В рамках представленной статьи определены критерии для определения конкурентных преимуществ ТНК в мировой экономике, а также выделены наиболее популярные из них.
Ключевые слова: стратегия, конкуренция, преимущество, технология, процесс.
Любая транснациональная корпорация в современной рыночной экономике направлена в своей деятельности на образование потенциальных возможностей. В этом случае потенциальные возможности являются интегрированной совокупностью ресурсов организации, которые они могут применять для решения насущных проблем и задач. Выполнить все основные задачи организация может с тем результатом, который будет максимальным образом приемлемым и оптимальным для самого предприятия, или потребителей. Если транснациональная корпорация на практике применяет все свои потенциальные возможности и основные конкурентные позиции, то поставленные задачи и цели в процессе деятельности будут успешно выполнены. Практика показывает, что существует несколько ключевых условий, в рамках которых можно применять конкурентный потенциал с использованием единой модели целеполагания. Но, нужно учитывать, что используется внешняя среда в таком случае как фактор, воздействующий на все основные условия деятельности предприятия. По сути любая транснациональная корпорация функционирует на базе двух основных составляющих позиции: первой является развитие, позволяющее образовать новые конкурентные преимущества; второй составляющей будет деятельность целевого характера, благодаря которой можно на практике использовать все основные конкурентные преимущества [1].
Нужно сказать, что не в любой организации можно чётко увидеть конкурентное преимущество. В этом случае существует множество субъективных факторов и позиций, которые выбираются с целью оценивания преимуществ или проблем в организации. В ходе построения любого конкурентного преимущества организации могут использоваться следующие варианты действий:
- Руководство организации будет концентрироваться на конкурентах, и сравнивает организацию с её ближайшими предприятиями, работающими в этой отрасли.
- Руководство компании старается ориентироваться на клиентов, и удовлетворяет их основные потребности.
- Руководители организации могут ориентироваться на перспективу формирования и развития глобального рынка, и особенное внимание в таком случае будет уделено конкурентам и потребителям.
Стоит учитывать тот момент, что для обеспечения прямой возможности создания конкурентных преимуществ нужно использовать факторы, которые обладают важнейшее значением в ходе удовлетворения всех потребностей организации на мировой арене. Особенно это касается транснациональных корпораций, поскольку им необходимо учитывать огромное количество дифференцированных факторов, воздействующих на их положение на рынке. Все факторы, которые позволяют установить конкурентные преимущества организации с точки зрения открытой, международной иерархической системы, имеют огромное количество элементов при своём проявлении, а также их классификация достаточно затруднена. Существует позиция о том, что имеется пять крупных категории факторов, которые будут обуславливать конкурентные преимущества транснациональных корпораций на международной арене: ресурсные факторы; факторы технологического характера; инновационные факторы; культурные факторы и факторы глобального характера [2].
Обращаясь к теории конкурентных преимуществ, которая была разработана известным американским исследователем Майклом Портером, нужно выделить две категории конкурентных преимуществ организации, и, в частности, транснациональных корпораций: обеспечение низких издержек в ходе производственных процессов; возможность для дифференциации товарных категорий. Если у организации существует возможность обеспечивать низкий уровень издержек, то предприятие сможет создавать свой товар при минимальном количестве затрачиваемых ресурсов. На мировой арене и в условиях жёсткой конкурентной борьбы этот фактор играет существенную роль в повышении конкурентного преимущества. Если организация по мнению Майкла Портера создаёт дифференцированный набор товаров, то этот момент позволит предоставлять покупателю огромное количество разнообразных и качественных товаров, постоянно обновляющихся и обеспечиваемых благодаря бесперебойному процессу производства и поставок.
Любые конкурентные преимущества транснациональной корпорации должны отвечать следующим позициям:
- Они должны быть значимыми, и выделяться в рамках действующих конкурентов.
- Покупатели должны различать все конкурентные преимущества конкретной транснациональные корпорации.
- Для потребителя эти конкурентные преимущества также должны быть значимыми, поскольку они в таком случае смогут получить выгоду.
- Конкурентные преимущества транснациональных корпораций должны обладать устойчивой основой, сохраняя собственную значимость в рамках изменений внешней среды. Конкуренты в таком случае не смогут воспроизвести их на практике.
- Все конкурентные преимущества конкретной транснациональной корпорации должны обладать уникальными основой, и предоставляемую выгоду в этом случае невозможно будет получить от других мировых производителей.
- Для компании такие конкурентные преимущества должно быть максимально прибыльными [2].
Обобщив представленные выше информационные данные и позиции нужно отметить, что все факторы конкурентных преимуществ и источники, способствующие их образованию, были сформированы в рамках единой таблицы, представленной ниже:
Таблица 1
Конкурентные преимущества ТНК и источники их образования [1]
Факторы образования преимуществ |
Источники проявления факторов |
Экономические |
Факторы внутриорганизационного характера: наличие эффекта масштаба, эффективность на опыте, проявление экономического потенциала, эффективное применения основных финансовых средств. Факторы рыночного характера: оптимальное положение рынка, постепенно повышающийся спрос. Стимулирование деятельности со стороны правительства |
Структурные |
Интеграция бизнеса может происходит согласно следующим сценариям: Регресс — поставщики могут находиться под владением или строгим контролем Прогресс — есть интеграция с действующей системой по распределению товаров или услуг Горизонтальная интеграция — повышение уровня сотрудничества и взаимодействия организаций по выпуску однородной продукции. |
Технологические и научно-технические |
Постоянное развитие и совершенствование прикладных научных и технических знаний. Учёт особенностей технологического производства |
Информационные факторы |
Присутствие информационных данных о состояние рынка, продавцах, конкурентах, данные о нормативном правовом обеспечении деятельности, состав и инфраструктура рынка |
Географические факторы |
Наиболее выгодное положение предприятия на территории |
Факторы нематериального характера |
Активы, связанные с развитием репутации: наименование предприятия, особенности развития торговой марки, связи с покупателями, обществом или государством |
Факторы неправового характера |
Наличие недобросовестной конкуренции |
Инфраструктурные позиции |
Общее положение и развитие коммуникационных средств. Организация рынков труда и их открытость. |
Вывод: транснациональные корпорации в ходе организации своей деятельности и получения конкретных конкурентных преимуществ имеют возможность создавать рабочие места на мировой экономической арене, или в конкретных государствах. При помощи образования новых рабочих мест транснациональные корпорации могут увеличивать собственные конкурентные преимущества и значимость, поскольку люди желают работать в такой организации и хотят тем самым получать определённые выгоды от своей деятельности.
Литература:
1. Тебекин А. В. Оценка стратегических перспектив инновационного развития экономики России //Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона. — 2020. — С. 79.
2. Аблеев С. Р., Золкин А. Л., Марченя П. П. Геополитические угрозы и суверенная Россия: столкновение цивилизаций нарастает? — 2019.
3. Щеголькова А. А. Геополитический ренессанс России на европейском газовом рынке //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2020. — №. 3 (123).
[1] Составлено автором