Подготовка учебных материалов к практическим занятиям в инклюзивных группах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 26.12.2020

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Сокольникова, Н. Е. Подготовка учебных материалов к практическим занятиям в инклюзивных группах / Н. Е. Сокольникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 446-447. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77069/ (дата обращения: 26.04.2024).



Ключевые слова: жестовый язык, конспект, опорный конспект, слабослышащий студент.

Инклюзивные группы в системе среднего профессионального образования тоже бывают разными. Есть группы, в которых обучаются инвалиды с общими заболеваниями и особых трудностей при обучении, не испытывают. Особенно если это старшие курсы, где уже прошла адаптация и процесс отлажен. Исключение составляют первые курсы.

Особое внимание требуют к себе группы, где обучаются слабослышащие студенты. Теоретический материал преподаватель дает в таких группах с дополнительной визуализацией, то есть все лекционные материалы даются с дублированием в схемах, рисунках и слайдах.

Для общения со слабослышащими широко применяется жестовый язык. Но практика показывает, что на учебных занятиях, когда преподаватель объясняет материал, давая выкладки по формулам на экране, или разбирая технологию какого-либо процесса, слабослышащий студент должен успеть еще отслеживать переводчика жестового языка (смотреть на него) и при этом успевать конспектировать. Конечно же, такая технология не применима.

Поэтому мы предлагаем студентам использовать специализированные приспособления для усиления звука, визуализацию информации и видеоматериалы. Сейчас активно разрабатываются и апробируются специализированные программы, позволяющие снабжать учебные материалы субтитрами. При этом математические формулы, которые проговариваются и трудно услышать студентам с нарушениями слуха, дублируются фонетически русскими буквами.

Отдельно, предлагаются опорные конспекты. Тема с опорными конспектами уже рассматривалась многократно.

Напомним, что в нашем колледже используется практика подачи трех вариантов опорных конспектов. Это краткий конспект, включающий в себя только основные определения, схемы и формулы, которые студент должен дополнить объяснениями и комментариями в течении лекции.

Краткий конспект дает возможность увеличить скорость подачи материала для всей группы, а студенты с инвалидностью дать возможность записывать материал с меньшей скоростью, чем у остальных. Такие конспекты даются студентам, которые испытывают трудности с быстротой записи материала, обычно это студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата, или слабослышащие.

Основной конспект — это полный конспект лекции, который планируется освоить на уроке, Он содержит все необходимые материалы. Не требует дополнения. Этот вид конспектов используется реже, так как работа студента на уроке сводится только к отслеживанию соответствия записей в опорном конспекте и объяснению преподавателя. Часто это приводит к ослаблению внимания и не стимулирует студента.

Исчерпывающий конспект — это конспект, который содержит обширную информацию по теме. Он намного превышает объём информации, которую будет давать преподаватель. Задача студента во время лекции, слушая объяснения преподавателя, отслеживать материалы конспекта и оставлять только тот текст, который дает преподаватель. В данном случае преподаватель может преследовать сразу несколько целей. С одной стороны, он может давать углубленный материал, тем студентам, которые в этом заинтересованы. Прочитывая более полный объём информации, они невольно затрагивают более углубленные вопросы данной темы.

С другой стороны, преподаватель может проверять или стимулировать концентрацию внимания студента во время занятия. В таком случае, текст опорного конспекта может перемежаться с ничего не значащей информацией, иногда, вообще не относящейся к теме. В таком случае, студент вынужден отсеивать ненужную информацию, выискивая основную.

За время работы в инклюзивных группах мы столкнулись с дополнительной проблемой. Слабослышащие студенты часто имеют ограниченный словарный запас. Жестовый язык предусматривает довольно много слов, но некоторые слова он просто заменяет основным набором слов.

Во время курсов переобучения и курсов повышения квалификации мы смогли консультироваться с преподавателями жестового русского языка. Благодаря полученному опыту мы осознали, как трудно нашим студентом читать конспекты, особенно по профессиональным дисциплинам, которые содержат массу непонятных слов. И это не только профессиональные термины. Например, слово «агрессивный» было не понятно большинству слабослышащих студентов.

Поэтому, преподавателям было рекомендовано упрощать опорные конспекты, перефразируя некоторые слова. Это трудоемкий процесс, занимающий много времени и не всегда работающий.

Иногда мы и не можем предположить, что какое-то слово может быть не понятно. Поэтому, в большинстве случаев на дополнительных консультациях студенты подходят к преподавателю за уточнением тех слов, которые были им не понятны во время лекции и подчеркнуты ими. Со временем преподаватель начинает понимать какие слова могут вызывать трудности, а студенты расширяют свой словарный запас

Опорные конспекты профессиональных дисциплин для слабослышащих студентов, это не просто весь лекционный материал. В начале конспекта, рекомендовано выносить основные профессиональные термины или сложные для понимания слова с объяснениями их в простой форме. Благодаря этому, мы даем возможность к запоминанию основных профессиональных терминов.

Например, в группах специальности, таких как «Дизайнер», «Операционная деятельность в логистике» материалы лекций и практических содержат массу специфических слов. Многие слова не знакомы иногда и обучающимся всей группы, и требуют дополнительного пояснения несколько раз, но слабослышащим студентам нужно объяснить последовательность действий простыми словами и, конечно же, несколько раз продемонстрировать на практике и закрепить схематично. В целом теоретическая основа для такого подхода заложена в работах В. В. Виноградова, Е. А. Земской, Д. Э. Розенталя.

Такая методика широко применяется в школьном образовании. Федорова Л. Л. в своей методической разработке «Сложные слова (теория)» предлагает ряд упражнений для обучающихся. Они кажутся простыми и даже детскими, но практика показала, что слабослышащим студентам они необходимы.

Поэтому очень важно, на первых курсах обучения, включать такие упражнения или похожие в программу дисциплины «Русский язык» и «Русская литература». (https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200204402).

В методике обучения в образовательных учреждениях для слабослышащих широко применяются те методы и приемы, которые наиболее соответствуют специфике материала и задачам речевого развития слабослышащих школьников.

Наиболее распространенные из них:

  1. Метод конструирования предложений.
  2. Метод видоизменения материала предложения
  3. Метод синонимических замен.

К занятиям в инклюзивных группах преподаватели готовятся с особой тщательностью. Продумываются все важные моменты, требующие визуального закрепления, упрощения подачи, демонстрации на практике. сотрудничество преподавателя и студента обеспечивает более глубокое усвоение материала, чем при пассивном следовании за преподавателем и конспектом.

Основой сотрудничества всегда является интерес. Слабослышащему студенту должно быть интересно учиться. Особенно важно привить интерес к профессиональным предметам. Поэтому методической основой преподавания должен быть скорее объяснительный, чем предписывающий принцип: т. е. вопрос почему ? не может заменяться указанием, как надо. Поэтому в предлагаемой методике конспекта почти нет правил, но есть объяснительный текст.

Предлагаемые приемы обработки материала способствуют ускорению освоения материала и делают процесс обучения интересным и открытым.

Литература:

1. Глухие и слабослышащие дети. Боскис Р. М. М.2004 г.

2. Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. — М., 2006. — 133 с.

3. Миндель А. Я., Степанова О. А. Разные возможности — равные права — общее жизненное пространство. — М: ТЦ Сфера, 2009. — 144 с.

4. Смирнов И. П. Теория профессионального образования. — М., 2006. — 320 с

Основные термины (генерируются автоматически): студент, жестовый язык, преподаватель, слово, группа, конспект, опорный конспект, слабослышащий студент, время лекции, краткий конспект.


Ключевые слова

опорный конспект, конспект, жестовый язык, слабослышащий студент

Похожие статьи

Опорный конспект как один из способов представления учебной...

- опорный конспект – система опорных сигналов в виде конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию

Методику опорных конспектов в профессиональном образовании можно считать наиболее эффективной и для студентов и для педагогов.

Проведение уроков в инклюзивных группах среднего...

Для категории слабослышащих студентов, мы предусмотрели размещение лекций на сайте. Теперь студент может распечатать для себя лекцию и в процессе занятий вносить правки, пояснения и выделять главное. Таких студентов необходимо контролировать особенно.

Опыт инклюзивного обучения в учреждении среднего...

При этом конспект не должен содержать всю информацию лекции, а лишь главные вопросы по теме, новые трудные слова (для слабослышащих), рисунки, схемы, таблицы, графики, все что поможет сфокусировать внимание. Важно, чтобы конспект не заменял записи самих студентов.

Особенности физиологии профессиональной подготовки лиц...

Опорный конспект лекций поможет заинтересовать студента, снизить нагрузку на память, понизить утомляемость.

В основе профессиональной подготовки студентов с нарушением опорно-двигательной системы лежит лечебная педагогика.

Особенности преподавания курса физики для лиц с нарушениями...

Для студентов с нарушением слуха необходимым также является построение процесса обучения курса физики на основе учета их психофизиологических

Для глухих, как правило, такой формой является жестовый язык. Применение практики опережающего чтения, когда...

Формирование речевых способностей у слабослышащих...

В России жестовый язык называют — Русский жестовый язык (далее РЖЯ), также в начале 50-х годов комиссия Всемирной федерации глухих был разработан — Международный жестовый язык, он был создан для облегчения общения людей с нарушением слуха в мире.

Особенности преподавания дисциплины «Сопротивление...»

Ключевые слова: комплексный подход к обучению, опорный конспект, электронный практикум, программный обучающий комплекс COLUMBUS. Фундаментом, от прочности которого зависит успешность получения иностранными студентами полноценного инженерного образования...

Лекция как ведущий компонент системы вузовского образования

Лекции не только знакомят студентов с основными научно-теоретическими положениями той

В последнее время наметилась тенденция свободного выбора лектора студентами, которая

Вводная лекция. Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в...

Лекции в техническом вузе – нужны ли они студентам?

Студенты перед началом лекции получают готовый «распечатанный» конспект лекции, в котором они в

Лишь 4 % студентов хотели бы иметь доступ к электронному конспекту и видеозаписи лекции. Лекцию-диалог, требующую от слушателей исходно высокого уровня...

Похожие статьи

Опорный конспект как один из способов представления учебной...

- опорный конспект – система опорных сигналов в виде конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию

Методику опорных конспектов в профессиональном образовании можно считать наиболее эффективной и для студентов и для педагогов.

Проведение уроков в инклюзивных группах среднего...

Для категории слабослышащих студентов, мы предусмотрели размещение лекций на сайте. Теперь студент может распечатать для себя лекцию и в процессе занятий вносить правки, пояснения и выделять главное. Таких студентов необходимо контролировать особенно.

Опыт инклюзивного обучения в учреждении среднего...

При этом конспект не должен содержать всю информацию лекции, а лишь главные вопросы по теме, новые трудные слова (для слабослышащих), рисунки, схемы, таблицы, графики, все что поможет сфокусировать внимание. Важно, чтобы конспект не заменял записи самих студентов.

Особенности физиологии профессиональной подготовки лиц...

Опорный конспект лекций поможет заинтересовать студента, снизить нагрузку на память, понизить утомляемость.

В основе профессиональной подготовки студентов с нарушением опорно-двигательной системы лежит лечебная педагогика.

Особенности преподавания курса физики для лиц с нарушениями...

Для студентов с нарушением слуха необходимым также является построение процесса обучения курса физики на основе учета их психофизиологических

Для глухих, как правило, такой формой является жестовый язык. Применение практики опережающего чтения, когда...

Формирование речевых способностей у слабослышащих...

В России жестовый язык называют — Русский жестовый язык (далее РЖЯ), также в начале 50-х годов комиссия Всемирной федерации глухих был разработан — Международный жестовый язык, он был создан для облегчения общения людей с нарушением слуха в мире.

Особенности преподавания дисциплины «Сопротивление...»

Ключевые слова: комплексный подход к обучению, опорный конспект, электронный практикум, программный обучающий комплекс COLUMBUS. Фундаментом, от прочности которого зависит успешность получения иностранными студентами полноценного инженерного образования...

Лекция как ведущий компонент системы вузовского образования

Лекции не только знакомят студентов с основными научно-теоретическими положениями той

В последнее время наметилась тенденция свободного выбора лектора студентами, которая

Вводная лекция. Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в...

Лекции в техническом вузе – нужны ли они студентам?

Студенты перед началом лекции получают готовый «распечатанный» конспект лекции, в котором они в

Лишь 4 % студентов хотели бы иметь доступ к электронному конспекту и видеозаписи лекции. Лекцию-диалог, требующую от слушателей исходно высокого уровня...

Задать вопрос