Проблема интернационализации российского бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (343) январь 2021 г.

Дата публикации: 04.01.2021

Статья просмотрена: 689 раз

Библиографическое описание:

Алиева, Г. Э. Проблема интернационализации российского бизнеса / Г. Э. Алиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 167-173. — URL: https://moluch.ru/archive/343/77217/ (дата обращения: 26.04.2024).



Современная международная экономическая реальность характеризуется своей динамикой и требует от компаний широкого видения своих экономических стратегий. Экономическая глобализация становится незаменимой, если речь идет о жизнеспособности компании и конкуренции на мировых рынках. Однако из-за международного давления конкурентам, поставщикам и клиентам становится все труднее получить доступ на эти рынки извне.

Независимо от размера, каждая компания рождается с желанием расти. В нынешней бизнес-среде, характеризующейся глобализацией, цифровизацией, неизменностью изменений и сильной конкурентоспособностью, неудивительно, что многие компании явно заинтересованы в том, чтобы воплотить эту волю развития в рост за рубежом. Интернационализация бизнеса дает значительные преимущества, но ее осуществление также сопряжено с неизбежными проблемами. В настоящее время интернационализация стала одним из ключевых элементов хорошего функционирования фирмы, а также ее будущих перспектив. Для того чтобы компания была конкурентоспособной на местном уровне, крайне важно быть таковой на международном уровне. И наоборот, интернационализация едва ли появляется, если компания не конкурентоспособна в пределах своей страны.

Интернационализация становится все более важной для конкурентоспособности предприятий любого размера. В сегодняшних условиях МСП, которые начинают с глобальной стратегии, могут быстро перейти к использованию преимуществ трансграничной деятельности, которая предоставляет возможности не только для роста доходов, но также для обмена знаниями и расширения возможностей, тем самым укрепляя долгосрочную конкурентоспособность фирмы.

Ключевые слова: цифровизация, интернационализация бизнеса, бизнес-среда, конкурентоспособность фирмы.

Modern international economic reality is characterized by its dynamics and requires companies to have a broad vision of their economic strategies. Economic globalization is becoming irreplaceable when it comes to the viability of the company and competition in world markets. However, international pressure makes it increasingly difficult for competitors, suppliers and customers to access these markets from outside.

Regardless of size, every company is born with the desire to grow. In today's business environment of globalization, digitalization, persistence of change and strong competitiveness, it comes as no surprise that many companies have a clear interest in translating this will to grow into growth abroad.

Business internationalization has significant benefits, but implementation also presents inevitable challenges. Nowadays, internationalization has become one of the key elements of the good functioning of the company as well as its future prospects. For a company to be competitive locally, it is imperative to be so internationally. Conversely, internationalization hardly occurs if a company is not competitive within its own country.

Internationalization is becoming increasingly important for the competitiveness of businesses of all sizes. In today's environment, SMEs that start with a global strategy can quickly move to take advantage of cross-border activities, which provide opportunities not only for income growth, but also for knowledge sharing and empowerment, thereby strengthening the long-term competitiveness of the firm.

Keywords: digitalization, business internationalization, business environment, firm competitiveness.

Основная часть. Сегодня многие компании делают шаг к тому, чтобы утвердиться за рубежом. Мотивов для интернационализации много. Возможно, внутренний рынок насыщен, присутствие в определенной стране доступа к стратегическим ресурсам или существуют кластерные эффекты, которые необходимо исследовать в конкретном регионе. Лица, принимающие решения в компаниях, которые становятся международными, имеют разный опыт, находятся в разных ситуациях и рассматривают разные мотивы, прежде чем сделать шаг на международный рынок. Большинство компаний начинают свою деятельность внутри страны с деятельности по добавлению стоимости, осуществляемой только в пределах своей страны. Становление многонациональной компании требует изменения взглядов и мышления [6].

По мере того как малые и средние предприятия (МСП) развивают свою роль на мировом рынке, исследователи все больше интересуются передачей знаний и управленческими навыками этих.

Сегодня имеется ограниченная информация о том, как предшествующие условия влияют на решения об интернационализации. Такая информация была бы полезна для разработки будущих теорий о новых международных предприятиях и их успехе на мировой арене. Новые интернационализированные фирмы сталкиваются с трудностями, и большинство из них терпят неудачу или достигают низкого уровня успеха. Малые фирмы обычно имеют меньше финансовых ресурсов и международного опыта по сравнению с более крупными фирмами. Это означает, что интернационализация еще более проблематична для МСП в случае обширных международных инвестиций и обязательств. Поэтому, несмотря на ограниченность ресурсов, молодые фирмы используют различные стратегии, позволяющие добиться успеха на различных международных рынках. Одним из способов преодоления финансовых ограничений является участие в альянсах с другими фирмами на международном уровне, например в сотрудничестве с поставщиками, дистрибьюторами и партнерами по совместным предприятиям, небольшие компании также находятся в другой ситуации из-за ограниченного управленческого опыта. Небольшие фирмы действительно имеют некоторые преимущества, когда дело доходит до скорости и гибкости на рынке по сравнению с более крупными фирмами. Например, малые фирмы обычно более гибки, чем крупные, когда дело доходит до создания позиции в высоко интернационализированной сети. Кроме того, из-за ограниченного управленческого опыта прямые иностранные инвестиции (ПИИ), осуществляемые малыми компаниями, сосредоточены в развитых странах. Выделяют несколько ключевых областей, в которых малые фирмы отличаются друг от друга, и эти различия могут быть как ограничениями, так и преимуществами. Ориентация на минимизацию капитальных затрат иногда приводит к менее оптимальным последствиям. При привлечении капитала небольшая фирма сталкивается с проблемами поиска и привлечения капитала, не раскрывая секретов своего конкурентного преимущества. Нехватка квалифицированных менеджеров в небольших фирмах также является серьезной проблемой. Небольшие фирмы часто не имеют специальных руководителей для управления своими международными операциями, а также не обладают иерархией менеджеров, через которую можно принимать сложные решения. Кроме того, отсутствие эффекта масштаба, недостаток ресурсов (финансовых и знаний) и боязнь рисков в качестве ключевых ограничений для небольших, недавно интернационализированных фирм [22].

Владельцы-менеджеры таких компаний могут очень сильно рисковать, чем другие типы лиц, принимающих решения. Он также объяснил, что существует два типа взаимосвязи между размером фирмы и размером рынка. В первом случае мы имеем небольшую фирму, пытающуюся расти в отрасли, где оптимальный масштаб велик по отношению к размеру рынка. Во-вторых, существует много отраслей с небольшим эффектом масштаба, где существует много мелких фирм. Небольшие фирмы могут занять роль нишевого игрока на рынке, что может быть большим преимуществом. Однако в первом случае маленькой фирме трудно расти в условиях конкуренции с крупными фирмами. В таких ситуациях уязвимость малых фирм и опасность перенапряжения часто приводят к банкротству или распродаже.

Хотя небольшие или начинающие компании в какой-то степени находятся в уязвимом положении, они могут получить ценную поддержку, получив доступ к бизнес-инкубатору или став членом научного или технического парка. Инкубаторы и научные парки становятся обычным явлением в нашем обществе. И все же мало кто знает об их существовании. Инкубаторы поддерживают процесс развития людей, бизнеса и компаний. Предприниматели компаний, входящих в инкубаторы, получают индивидуальную управленческую помощь, финансовые, технологические и коммерческие сети. Они также получают возможность извлечь выгоду из среды роста бизнеса, включающей офисные услуги [21].

Концепция бизнес-инкубаторов возникла в США в 1950-х годах. Причина была в поддержке предпринимателей из университетов. Первые инкубаторы в Швеции были созданы в 1970-х годах. Сегодня многие международные университеты имеют инкубаторы как естественную часть своей деятельности, чтобы придать структуру и доверие новым идеям и компаниям. Процесс инкубатора направлен на стимулирование роста новых компаний и может рассматриваться как связующее звено между предпринимателями и коммерческим рынком.

Существует необходимость в более глубоком понимании возможностей, связанных с деловыми отношениями в небольших фирмах, и того, как сети используются для достижения ранней и быстрой интернационализации.

Термин интернационализация может быть истолкован по-разному, например, как увеличение экспорта и импорта, улучшение индивидуальной мобильности через границы или смешение различных культур и языков. Мы рассматриваем ПИИ как средство интернационализации, поскольку становление многонационального предприятия требует сильной приверженности и инвестиций за рубежом [6]. Исследователь Даннинг разработал свою эклектичную парадигму для объяснения выбора производственных компаний в пользу прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Первоначально эклектическая парадигма состояла из специфических преимуществ владения фирмой, локализации и интернализации, также известных как OLI-модель. Позже он добавил мотивы для ПИИ. Его различные категории мотивов — это поиск рынка, поиск ресурсов, поиск эффективности и поиск стратегических ресурсов.

Даннинг ввел модель мотивов интернационализации, включающую четыре различные категории мотивов. Эти категории — поиск рынка, поиск ресурсов, поиск эффективности и стратегические мотивы поиска ресурсов. Затем мы добавили пятую категорию: мотивы поиска сетей для признания сетей важной частью интернационализации, соответствующие недавним исследованиям. Даннинг объясняет, как мотивы поиска рынка и ресурсов были двумя наиболее признанными категориями мотивов раньше. Эти две категории по-прежнему соответствуют большинству первых интернационализаций фирм. В целом мотивы поиска эффективности и стратегического актива становятся все более значимыми и более распространенными в качестве мотивов для компаний, уже занимающихся многонациональной деятельностью. Он также показывает, что более тесные отношения с клиентами и прочные отношения с поставщиками были важными мотивами. Кроме того, он предполагает, что интернационализация была в большей степени обусловлена возможностями, а не угрозами. Недостаточный объем внутренних продаж по сравнению с затратами на НИОКР также был существенным мотивом. Для высокотехнологичных МСП отношения и торговые контакты на внешних рынках являются лучшим способом улучшения продаж за рубежом. Они также подчеркивают важность стратегических альянсов партнеров для улучшения показателей внешнего рынка. Другими словами, создание сетей жизненно важно. Выделяют несколько переменных, которые увеличивают темпы интернационализации МСП. Такими переменными являются небольшой внутренний рынок, уникальные знания или технологии, а также различные формы взаимоотношений и альянсов.

Если лица, принимающие решения в компании, признают важность доступа к конкретным целевым рынкам за рубежом и считают, что прямое присутствие на международном уровне необходимо для этого доступа, они будут сосредоточены на мотивах поиска рынка. Компании, которые инвестируют в определенную страну или регион с намерением поставлять товары и услуги, называются искателями рынка [5]. Согласно Даннингу, существует несколько причин, по которым компании предпринимают такие действия. Фирмы иногда осуществляют инвестиции на внешних рынках для продвижения или освоения новых рынков. Причины могут включать в себя сам размер рынка или ожидаемый его рост, указывающий на то, что компания может войти и затем получить прибыль. Продукты и услуги могут быть адаптированы к вкусам, потребностям и тенденциям на конкретном рынке. Прямое присутствие на местном рынке может быть необходимым, поскольку компании, которые не находятся близко к рынкам, могут иметь недостатки в адаптации услуг и товаров. Компании могут действовать как часть глобальной производственной и маркетинговой стратегии и стремиться к физическому присутствию на ведущих рынках, где есть конкуренты. Компании могут следовать за своими конкурентами или более агрессивно продвигаться на расширяющихся рынках, инвестируя туда. Иностранные правительства также могут поощрять инвестиции компаний из других стран. Такие стимулы, как субсидирование рабочей силы и торговые барьеры, могут побудить компании инвестировать в эти страны. Большая часть государственной политики стимулирования экспорта направлена на поощрение предпринимателей к интернационализации с использованием бизнес-образования и профессиональной подготовки. Это способствует развитию прямых торговых связей в других странах и финансовым стимулам. Иногда внутренний рынок фирмы ограничен, то есть не приносит фирме достаточных доходов. Такими ограничениями могут быть насыщенный рынок, слишком конкурентный рынок, недостаточное количество клиентов и так далее.

Возможно, желаемый ресурс может быть приобретен по более низкой сравнительной стоимости или просто не существует вообще в родной стране. Поиск ресурсов может быть связан с поиском физических ресурсов, таких как полезные ископаемые (нефть, цинк, медь и т. д.) и сельскохозяйственные продукты (каучук, табак, сахар и т. д.). Эти ресурсы иногда играют центральную роль в выживании компании, особенно если материал составляет важную часть производства. Поиск дешевой и неквалифицированной (или полуквалифицированной) рабочей силы является важным направлением деятельности многих компаний, стремящихся минимизировать издержки и максимизировать прибыль. Эта рабочая сила должна быть хорошо мотивирована и существовать в большом количестве. Поиск такой рабочей силы часто осуществляется производственными компаниями с высокими реальными затратами на рабочую силу. Иногда навыки и способности-это ресурсы, которые можно использовать в сотрудничестве с деловым партнером.

Согласно модели Даннинга, это соответствует поиску ресурсов. Считается, что сотрудничество предполагает использование и развитие деловых отношений и сетей. Поэтому мы относим этот вид сотрудничества к категории сетевого поиска мотивов. Другая категория мотивов фокусируется на эффективности. Цель состоит в том, чтобы рационализировать структуры установленных инвестиций, чтобы получить выгоду от общего управления. Часто эти выгоды обусловлены экономией масштаба, а также диверсификацией рисков. Поэтому поиск эффективности рассматривается как получение выгоды от различий в факторных ресурсах, культурах, институциональных механизмах, экономических системах и т. д. Часто это подразумевает концентрацию производства в ограниченном количестве мест. Компании, стремящиеся к эффективности, часто являются опытными, крупными и диверсифицированными многонациональными предприятиями. Преимущество можно извлечь из различий в факторных запасах в разных странах. Такие различия заключаются в доступности и стоимости. Например, деятельность по добавлению стоимости, которая является капиталоемкой, технологической или информационной, обычно осуществляется в развитых странах. С другой стороны, деятельность по созданию добавленной стоимости, которая является трудоемкой или ресурсоемкой, часто осуществляется в развивающихся странах. Экономия от масштаба и масштаба — это вопросы, на которых часто сосредотачивается поиск эффективности. В то время как различия в факторных запасах используют различия между развитыми и развивающимися странами, экономика масштаба и сферы охвата учитывает различия внутри аналогичных стран. Различия могут заключаться в вкусах потребителей и возможностях поставок. Компании могут стать международными с намерением снизить общую сумму налогов, уплачиваемых правительствам. Действуя в нескольких странах, искатель эффективности может снизить налоговое бремя. Как именно это делается, не представляет интереса для данного исследования. Однако мы полагали, что этот мотив стоит исследовать. Стратегические ресурсы-это нематериальные ресурсы, связанные с технологией и основной компетенцией компании.

Патенты, знания, навыки сотрудников и стратегические запасы, необходимые для развития сравнительных преимуществ, являются примерами стратегических ресурсов. Сосредоточившись на развитии стратегических ресурсов, компания поддерживает свои долгосрочные стратегические цели. Это часто делается путем приобретения активов иностранных корпораций. Соответственно, основным мотивом является либо сохранение, либо усиление конкурентных позиций, либо ослабление конкурентов. 8 для того чтобы знания имели коммерческую ценность, компания должна препятствовать конкурентам получать доступ к такой информации. Секретность часто является лучшим способом защиты знаний, имеющих коммерческую ценность. Поэтому фирмы, основанные на знаниях, защищают себя с помощью патентов, авторских прав и т. д. Для компаний одним из способов получения доступа к знаниям является приобретение других фирм. Другой способ-участвовать в той или иной форме альянса, чтобы извлечь выгоду из базы знаний других компаний [9].

Сети, отношения и сотрудничество с партнерами вне организации могут быть очень важны для компаний. Оценивая мотивы поиска сети, компании намерены развивать и расширять существующие сети. Примерами сетевых отношений являются личные связи, отношения между поставщиками и клиентами, договорное сотрудничество или другие виды отношений, основанных на взаимной выгоде и доверии. Ученые недавно обратили наше внимание на реляционный капитал и его важность. Отношения между фирмой и ее клиентами, поставщиками, партнерами, государственными учреждениями и исследовательскими институтами могут быть включены в термин «реляционный капитал», который представляет собой доверие. Инвестирование в реляционный капитал и местные связи позволяет фирме создать конкурентное преимущество. Эта связь может быть полезной для нескольких частей сети. Деловая сеть — это совокупность взаимозависимых деловых отношений. Можно утверждать, что все фирмы являются частью сети [9, c. 41].

Отношения внутри сети могут быть кратковременными или длительными, а также управляться на расстоянии вытянутой руки или близко и лично, чтобы облегчить обмен знаниями, инновации и создание ценности. Инвестор может принять решение инвестировать в местные связи в зависимости от предыдущей позиции и опыта. Иногда стратегические цели компании не могут быть достигнуты с помощью существующей сети (Chen & Huang, 2004). В таких случаях компания может развивать и расширять сеть, включая новых партнеров на международном уровне. Этот процесс может сильно отличаться в зависимости от характера локальной сети и размера входящей фирмы. Chen et al. (2004) объясняют два основных принципа инвестирования сетевых акторов в новые отношения. Одним из принципов является эффективность, описывающая, как фирма должна участвовать в создании новых сетевых контактов только в том случае, если соединения не находятся в пределах досягаемости уже существующей сети. В соответствии с этим принципом разнообразие сети фирмы является более важным, чем размер сети. Большая сеть также более затратна в обслуживании. Инвестиции в новые сетевые отношения правомерны, если они ведут к более диверсифицированной сети и большему количеству возможностей, информации или ресурсов, не охваченных внутренней сетью.

Сети могут позволить фирмам получить доступ к информации за пределами компании, к которой они обычно не имеют доступа. Эффективность — это второй принцип сетевого. Принцип эффективности связан с тем, как сетевой субъект может сосредоточиться на сохранении и обогащении первичных существующих сетевых отношений. Первичные отношения имеют важное значение для прибыльности фокусной фирмы и являются более важными, чем вторичные отношения, которые могут быть сосредоточены только после работы с первичными. Со временем разделение на первичные и вторичные отношения может измениться. Наилучшей основой для построения международной стратегии являются такие прочные межличностные отношения. Они могут обеспечить и помочь развить знания, понимание, видение и планы интернационализации фирм. Кроме того, через механизмы сотрудничества эти отношения могут обеспечить средства и механизмы, с помощью которых эти планы могут быть реализованы.

Основная часть. Глобализация затрагивает различные секторы общества, включая высшее образование, поскольку она усиливает мобильность идей и людей в этом секторе. Поскольку роль глобальной взаимозависимости была признана в экономической, политической и социальной динамике, интернационализирующая функция академической науки также стала более поглощающей взаимозависимость. Во всем мире университеты по-разному реагируют на вызовы глобализации. Одним из ответных мер является интернационализация университетских кампусов. Чтобы извлечь выгоду из глобальной тенденции, многие учебные заведения изо всех сил стараются наладить соглашения и сотрудничество с региональными, международными и даже межконтинентальными университетами.

Интернационализация — это последовательный процесс, в ходе которого фирмы интернализируют свою экономическую деятельность, характеризующуюся агрессивностью и мотивированную либо внутренними, либо внешними факторами, либо сочетанием того и другого. Это одно из ключевых стратегических решений для фирм-максимизировать или, по крайней мере, поддерживать прибыль, чтобы выжить в мире неопределенности и сложности.

Наиболее заметной чертой российской модели интернационализации бизнеса по сравнению, например, с китайской моделью является слабая роль государства в управлении этим процессом либо ее фактическое отсутствие. Сравнение с китайской моделью можно объяснить тем, что и Россия, и Китай совершают переход от административно-хозяйственной модели экономики к рыночной экономике, в отличие от других стран БРИКС, в которых основы рыночной экономики существуют достаточно давно.

По своей сути, содержательности, основным тенденциям, характер интернационализации российских компаний не выходит за рамки общей модели интернационализации хозяйственных субъектов различных стран, о которой говорилось в начале данной работы. Вместе с тем, процессы интернационализации, происходящие в рамках выделенных нами этапов, не могут не иметь своей специфики, определяемой особенностями становления крупного российского бизнеса, ходом приватизации, формами и методами консолидации, охранительными мотивами зарубежной экспансии, складывающейся политико-экономической конъюнктурой в России.

С развитием процессов глобализации и интернационализации экономики и бизнеса перед высшим образованием встали новые цели — подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка.

Самая известная форма интернационализации высшего образования — это мобильность студентов — увеличение числа студентов, обучающихся за границей. Конечно командирование студентов на обучение в другие страны — явление не новое, и определенные регионы сталкиваются с этим уже давно. Большинство европейских стран имеют постоянный приток студентов из своих бывших колоний.

Причиной роста числа студентов, обучающихся за границей, все больше являются рыночные процессы, а не государственная политика или вопросы оказания помощи. Международный рынок образовательных услуг превращается в стремительно развивающийся сектор экономики, центральными элементами которого являются международный маркетинг образовательных учреждений и целенаправленный набор иностранных студентов. Пример Австралии показывает, что политика активного маркетинга вузовских программ и непосредственного поиска и набора иностранных студентов оказалась продуктивной, по крайней мере, с экономической точки зрения.

Одна из самых острых проблем, интернационализации — признание периода обучения за рубежом и полученных там оценок. Различия в структуре образования между различными системами высшего образования в разных странах являются стимулом мобильности и сотрудничества, и одновременно представляют собой естественный барьер, который препятствует дальнейшему развитию. Проблема заключается в том, что отсутствуют «прозрачность» высшего образования и четкие правила его регулирования как на национальном и институциональном уровне, так и на уровне самих факультетов. В результате этого студенты, обучавшиеся за рубежом и приехавшие назад домой, испытывают трудности в получении признания своих оценок и времени обучения. Студентам приходится снова сдавать экзамены, которые они уже сдавали, обучаясь за рубежом, тратить свое время и нервы.

Интернационализация высшего образования и науки в РФ разнопланова и динамична. Активное развитие международного научного сотрудничества происходит в первую очередь в ограниченном числе ведущих российских университетов — участников различных государственных программ. В то же время зарубежное финансирование относительно больше поступает в государственный сектор науки, куда относятся и бывшие академические организации — традиционные лидеры российской науки.

Пока в российской науке наблюдается неравенство возможностей к интернационализации — вузы находятся в лучшем положении, чем государственные НИИ, а ведущие университеты имеют больше ресурсов, чем остальные вузы. Зарубежные ученые, работающие в российской науке, как правило, получают более высокую зарплату, чем в среднем российские ученые. Привлечение зарубежных коллег пока невозможно на условиях равенства и конкуренции.

Универсального решения проблемы международной экспансии не существует. Такие предприятия должны быть тщательно структурированы с учетом потребностей ВУЗа, целевого рынка и партнера. Наиболее подходящая структура должна быть определена с самого начала, поскольку реструктуризация международной лицензии — это сложное, дорогостоящее и трудоемкое мероприятие.

По своей сути, правовые отношения между ВУЗом и местным партнером — это отношения лицензиара и лицензиата. Поэтому крайне важно выбрать для работы опытного юрисконсульта, который является специалистом в области лицензирования (в отличие, например, от специалистов в области корпоративного или нормативного права), знает международный ландшафт и уже прошел этот путь раньше.

Литература:

  1. Адамкулова Ч. У. Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования в Кыргызстане // Инновационная наука. 2015. № 12–1. С. 23–30.
  2. Алексанков А. М. Интернационализация высшего образования: вызовы и реалии [Электронный ресурс] // Аккредитация в образовании. URL: http://www.akvobr.ru/internacionalizacia_vysshego_obrazovania.html
  3. Береговая О. А., Кудашов В. И. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 31–43.
  4. Бирюкова Н. А., Красильникова Н. В. Оценка интернационализации высшего образования: опыт европейских стран // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 2 (14). С. 138–142.
  5. Красильникова Н. В. Интернационализация высшего образования в Европе: опыт Болонского университета // Образование и наука. 2015. № 8. С. 163– 175.
  6. Краснощеков В. В. Интернационализация вуза как фактор повышения качества выпускника // Фундаментальные исследования. 2014. № 6. Ч. 5. С. 1045–1048.
  7. Куликова О. В., Целютина Т. В. Перспективы развития интернационализации высшего образования // Фундаментальные исследования. 2015. № 7–3. С. 610–614.
  8. Международные студенческие практики [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://synergy-network.ru/activity/international/student-practices/
  9. Михайлов О. В. Конкурентные стратегии интернационализации, поиска и создания рынков. Управление. 2019;7(2).-с.41.
  10. Налбандян Г. Г. Стратегии интернационализации российских компаний несырьевого сектора экономики. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2019;10(1).- с. 38.
  11. Стенина Т. Л., Чамчиян А. О. Анализ содержания понятия «интернационализация высшего образования» в контексте педагогики // Образовательные стандарты и педагогическая практика. 2016. № 2. С. 69–75.
  12. Сухристина А. С., Зиятдинова Ю. Н., Кочнев А. М. Сетевое взаимодействие вузов как форма интернационализации: опыт КНИТУ // Высшее образование в России. 2016. № 11 (206). С. 103–110.
  13. Шумейко А. А. Интернационализация и регионализация высшего образования как важный фактор развития конкурентоспособности университета // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 124–129.
  14. Карачев, Игорь Андреевич. Транснациональные корпорации в современной мировой экономике: учебно-методическое пособие / И. А. Карачев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2019. — 72 с.
  15. Защитина Е. К. Особенности рекрутинга международных студентов: опыт Российской Федерации и зарубежных стран — лидеров в области экспорта услуг высшего образования // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. № 8А. С. 298–312.
  16. Фокина В. В. Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности современных высших учебных заведений // Управленческое консультирование. 2014. № 11. С. 108–112.
  17. Махотаева, М. Ю., Бакуменко, О. А., Варламов, Г. В. М365 Экспорт образовательных услуг vs интернационализация университета: монография / М. Ю. Махотаева [и др.]. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2019. — 210 с.
  18. Галичин, В. А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития / В. А. Галичин. — М. Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 60 с.
  19. AACSB, «The globalization of management education», Emerald Group, Publishing Bingley: UK, 2011.
  20. Altbach, PG., Knight, J., «The Internationalization of higher education: Motivations and realities», Boston CollegeCenter for International Higher Education, 2007. http://www.bc.edu/bc_org/avp/soe/cihe/pga/pdf/AltbachKnight_2007.pdf.
  21. Boisot, M. Information Space: A framework for learning in organizations, institutions and culture. London, New York.: Boutledge, 1995.
  22. Daveni, R. A., Gunther, R. E. Hypercompetition: managing the dynamics of strategic maneuvering. New York, Toronto.: The Free Press, 1994.
Основные термины (генерируются автоматически): компания, фирма, отношение, высшее образование, интернационализация, рабочая сила, международный уровень, поиск ресурсов, поиск эффективности, ресурс.


Ключевые слова

бизнес-среда, конкурентоспособность фирмы, цифровизация, интернационализация бизнеса

Похожие статьи

Трудовые ресурсы предприятия: оценка потребности...

Трудовые ресурсы — это производительная сила предприятия, включая населения трудоспособного возраста, которая имеет физический и интеллектуальный потенциал для производства товаров и услуг. Необходимые для реализации трудовой деятельности...

Оценка человеческого капитала на основе глобальных...

Методика позволяет выявить позиции государства в мировой экономической системе по отдельным показателям, характеризующим уровень развития человеческого капитала. Ключевые слова: трудовые ресурсы, человеческий капитал, рейтинг, инновации.

Существующие и новые критерии оценки эффективности...

Использование ресурсов трудовой силы, уже имеющихся на предприятии, положительный пример японской системы труда обращают на себя в настоящее

Карлова А. В. Показатели для оценки эффективности функционирования внутреннего рынка труда [Электронный ресурс].

Квалифицированный персонал как ресурс предприятия

Эффективность использования трудовых ресурсов в организации. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия. рабочая сила, ресурс, предприятие, текучесть кадров, рынок труда, оплата труда...

Управление человеческими ресурсами | Статья в журнале...

Управление человеческими ресурсами в первую очередь касается управления людьми в

Для подготовки практикующих по профессии: компании создают учреждения высшего

Управление человеческими ресурсами стало конкретной областью в начале 20-го века, под влиянием...

К вопросу интернационализации организации на основе...

В поисках конкурентного преимущества организации вынуждены идентифицировать в себе те способности, вокруг которых можно будет

Под способностью к интернационализации автор понимает потенциал совокупности ресурсов организации осуществлять определенные виды...

Способы усовершенствования экономической эффективности...

Трудовые ресурсы — это производительная сила предприятия, включая населения трудоспособного возраста, которая имеет физический и. Необходимо различать понятия персонал, кадры, трудовой потенциал, рабочая сила, человеческие ресурсы.

Теоретико-методологические подходы к исследованию занятости...

Другие авторы находят данное понятие одним из условий обеспечения общества средствами существования.

Под видами занятости мы будем подразумевать распределение активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям народного хозяйства.

Интернет как основной инструмент поиска работы

Поиск рабочих вакансий в сети Интернет является одним из наиболее привлекательных методов для молодёжи в возрасте от 16 до 30 лет.

обращение на специализированные ресурсы. поиск работы в социальных сетях (в специализированных пабликах и группах).

Похожие статьи

Трудовые ресурсы предприятия: оценка потребности...

Трудовые ресурсы — это производительная сила предприятия, включая населения трудоспособного возраста, которая имеет физический и интеллектуальный потенциал для производства товаров и услуг. Необходимые для реализации трудовой деятельности...

Оценка человеческого капитала на основе глобальных...

Методика позволяет выявить позиции государства в мировой экономической системе по отдельным показателям, характеризующим уровень развития человеческого капитала. Ключевые слова: трудовые ресурсы, человеческий капитал, рейтинг, инновации.

Существующие и новые критерии оценки эффективности...

Использование ресурсов трудовой силы, уже имеющихся на предприятии, положительный пример японской системы труда обращают на себя в настоящее

Карлова А. В. Показатели для оценки эффективности функционирования внутреннего рынка труда [Электронный ресурс].

Квалифицированный персонал как ресурс предприятия

Эффективность использования трудовых ресурсов в организации. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия. рабочая сила, ресурс, предприятие, текучесть кадров, рынок труда, оплата труда...

Управление человеческими ресурсами | Статья в журнале...

Управление человеческими ресурсами в первую очередь касается управления людьми в

Для подготовки практикующих по профессии: компании создают учреждения высшего

Управление человеческими ресурсами стало конкретной областью в начале 20-го века, под влиянием...

К вопросу интернационализации организации на основе...

В поисках конкурентного преимущества организации вынуждены идентифицировать в себе те способности, вокруг которых можно будет

Под способностью к интернационализации автор понимает потенциал совокупности ресурсов организации осуществлять определенные виды...

Способы усовершенствования экономической эффективности...

Трудовые ресурсы — это производительная сила предприятия, включая населения трудоспособного возраста, которая имеет физический и. Необходимо различать понятия персонал, кадры, трудовой потенциал, рабочая сила, человеческие ресурсы.

Теоретико-методологические подходы к исследованию занятости...

Другие авторы находят данное понятие одним из условий обеспечения общества средствами существования.

Под видами занятости мы будем подразумевать распределение активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям народного хозяйства.

Интернет как основной инструмент поиска работы

Поиск рабочих вакансий в сети Интернет является одним из наиболее привлекательных методов для молодёжи в возрасте от 16 до 30 лет.

обращение на специализированные ресурсы. поиск работы в социальных сетях (в специализированных пабликах и группах).

Задать вопрос