Теоретические предпосылки активности студентов в спорте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №1 (343) январь 2021 г.

Дата публикации: 29.12.2020

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Машичев, А. С. Теоретические предпосылки активности студентов в спорте / А. С. Машичев, С. А. Трошин, В. В. Перепечко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 73-74. — URL: https://moluch.ru/archive/343/77216/ (дата обращения: 04.12.2021).



В статье описывается важность физической активности и её теоретические предпосылки в отношении студентов.

Ключевые слова: спорт, студенты, физическая культура.

Физическая активность всегда неразрывно связана практически с любой деятельностью человека. Для одних людей небольшая зарядка только в радость, другие же предпочитают менее активный образ жизни. Но важно понимать, что для поддержания здоровья организма в любом случае необходима физическая активность. Ведь если этим пренебрегать, то не всегда получится быть в тонусе для поддержания умственной деятельности — все аспекты жизни человека взаимосвязаны. В жизни не получится обходиться совсем без физической активности. Даже банальная усталость из-за того, что человек недостаточно вынослив, может быть проблемой при повседневных делах. Именно поэтому нужно приучать себя к физическим упражнениям в молодости, пока организм более податлив на изменения [3]. Не многих людей в детстве родители приучают заниматься спортом. Также, далеко не все люди после выхода из-под попечения родителей продолжают физическую активность в должной мере. Но возможны и обратные случаи, когда человек наоборот начинает заниматься спортом.

Важно понимать, что чем регулярнее человек занимается спортом, тем здоровее он будет на протяжении всей жизни. Однако, не стоит путать регулярность физических упражнений и работу на износ — во всём нужно знать меру. Ведь у всех людей разные предпосылки заниматься физической культурой: кого-то просто приучили родители, и он по привычке продолжает это делать, кто-то просто хочет стать сильнее. Но зачастую занятие физическими упражнениями не является главной целью. Многие из тех людей, которые занимаются спортом, хотят заниматься каким-либо видом спорта профессионально. И для этого нужны долгие и упорные тренировки, зачастую с самого раннего детства. Ведь если начать заниматься уже в зрелой жизни, то многие двери в профессиональный спорт уже будут закрыты. Конечно, это не мешает при должном упорстве всё-таки добиться определённых успехов, но сделать это будет гораздо сложнее, чем в более юном возрасте.

Вот почему одним из самых важных этапов в жизни любого человека являются студенческие годы. Данная пора позволяет определиться с планами на жизнь, сделать для себя какие-то выводы. Это время для многих является перепутьем, возможностью выбора. Именно поэтому важно, чтобы человек был здоров и поддерживал свою физическую форму. Наиболее предпочтительным решением для студентов является участие в какой-либо спортивной деятельности, вроде занятий волейболом, баскетболом, боксом и другими видами спорта.

Данное времяпрепровождение позволяет не только поддерживать физическую форму, но и получать умственную разгрузку после тяжёлого учебного дня. Однако, как уже и говорилось ранее, не стоит перенапрягаться и участвовать в какой-либо спортивной деятельности, если на неё нет времени после учебных занятий. Но это не говорит о том, что в таком случае от физической активности нужно совсем отказываться — нет, и даже наоборот — нужно делать перерыв от умственной деятельности. Только это уже будет не тяжёлая тренировка, а более лёгкие упражнения для поддержания тонуса всего тела [2]. И именно данная проблема требует обсуждения, когда нужно находить баланс между умственной деятельностью, спортивной, и отдыхом. Поэтому необходимо выяснить теоретические предпосылки активности студентов в спорте.

В решении проблемы активности студенческой молодёжи в спортивной деятельности следует выделить три основных фактора, обуславливающих и конкретизирующих задачи настоящего исследования: во-первых, повышение активной жизненной позиции всех членов общества, независимо от сферы деятельности; во-вторых, выявление степени и стабильности проявления активности в конкретной деятельности; в-третьих, комплексный подход к воспитанию и самовоспитанию активности.

Активность всегда связана с внутренними и внешними признаками, способствующими её проявлению в окружающем мире. Внутренние признаки рассматриваются нами как сравнительно устойчивое состояние личности, особенности которого выражены в потребностях, мотивах, интересах, специфических отношениях, направленности. Внешние — это такие, посредством которых активность проявляется в конкретном виде деятельности (в том числе и спортивной): действия и способы действий, поступки, различные формы поведения.

Роль активности в целом невозможно рассматривать без её структурных взаимодополняющих свойств. Воля — это проявление качеств, лежащих в основе активности. Основными и ведущими волевыми качествами вида спорта выступают такие качества, с помощью которых можно выявить структурные особенности в том или ином виде спорта, обеспечить контроль волевой подготовки во взаимосвязи со специфическими требованиями подготовки спортсменов [1]. Поэтому при определении волевых качеств следует выявить основные и ведущие качества вида спорта. Проявление волевых качеств — это проявление активности в многообразии её структурных звеньев, иными словами, активность сочетает в себе все, необходимые конкретному периоду становления личности спортсмена, волевые качества.

Основываясь на особенностях психических процессов и удельном весе специфических воздействий деятельности на спортсмена, представляется возможным выделить основные звенья, обеспечивающие целенаправленный подход к воспитанию активности спортсмена: а) систематический психолого-педагогический и медицинский контроль по выявлению внешних и внутренних признаков проявления активности, а также за эффективностью тренировочного процесса; б) выявление основных и ведущих качеств; в) формирование положительных отношений личности студента к физическим упражнениям, к избранному виду спорта в коллективе (команде), к преподавателю-тренеру. Возможность более полно и объективно раскрыть негативные и позитивные стороны активности спортсмена представляется в экстремальных условиях спортивных соревнований, которые невозможны вне специфических отношений. В этом не только особенность спорта, но и его социальная значимость. Чем выше уровень подготовки спортсмена, чем многограннее учебная и спортивная деятельность, тем отчётливее нравственные ценности спортсмена. В условиях спортивного соревнования определяется итог идейно-поэтического и нравственного воспитания, то есть в условиях соревнования предъявляются повышенные требования к проявлению активности личности, вырабатывается самостоятельная ориентация спортсмена.

Отсюда следует, что активность студента-спортсмена приобретает социальную значимость в связи с отличительными особенностями и закономерностями спорта, в связи с необходимостью воспитания самостоятельных действий спортсмена в обществе и в связи с тем, что спорт имеет свои внутренние и специфические стороны развития.

Литература:

  1. Ильин Е. П. Психология спорта. — СПб.: Питер, 2012
  2. Каргаполов В. П., Хотимченко А. В. Теоретическое обеспечение учебного процесса по физической культуре студентов вуза. — Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2019.
  3. Козлова С. А. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка, практическая подготовка студентов. — М.: Владос, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая активность, умственная деятельность, вид спорта, какая-либо спортивная деятельность, качество, социальная значимость, спорт, спортивная деятельность, физическая культура, физическая форма.


Задать вопрос