Подготовка учебных материалов к практическим занятиям в инклюзивных группах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 26.12.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Сокольникова, Н. Е. Подготовка учебных материалов к практическим занятиям в инклюзивных группах / Н. Е. Сокольникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 446-447. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77069/ (дата обращения: 03.12.2021).



Ключевые слова: жестовый язык, конспект, опорный конспект, слабослышащий студент.

Инклюзивные группы в системе среднего профессионального образования тоже бывают разными. Есть группы, в которых обучаются инвалиды с общими заболеваниями и особых трудностей при обучении, не испытывают. Особенно если это старшие курсы, где уже прошла адаптация и процесс отлажен. Исключение составляют первые курсы.

Особое внимание требуют к себе группы, где обучаются слабослышащие студенты. Теоретический материал преподаватель дает в таких группах с дополнительной визуализацией, то есть все лекционные материалы даются с дублированием в схемах, рисунках и слайдах.

Для общения со слабослышащими широко применяется жестовый язык. Но практика показывает, что на учебных занятиях, когда преподаватель объясняет материал, давая выкладки по формулам на экране, или разбирая технологию какого-либо процесса, слабослышащий студент должен успеть еще отслеживать переводчика жестового языка (смотреть на него) и при этом успевать конспектировать. Конечно же, такая технология не применима.

Поэтому мы предлагаем студентам использовать специализированные приспособления для усиления звука, визуализацию информации и видеоматериалы. Сейчас активно разрабатываются и апробируются специализированные программы, позволяющие снабжать учебные материалы субтитрами. При этом математические формулы, которые проговариваются и трудно услышать студентам с нарушениями слуха, дублируются фонетически русскими буквами.

Отдельно, предлагаются опорные конспекты. Тема с опорными конспектами уже рассматривалась многократно.

Напомним, что в нашем колледже используется практика подачи трех вариантов опорных конспектов. Это краткий конспект, включающий в себя только основные определения, схемы и формулы, которые студент должен дополнить объяснениями и комментариями в течении лекции.

Краткий конспект дает возможность увеличить скорость подачи материала для всей группы, а студенты с инвалидностью дать возможность записывать материал с меньшей скоростью, чем у остальных. Такие конспекты даются студентам, которые испытывают трудности с быстротой записи материала, обычно это студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата, или слабослышащие.

Основной конспект — это полный конспект лекции, который планируется освоить на уроке, Он содержит все необходимые материалы. Не требует дополнения. Этот вид конспектов используется реже, так как работа студента на уроке сводится только к отслеживанию соответствия записей в опорном конспекте и объяснению преподавателя. Часто это приводит к ослаблению внимания и не стимулирует студента.

Исчерпывающий конспект — это конспект, который содержит обширную информацию по теме. Он намного превышает объём информации, которую будет давать преподаватель. Задача студента во время лекции, слушая объяснения преподавателя, отслеживать материалы конспекта и оставлять только тот текст, который дает преподаватель. В данном случае преподаватель может преследовать сразу несколько целей. С одной стороны, он может давать углубленный материал, тем студентам, которые в этом заинтересованы. Прочитывая более полный объём информации, они невольно затрагивают более углубленные вопросы данной темы.

С другой стороны, преподаватель может проверять или стимулировать концентрацию внимания студента во время занятия. В таком случае, текст опорного конспекта может перемежаться с ничего не значащей информацией, иногда, вообще не относящейся к теме. В таком случае, студент вынужден отсеивать ненужную информацию, выискивая основную.

За время работы в инклюзивных группах мы столкнулись с дополнительной проблемой. Слабослышащие студенты часто имеют ограниченный словарный запас. Жестовый язык предусматривает довольно много слов, но некоторые слова он просто заменяет основным набором слов.

Во время курсов переобучения и курсов повышения квалификации мы смогли консультироваться с преподавателями жестового русского языка. Благодаря полученному опыту мы осознали, как трудно нашим студентом читать конспекты, особенно по профессиональным дисциплинам, которые содержат массу непонятных слов. И это не только профессиональные термины. Например, слово «агрессивный» было не понятно большинству слабослышащих студентов.

Поэтому, преподавателям было рекомендовано упрощать опорные конспекты, перефразируя некоторые слова. Это трудоемкий процесс, занимающий много времени и не всегда работающий.

Иногда мы и не можем предположить, что какое-то слово может быть не понятно. Поэтому, в большинстве случаев на дополнительных консультациях студенты подходят к преподавателю за уточнением тех слов, которые были им не понятны во время лекции и подчеркнуты ими. Со временем преподаватель начинает понимать какие слова могут вызывать трудности, а студенты расширяют свой словарный запас

Опорные конспекты профессиональных дисциплин для слабослышащих студентов, это не просто весь лекционный материал. В начале конспекта, рекомендовано выносить основные профессиональные термины или сложные для понимания слова с объяснениями их в простой форме. Благодаря этому, мы даем возможность к запоминанию основных профессиональных терминов.

Например, в группах специальности, таких как «Дизайнер», «Операционная деятельность в логистике» материалы лекций и практических содержат массу специфических слов. Многие слова не знакомы иногда и обучающимся всей группы, и требуют дополнительного пояснения несколько раз, но слабослышащим студентам нужно объяснить последовательность действий простыми словами и, конечно же, несколько раз продемонстрировать на практике и закрепить схематично. В целом теоретическая основа для такого подхода заложена в работах В. В. Виноградова, Е. А. Земской, Д. Э. Розенталя.

Такая методика широко применяется в школьном образовании. Федорова Л. Л. в своей методической разработке «Сложные слова (теория)» предлагает ряд упражнений для обучающихся. Они кажутся простыми и даже детскими, но практика показала, что слабослышащим студентам они необходимы.

Поэтому очень важно, на первых курсах обучения, включать такие упражнения или похожие в программу дисциплины «Русский язык» и «Русская литература». (https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200204402).

В методике обучения в образовательных учреждениях для слабослышащих широко применяются те методы и приемы, которые наиболее соответствуют специфике материала и задачам речевого развития слабослышащих школьников.

Наиболее распространенные из них:

  1. Метод конструирования предложений.
  2. Метод видоизменения материала предложения
  3. Метод синонимических замен.

К занятиям в инклюзивных группах преподаватели готовятся с особой тщательностью. Продумываются все важные моменты, требующие визуального закрепления, упрощения подачи, демонстрации на практике. сотрудничество преподавателя и студента обеспечивает более глубокое усвоение материала, чем при пассивном следовании за преподавателем и конспектом.

Основой сотрудничества всегда является интерес. Слабослышащему студенту должно быть интересно учиться. Особенно важно привить интерес к профессиональным предметам. Поэтому методической основой преподавания должен быть скорее объяснительный, чем предписывающий принцип: т. е. вопрос почему ? не может заменяться указанием, как надо. Поэтому в предлагаемой методике конспекта почти нет правил, но есть объяснительный текст.

Предлагаемые приемы обработки материала способствуют ускорению освоения материала и делают процесс обучения интересным и открытым.

Литература:

1. Глухие и слабослышащие дети. Боскис Р. М. М.2004 г.

2. Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. — М., 2006. — 133 с.

3. Миндель А. Я., Степанова О. А. Разные возможности — равные права — общее жизненное пространство. — М: ТЦ Сфера, 2009. — 144 с.

4. Смирнов И. П. Теория профессионального образования. — М., 2006. — 320 с

Основные термины (генерируются автоматически): студент, жестовый язык, преподаватель, слово, группа, конспект, опорный конспект, слабослышащий студент, время лекции, краткий конспект.


Ключевые слова

опорный конспект, конспект, жестовый язык, слабослышащий студент
Задать вопрос