Факторы, влияющие на решение компаний о выходе на зарубежные рынки (на примере российской сети пиццерий «Додо Пицца») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 28.12.2020

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Поминова, К. А. Факторы, влияющие на решение компаний о выходе на зарубежные рынки (на примере российской сети пиццерий «Додо Пицца») / К. А. Поминова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77151/ (дата обращения: 07.03.2021).



В данной статье рассмотрены внутренние и внешние факторы, которые влияют на выход компаний на мировой рынок. Были проанализированы экономические, политические, социальные и культурные аспекты, которые необходимо учитывать при продвижении бизнеса заграницей. Автором был также проведен анализ успешного выхода российской сети пиццерий «Додо Пицца» на американский рынок.

Ключевые слова: выход на зарубежный рынок, внутренние и внешние факторы выхода, продвижение бизнеса, американский рынок, США, фаст-фуд.

Сегодня в современных условиях глобализации, которая характеризуется активным мировым обменом товаров и услуг, взаимодействием национальных рынков друг с другом, ростом международного разделения труда, а также развитием технологий в транспортной и информационной сферах, все большее число компаний задумывается о расширении своего бизнеса и выходе на зарубежные рынки. Стоит отметить, что выход компаний на международную арену является длительным и сложным процессом. Важно понимать, что несмотря на большие перспективы, открывающиеся перед компаниями, решившими начать продвигать свой бизнес заграницей, очень часто возникают разного рода барьеры и ограничения, препятствующие такому процессу. Кроме того, разными странами предъявляются высокие требования к предлагаемым товарам и услугам таких компаний. В одних странах особое внимание уделяют экологичности и качеству продуктов, в других их стоимости, а в третьих производственному процессу. Также должны учитываться культурные различия при выходе на международные рынки. Что разрешено продавать в одной стране, может быть запрещено в другой.

Поэтому компаниям, выходящим на новый для себя зарубежный рынок, важно не только быть привлекательнее других конкурентов, но и в первую очередь соответствовать условиям нового рынка и национальным предпочтениям.

Прежде чем выйти на новый зарубежный рынок, руководству и менеджерам необходимо провести тщательный анализ. Принятие решения о таком выходе будет зависеть от совокупности факторов, которые могут повлиять на выбор рынка, способ проникновения на него и стратегии развития компании на нем. Такие факторы можно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним факторам непосредственно относятся мотивы самой компании, желающей выйти на новый зарубежный рынок. Основными причинами участия компании во внешнеэкономической деятельности могут быть желание расширить рынок сбыта своей продукции, увеличить свою прибыль, снизить риск потери доходов в связи с сокращением зависимости от внутреннего рынка, укрепить конкурентные позиции на международной арене, создать положительный имидж за пределами страны, привлечь иностранных клиентов и инвестиции, создать стратегический альянс, получить мировое признание [5]. При этом нужно учитывать размер самой компании, ее организационную структуру, особенности производства товаров и оказания услуг, квалификацию сотрудников, а также финансовые возможности и наличие свободных средств для выхода на внешние рынки. Кроме того, здесь также большую роль играет характер производимых товаров или предоставляемых услуг компании. Если они являются стандартными и интернациональными, их не нужно существенно менять и адаптировать к новому рынку, поэтому их легче продвигать.

Внешние факторы представляют собой среду, в которой компании придется находиться и вести свой бизнес. Такие факторы включают в себя политические, экономические, социально-демографические, культурные и этические. К ним можно отнести политическую стабильность и экономическую ситуацию в стране, законодательство, условия налогообложения, валюту, практику ведения бизнеса, уровень жизни и платежеспособность населения, его структуру, потенциальный спрос на товары и услуги, стоимость транспортировки, культурные различия и систему местных ценностей, а также экологию, уровень научно-технического прогресса, безопасность и информационную обеспеченность [6].

Так, самая крупная сеть пиццерий в России «Додо», насчитывающая 671 заведение по всему миру по состоянию на 2019 год, является удачным примером то, как грамотно оценив свои сильные и слабые стороны, а также внешние факторы, смогла успешно выйти на зарубежные рынки в 14 странах, включая США, Китай и Великобританию [1].

Универсальность продукта безусловно сыграло здесь очень важную роль, ведь пицца знакома всем с детства. Ее любят практически все и она может быть на любой вкус и цвет. Конечно, конкуренция на мировом рынке пиццы огромна. Но это не остановило основателя сети пиццерий Федора Овчинникова, который поставил перед собой цель — вырасти из региональной пиццерии в международную франшизу.

Начать активно покорять международную арену было решено с США, где находится самый развитый и конкурентный рынок фаст-фуда в мире. Такое решение было продиктовано желанием набраться международного опыта, а также уверенностью в том, что если смогут успешно работать там, значит получится везде. Помимо сильной конкуренции привлекла и стабильная экономика, которая является стимулом к перспективному и долгосрочному ведению бизнеса. Американский рынок стал главной стартовой площадкой еще и потому, что даже человек без американского гражданства и вида на жительство может открыть свой бизнес в США. Законодательство же многих американских штатов лояльно относится к начинающим предпринимателям. Кроме того, как показало исследование, пицца — очень популярна среди жителей США. Спрос на нее огромный. Так, в среднем каждая американская семья заказывает пиццу на дом два раза в неделю [2].

До открытия первой пиццерии «Додо» в США, было исследовано множество заведений, чтобы выбрать формат работы будущего ресторана. За основу была взята уже привычная и действующая модель на американском рынке — доставка пиццы [3]. Была сделана ставка на быструю доставку пиццы и ее высокое качество. Если заказ не привозят вовремя, доставка в подарок. Только свежие, а не замороженные продукты было решено использовать для приготовления «Додо» пиццы в отличие от других конкурентов. Позднее было также решено открыть стационарный зал, чтобы дополнительно предоставить людям возможность познакомиться с «Додо Пиццей». При этом было предложено интересное нововведение, которое отличало бы пиццерию «Додо» от других: в зале нет официантов и посуды, а пицца выдаётся в зал в таких же картонных коробках, в которых она и доставляется [3].

Чтобы завоевать доверие своих клиентов и привлечь инвесторов на рынке, в том числе и на американском, основным принципом работы «Додо Пицца» стала открытость ведения бизнеса [4]. Компания стала ежемесячно публиковать в интернете отчеты о выручке каждой пиццерии сети, а также с помощью установленных камер на кухни в прямом эфире показывать весь процесс приготовления пиццы. Такая прозрачность помогла быстро заслужить доверие клиентов и привлечь новых партнеров и инвесторов, а также дальше мотивировать, улучшать результаты и развивать бизнес.

На сегодняшний день в США работает три пиццерии «Додо», доход от которых на середину 2019 года составил 758 тысяч долларов США. И это только начало [2]. В планах у основателя Федора Овчинников создать одну из крупнейших сетей пиццерии не только в США, но и во всем мире, активно продвигая свой продукт и концепцию ведения бизнеса на новые зарубежные рынки.

В заключение можно сказать, что общего алгоритма принятия решения о выходе на зарубежный рынок и продвижения товаров или услуг в другой стране не существует. Однако, такое важное решение может быть принято только тогда, когда будет проведен полный и тщательный анализ различных внутренних и внешних факторов. Компания должна трезво оценивать свое текущее положение на внутреннем рынке, будущие перспективы, открывающиеся для нее, внешние угрозы и риски, которые могут возникнуть, возможные потери в случае неудачи и провала компании, а также взвесить свои финансовые возможности, четко поставить цель и определить желаемый результат освоения нового рыночного пространства. После всего этого будет понятно, что и как компании нужно будет менять и адаптировать к условиям нового зарубежного рынка и каким образом выходить на него.

Литература:

  1. Официальный сайт сети пиццерий «Додо Пицца». — Текст: электронный // Официальный сайт сети пиццерий «Додо Пицца»: [сайт]. — URL: https://dodopizza.ru/moscow (дата обращения: 25.12.2020).
  2. Как российская сеть пиццерий Dodo Pizza завоевала американский рынок. — Текст: электронный // ForumDaily.com: [сайт]. — URL: https://www.forumdaily.com/kak-rossijskaya-set-piccerij-dodo-pizza-zavoevala-amerikanskij-rynok/ (дата обращения: 25.12.2020)
  3. В поисках формата. — Текст: электронный // Блог компанды «Додо Пицца» Сила Ума: [сайт]. — URL: https://sila-uma.ru/2012/08/03/v-poiskax-formata/ (дата обращения: 25.12.2020).

4. Пять секретов успеха сети «Додо Пицца». — Текст: электронный // Портал biz360: [сайт]. — URL: https://biz360.ru/materials/pyat-sekretov-uspekha-seti-dodo-pitstsa/ (дата обращения: 25.12.2020).

  1. Стровский, Л. Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям /под ред. Л. Е. Стровский. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2007. — 799 c. — Текст: непосредственный.
  2. Чевертон, П. Теория и практика современного маркетинга: Полный набор стратегий, инструментов и техник / П. Чевертон. — Пер. с англ. В. Н. Егорова. — 2-е изд. — Москва: Фомр — Пресс, 2002. — 608 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): США, зарубежный рынок, американский рынок, международная арена, рынок, внутренний рынок, выход компаний, продвижение бизнеса, самая компания, тщательный анализ.


Ключевые слова

США, продвижение бизнеса, выход на зарубежный рынок, внутренние и внешние факторы выхода, американский рынок, фаст-фуд
Задать вопрос