2.

Некоторые особенности:

– Четверо испытуемых проговаривали пары слов про себя, двигая при этом губами. При повторном проведении исследования с этими людьми, когда испытуемым было запрещено это делать, результаты ухудшались в среднем на 10 %

– У тех испытуемых, которые при запоминании пар слов в исследовании 1 и исследовании 2 представляли себе образы предметов (9 человек), результаты лучше в среднем на 17 %.

– Запоминание пар слов также зависит от времени суток, в которое проводилось исследование. У людей, которые проходили исследование в вечернее время суток результаты на 15 % хуже, чем у людей, испытуемых утром

Выводы:

  1. При использовании пар слов, не имеющих логической связи, количество запомненных пар существенно снижается, что указывает на влияние смысловых связей на процессы запоминания.
  2. При использовании метода размещения, объём запоминаемой информации увеличивается, даже несмотря на то, что данный метод все испытуемые используют впервые. То есть при постоянном использовании данного метода, мы можем предположить, что объем запоминаемой информации также будет возрастать.
  3. При оценке данных, полученных в данном исследовании, следует учитывать такие данные как время суток, в которое проводилось исследование, пользовался ли испытуемый мнемоническими приемами, а частности методом размещения, ранее, шевелил ли губами или шептал при запоминании.
  4. Также на примере метода размещения мы доказали, что мнемоника позволяет запоминать информацию с однократного восприятия каждого элемента, что имеет высокое практическое значение и может применяться в повседневной жизни, например, при запоминании неких длинных списков.

Литература:

  1. Каменская М. А, Каменский А. А.. Основы нейробиологи. —: Дрофа, 2014. — 365 с.
  2. Память // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Память (дата обращения: 24.04.2018).
  3. Метод Цицерона // Самоучитель по развитию. URL: http://upgradememory.ru/pg/metod_cicerona.htm (дата обращения: 24.04.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): использование пар слов, метод размещения, пар слов, запоминаемая информация, Запоминание пар слов, испытуемый, время суток, кратковременная память, логическая связь, мгновенная память.


Похожие статьи

О роли запоминания в изучении языков | Статья в журнале...

Ключевые слова: память, произвольная память, непроизвольная память, дошкольное детство, развитие памяти в процессе чтения. Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников — обучение логическим приемам запоминания.

Приёмы развития памяти у детей | Статья в журнале...

Ключевые слова: память, развитие, установка, кратковременная память, долговременная память. Каждому учащемуся хорошо известно, как быстро исчезает из памяти материал. Следовательно, идет установка на кратковременное запоминаниеинформация...

Вопросы улучшения работы памяти в процессе обучения...

Ключевые слова: память, развитие, установка, кратковременная память, долговременная память. Имеется ли у учащихся достаточная установка на запоминание и на прочность сохранения информации в памяти?

Возрастные особенности кратковременной зрительной памяти

Память — интегративная функция мозга, обеспечивающая восприятие, запоминание, хранение и воспроизведение информации или навыка.

Из этой гистограммы мы можем увидеть, что у студентов лучше всего выражен коэффициент запоминания связанных слов.

Индивидуальные особенности памяти младшего школьника

Ключевые слова: память, развитие, установка, кратковременная память, долговременная память. Если для заучивания наизусть того или иного материала при наличии «установки на запоминание» требовалось например, 8–10 повторений, то в отсутствие этой «установки»...

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей...

В ходе проведения исследования запоминания и воспроизведения слуховой информации у

После первого прочтения дети с нормальным развитием воспроизвели в среднем 3–5 слов, дети с ОНР III

Это говорит о том, что уровень кратковременной слухо-речевой памяти у детей с...

Педагогические условия развития смысловой произвольной...

Ключевые слова: память, произвольная память, процессы памяти, дошкольник, условия развития памяти.

Запоминание обеспечивает ввод информации в память через включение поступающих элементов в соответствующие системы ассоциативных связей.

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Виды памяти: Образная память — запоминаются, сохраняются и воспроизводятся образы, звуки, запахи.

Задание можно усложнять и делать легче, изменяя количество и сложность слов.

Символическая (словесно-логическая память).

Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем

У детей дошкольного возраста наглядно-образная память, и запоминание носит в

Поскольку кратковременная память воспринимает информацию блоками, то все

Второй метод: Отличается тем, что сначала детям демонстрируются картинки и дается время их рассмотреть.

Похожие статьи

О роли запоминания в изучении языков | Статья в журнале...

Ключевые слова: память, произвольная память, непроизвольная память, дошкольное детство, развитие памяти в процессе чтения. Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников — обучение логическим приемам запоминания.

Приёмы развития памяти у детей | Статья в журнале...

Ключевые слова: память, развитие, установка, кратковременная память, долговременная память. Каждому учащемуся хорошо известно, как быстро исчезает из памяти материал. Следовательно, идет установка на кратковременное запоминаниеинформация...

Вопросы улучшения работы памяти в процессе обучения...

Ключевые слова: память, развитие, установка, кратковременная память, долговременная память. Имеется ли у учащихся достаточная установка на запоминание и на прочность сохранения информации в памяти?

Возрастные особенности кратковременной зрительной памяти

Память — интегративная функция мозга, обеспечивающая восприятие, запоминание, хранение и воспроизведение информации или навыка.

Из этой гистограммы мы можем увидеть, что у студентов лучше всего выражен коэффициент запоминания связанных слов.

Индивидуальные особенности памяти младшего школьника

Ключевые слова: память, развитие, установка, кратковременная память, долговременная память. Если для заучивания наизусть того или иного материала при наличии «установки на запоминание» требовалось например, 8–10 повторений, то в отсутствие этой «установки»...

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей...

В ходе проведения исследования запоминания и воспроизведения слуховой информации у

После первого прочтения дети с нормальным развитием воспроизвели в среднем 3–5 слов, дети с ОНР III

Это говорит о том, что уровень кратковременной слухо-речевой памяти у детей с...

Педагогические условия развития смысловой произвольной...

Ключевые слова: память, произвольная память, процессы памяти, дошкольник, условия развития памяти.

Запоминание обеспечивает ввод информации в память через включение поступающих элементов в соответствующие системы ассоциативных связей.

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Виды памяти: Образная память — запоминаются, сохраняются и воспроизводятся образы, звуки, запахи.

Задание можно усложнять и делать легче, изменяя количество и сложность слов.

Символическая (словесно-логическая память).

Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем

У детей дошкольного возраста наглядно-образная память, и запоминание носит в

Поскольку кратковременная память воспринимает информацию блоками, то все

Второй метод: Отличается тем, что сначала детям демонстрируются картинки и дается время их рассмотреть.

Задать вопрос