Язык и выразительные средства подачи телевизионной информации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 24.12.2020

Статья просмотрена: 6352 раза

Библиографическое описание:

Костина, Л. С. Язык и выразительные средства подачи телевизионной информации / Л. С. Костина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 135-139. — URL: https://moluch.ru/archive/342/76878/ (дата обращения: 18.11.2024).



В современном обществе информация может рассматриваться как социально значимое явление, нематериальный ресурс, превращающийся в экономический и политический. В таких условиях роль средств массовой информации в различных аспектах жизни социума возрастает. В статье описывается «телевидение» как средство массовой коммуникации, его роль в современной системе СМИ, а также особенности языка и экранных средств выразительности, используемых для подачи информации.

Ключевые слова: информация, аудитория, средства массовой информации, телевидение, язык, экранные средства выразительности, экранный образ, текст, телевизионная речь.

In modern society, information can be viewed as a socially significant phenomenon, an intangible resource that turns into an economic and political one. In such conditions, the role of the mass media in various aspects of the life of society increases. The article describes «television» as a means of mass communication, its role in the modern media system, as well as the peculiarities of language and screen means of expression used to present information.

Key words: information, audience, mass media, television, language, screen means of expressiveness, screen image, text, television speech.

Современное общество неспособно полноценно функционировать без системы средств массовой информации. Именно из СМИ массовая аудитория черпает представления о мире и окружающей действительности. СМИ реагируют на изменения в социуме, подстраиваются под интересы и потребности аудитории. Телевидение, несмотря на увеличение значимости интернета, остается значимым сегментом в медиасистеме. В последние десятилетия принципы телевизионного вещания, жанрово-тематическое наполнение эфира, специфика использования выразительных средств претерпели значительные изменения, в том числе и в сфере новостной тележурналистики. Влияние технического прогресса и связанных с ним изменений в потребностях и ожиданиях аудитории вынуждает телевидение искать новые способы подачи информации, которые повысили бы его конкурентоспособность и востребованность у аудитории. Как следствие, новостной телевизионный медиатекст трансформируется, изменяется язык подачи информации, внедряются новые форматы подачи сообщений, позволяющие сделать информацию более доступной и занимательной для аудитории.

Особенности подачи информации, набор и схема применения выразительных средств в значительной мере определяют «лицо» телеканала, делают его узнаваемым для аудитории.

Качественный телевизионный продукт требует соблюдения баланса между использованием технических выразительных средств и содержательной сущностью материала, его информативностью. Благодаря современным технологиям набор доступных телевидению выразительных средств значительно расширился. Выбор выразительных средств зависит от формата, жанра, тематики телевизионного продукта. Специфика их использования определяется творческой задачей, авторской идеей и другими факторами. Кроме того, как справедливо отмечает М. Г. Антонова, использование выразительных форм и средств подачи информации определяется материально-технической базой телеканала [3].

Телевизионную информацию можно охарактеризовать как систему ассоциативных образов, формируемых посредством набора знаков и символов. Информационный поток на телевидении обладает значительной силой воздействия на сознание аудитории именно благодаря алгоритму его построения. Важную роль здесь играет то, что телеинформация подается в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком, в короткий промежуток времени, текстовая составляющая, как правило, персонифицирована и эмоционально окрашена.

В научной литературе представлены различные подходы к типологии и классификации выразительных средств телевидения. Так, Г. Н. Бровченко, выделяет следующие группы средств экранной выразительности:

1) пластические (свет, цвет, план, ракурс, спецэффекты);

2) звуковые (музыка, шумы, голос);

3) драматургические (тема, идея, композиция);

4) монтажные [4].

Схожей точки зрения придерживается и Н. Л. Горюнова. Отмечая, что экранный образ строится на изобразительно-звуковом принципе, то есть объединении средств выразительности в одном кадре с целью одновременного воздействия на аудитории посредством звука и визуальных элементов, исследователь выделяет три группы средств выразительности:

— средства, обеспечивающие пластичность кадра (цвет, свет, план, ракурс, эффекты);

— средства, обеспечивающие динамику (монтажные приемы и пространственно-временные отношения);

— средства, обеспечивающие звуковой образ (голос, музыка, шум, тишина) [5].

Ю. А. Оганесова предлагает следующую типологию выразительных средств телевидения. Исследователь разделяет выразительные средства на две группы: визуальные и аудиальные. Визуальные средства представлены содержанием кадра, сюда входят ракурс съемки, крупность плана, перспектива, цвет, свет, насыщенность и пр., и монтажом (темпоритм, длительность монтажной фразы, скорость воспроизведения, использование эффектов). Аудиальные выразительные средства Оганесова подразделяет на вербальные и невербальные. Вербальные включают в себя, по мнению ученого, как суперсегментные элементы речи, такие как темп, тембр, интонирование, так и текстовые характеристики, например, использование тропов, фразеологических оборотов, профессионализмов, выбор синтаксических конструкций и пр. Невербальные аудиальные выразительные средства подразумевают использование музыкального сопровождения, интершума, элементов саунд-дизайна [9].

А. И. Анохин, указывая на знаковую природу телевидения, выразительные средства разделяет на два типа — условные знаки и изобразительные знаки. Основным условным знаком, используемым телевидением, ученый называет слово, текст, отмечая, что функции текста в тележурналистике значительно отличаются от функций в других типах СМИ. Текстовая составляющая видеоконтента персонифицирована и наделена чертами того образа, который представлен на экране. Телевизионная речь создает при взаимодействии с телеаудиторией эффект непосредственного общения, диалога, что свою очередь формирует эффект доверия [1].

Несмотря на экранную природу телевизионной информации видеоряд не всегда достаточен для понимания сути событий, поэтому смысловая нагрузка в телеконтенте часто ложится на текст. Отсюда требования к тексту — яркость, образность, точность, простота восприятия и краткость.

Г. Л. Ковальчук обращает внимание на неоднородность состава языковых средств телевизионной речи, вобравшей в себя различные жанры и речевые конструкции. Среди основных тенденций можно назвать преобладание в последние десятилетия в телеэфире спонтанной речи, более открытой и непринужденной, что приводит к частым нарушениям норм русского языка. Телевизионная речь насыщена фактами, позволяющими дать более подробную информацию о событии. При этом стремление к более полному раскрытию темы, необходимость высокой оперативности представления контента, представления максимального объема информации в короткий промежуток времени приводит к появлению ряда особенностей телеречи. В числе таких особенностей ученые называют востребованность типизированных речевых конструкций, шаблонов: правоохранительные органы, отметил в своем выступлении, предпринимать все возможные шаги, глава внешнеполитического ведомства и подобные.; употребление аббревиатур и сокращений: полпред, ЖКХ, ЦБ, МИД и т. д.; использование сниженной лексики: беспредел, клик, рулить и пр.; внедрение заимствованной лексики [6].

Важными для телевизионного продукта остаются визуальные образы, дающие возможность воздействовать на сознание аудитории, апеллировать к ее эмоциям.

Композиция кадра — совокупность элементов кадра и их взаимное расположение — позволяет не только представить информацию о происходящем, но и задать его оценку. Среди базовых элементов композиции телевизионного кадра можно назвать границы кадра, его сюжетный центр, масштаб и перспективу изображения, точку съемки, наличие движения.

Технический прогресс и внедрение цифровых технологий позволили в значительной мере улучшить качество телевизионного изображения, что позволило более активно использовать в телевизионной практике такое средства выразительности как крупность плана. Сегодня, например, активно используются дальние и панорамные планы, при этом за счет высокой четкости изображения зритель может рассмотреть детали и почувствовать атмосферу, в которой развивается событие [9].

Среди основных визуальных средств выразительности следует назвать монтаж. Монтаж, по мнению ученых, является одним из наиболее значимых и эффективных инструментов интерпретации действительности экранными средствами. В телевизионной практике сегодня используются четыре типа монтажа. Наиболее востребованный — формально-описательный монтаж, используемый для последовательно освещения событий. Параллельный монтаж позволяет представить зрителю несколько сюжетных линий одновременно. Менее распространены ассоциативный и контрастный типы монтажа [5].

Значимость монтажа как средства экранной выразительности определяется тем, что соположение двух кадров не только суммирует их смыслы, но и формирует новый смысл, следовательно, последовательность кадров в телевизионном продукте определяет восприятие аудиторией информации, позволяет задать оценки и взгляды на освещаемое событие. Кроме того, монтаж позволяет задать динамику, темпоритм повествования.

Исследователи отмечают характерную для современного телевидения тенденцию значительного сокращения средней длины кадра. Сверхкороткие планы, использовавшиеся изначально в монтаже в монтаже рекламных роликов и музыкальных клипов, сегодня все более востребованы и в других видах телевизионного продукта различной тематики. Клиповый монтаж и сокращение длины кадра задают новый темпоритм повествования на телеэкране. Клиповый монтаж как прием выразительности позволяет сделать повествование более динамичным, привлекательным для современной аудитории, советующим новому темпу восприятия информации. Среди недостатков данного приема можно назвать возможность формирования нецелостного образа, незавершенности смысла, нарушения логики сюжета. Следует отметить, что увеличение темпоритма телевизионного повествования вынуждает журналистов отказываться от сложных форм на вербальном уровне (использование простых, коротких синтаксических конструкций), на уровне монтажа (акцент на динамичность, быструю смену кадров), а также на уровне композиции (яркость кадров, мозаичность, ассоциативность) [9].

Важным визуальным выразительным средством в арсенале телевидения является ракурсная съемка. Ракурс можно определить, как точку и направление съемки, подчеркивающие перспективные изменения размеров объектов в кадре. Ракурсная съемка часто используется в информационных и аналитических телевизионных жанрах. Ракурс определяет угол зрения на объект съемки и в значительной степени задает особенности экранной трактовки события или героя материала. Ракурсная съемка позволяет акцентировать внимание на существенной черте объекта, важном моменте телевизионного повествования, дать пояснения происходящим событиям, подчеркнуть психологическое состояние [8].

Говоря о выразительных средствах телевидения, следует отметить специфику их использования в информационных телевизионных продуктах. Основная задача при создании информационного телепродукта — передать информацию зрителю объективно, без искажения, что в значительной мере ограничивает использование средств экранной выразительности. В частности, практически не используется трансформация объекта посредством освещения или оптики, минимизирована эстетизация видеообраза. Основной инструмент организации пространства в репортаже, например, — ограничение его рамками кадра так, чтобы смысловой акцент был сосредоточен на наиболее важной части. При съемке редко используются наезды и отъезды трансфокатора, предпочтительным считается сохранение масштаба пространства в одном плане, нестандартная оптика, искажающая перспективу. Система визуальных выразительных средств информационного телевидения опирается на чередование планов различной крупности, при этом длительность плана небольшая. Порядок чередования планов, последовательность кадров задают ритм и тональность информационного сюжета, его эмоциональную окраску [3].

Исследователи отмечают, что в основе используемых телевидением методов выразительности лежит фактор узнаваемость коммуникатора (телеведущего, тележурналиста, спикера и пр.) как носителя информации. Лицо человека в кадре становится основным изобразительно-выразительным средством, поскольку отношение и уровень доверия зрителей к транслируемой информации в значительной степени зависит от отношения к лицу, ее предоставляющему [7].

Аудиальные средства телевизионной выразительности — голос, интершум, музыка, тишина — способны выражать особые смысловые нагрузки.

Речь журналиста или ведущего является одним из основных источников информации для телезрителя, при этом важны не только текстовые характеристики, уже упоминавшиеся выше, но и интонации, тембр, темп речи, поскольку они формируют эмоциональный фон в кадре.

Музыкальное сопровождение — важный эмоциональный инструмент. Музыка в телевизионном продукте при условии допустимости ее использования в конкретном формате может способствовать созданию атмосферы действия, указывать на специфику местности, передавать характерные черты времени.

Использование определенного набора выразительных средств для создания контента телеканала позволяет сформировать устойчивую вещательную модель. Тенденция к алгоритмизации применения аудиальных и визуальных выразительных средств, характерная для отечественного телевидения и проявляющаяся, по мнению исследователей, в числе прочего в практически полном повторении региональным сегментом телевещания моделей общефедерального кластера, способствуют выстраиванию особого информационного потока, присущего конкретному телеканалу. Основными характеристиками можно считать специфику выстраивания сетки вещания, применения выразительных средств и информационное наполнение контента [2]. Таким образом, формат вещания определяется и устойчивыми выразительными средствами, используемыми журналистами. Что в свою очередь позволяет телевизионному каналу приобрести индивидуальность и узнаваемость, сформировать постоянный состав аудитории.

Литература:

  1. Анохин, А. И. Специфические особенности и выразительные средства информационного телевещания [Текст] / А. И. Анохин // Вестник Чувашского университета. — 2012. — № 1. — С. 276–280.
  2. Антонова, В. И. Проблемы дифференциации жанровых форм медийных текстов в современной теории журналистики [Электронный ресурс] // Огарёв-Online. — 2018. — № 3 (108). — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-differentsiatsii-zhanrovyh-form-mediynyh-tekstov-v-sovremen- noy-teorii-zhurnalistiki.
  3. Антонова, М. Г. Жанровая структура как система основных выразительных средств подачи телевизионной информации [Электронный ресурс] / М. Г. Антонова // Огарев-online. — 2017. — № 6. — Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/zhanrovaya-struktura-kak-sistema-osnovnyx-vyrazitel-nyx-sredstv-podachi-televizionnoj-informacii (дата обращения 12.10.2020).
  4. Бровченко, Г. Н. Сценарий неигрового фильма и экранные средства воплощения журналистского замысла: учебно-метод. пособие [Текст] / Г. Н. Бровченко. — М.: Ф-т журн., МГУ, 2010. — 92 с.
  5. Горюнова, Н. Л. Художественно-выразительные средства экрана: Учеб. пос. — М.: ИПК раб. ТВ и РВ, 2006. — 42 с.
  6. Ковальчук, Г. Л. Телевизионная речь: особенности формирования [Текст] / Г. Л. Ковальчук // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. — 2008. — № 1. — С. 67–71.
  7. Маркосян, Д. Г. Система выразительных средств телевидения как инструмент мифологизации личности [Текст]: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.03 / Д. Г. Маркосян. — Москва, 2016. — 165 с.
  8. Новоженина, А. С. Выразительные средства экрана как инструмент в создании толерантной телепрограммы // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2013. — № 4. — Т. 3. — С. 121–123.
  9. Оганесова, Ю. А. Выразительные средства телевизионных программ культурно-просветительской тематики [Текст]: дис. … к.ф.н. 10.01.10 / Ю. А. Оганесова. — Воронеж, 2014. — 170 с.
Основные термины (генерируются автоматически): средство, телевизионный продукт, телевизионная речь, выразительное средство телевидения, значительная мера, массовая информация, монтаж, экранная выразительность, музыкальное сопровождение, современное общество.


Ключевые слова

информация, язык, текст, средства массовой информации, телевидение, аудитория, экранные средства выразительности, экранный образ, телевизионная речь

Похожие статьи

Кино и телевидение как одни из основных факторов формирования визуальной культуры зрителя

Статья посвящена раскрытию вопроса роли экранных искусств — кино и телевидения — в процессе формирования визуальной культуры зрителя. В статье обсуждаются и определяются понятия «визуальной культуры», «визуального восприятия» и «визуальной аттракции»...

Дизайн рекламы в контексте конструирования визуального кода культуры современного общества

В статье рассматривается понятие «Дизайн рекламы» как сосредоточение двух кардинально противоположных по аксиологическому аспекту деятельностей (коммерция и эстетика). Дается четкая характеристика понятия «Дизайн рекламы» как элемента системы визуаль...

Синтезирующая роль языка и культуры в формировании коммуникативной среды

В данной статье рассматривается роль и значение как лингвистических знаний, так и культурологических в процессе формирования межкультурной коммуникативной среды, а также выявляются причины, способные привести к конфликтным ситуациям в межкультурном о...

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры учащихся

Целью данной статьи является рассмотрение актуальных проблем развития речевой культуры учащихся в современных условиях формирования речевой среды, основными задачами при этом стали: изучение интереса к культуре речи, выяснение причин «засорения» язык...

Использование жаргонизмов в СМИ как одна из особенностей языка средств массовой информации

Статья рассматривает лингвистические особенности медиа, которые являются одним из наиболее ярких показателей социальных перемен. Они отражают речевые изменения во всех сферах общественной жизни. Сегодня в средствах массовой информации наблюдается тен...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Особенности формирования коммуникативного пространства в процессе обучения русскому языку как иностранному в китайской аудитории

В статье описана специфика востребованности в специалистах, владеющих русским языком, в Китае, представлены современные требования, систематизирована и представлена совокупность позиций, обеспечивающих формирование коммуникативного пространства в про...

Воспитательный потенциал киноискусства для современных подростков

В статье анализируется взаимосвязь киноискусства и современных подростков, киноискусство рассматривается как неотделимый от социокультурной реальности элемент культуры, который, с одной стороны, подвергается многоплановому воздействию реальности жизн...

Роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей

В статье рассмотрена роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей общества, а так же проведены попытки проанализировать возникновение определения понятия «культура». Проанализированы этапы развития средств массово...

Роль средств массовой информации в формировании здорового образа жизни.

Данная статья посвящена проблеме влияния СМИ на организацию спортивно-массовой работы с населением и формирование здорового образа жизни. Средства массовой информации занимают в медиаландшафте России принципиально важное место, выполняет такие коммун...

Похожие статьи

Кино и телевидение как одни из основных факторов формирования визуальной культуры зрителя

Статья посвящена раскрытию вопроса роли экранных искусств — кино и телевидения — в процессе формирования визуальной культуры зрителя. В статье обсуждаются и определяются понятия «визуальной культуры», «визуального восприятия» и «визуальной аттракции»...

Дизайн рекламы в контексте конструирования визуального кода культуры современного общества

В статье рассматривается понятие «Дизайн рекламы» как сосредоточение двух кардинально противоположных по аксиологическому аспекту деятельностей (коммерция и эстетика). Дается четкая характеристика понятия «Дизайн рекламы» как элемента системы визуаль...

Синтезирующая роль языка и культуры в формировании коммуникативной среды

В данной статье рассматривается роль и значение как лингвистических знаний, так и культурологических в процессе формирования межкультурной коммуникативной среды, а также выявляются причины, способные привести к конфликтным ситуациям в межкультурном о...

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры учащихся

Целью данной статьи является рассмотрение актуальных проблем развития речевой культуры учащихся в современных условиях формирования речевой среды, основными задачами при этом стали: изучение интереса к культуре речи, выяснение причин «засорения» язык...

Использование жаргонизмов в СМИ как одна из особенностей языка средств массовой информации

Статья рассматривает лингвистические особенности медиа, которые являются одним из наиболее ярких показателей социальных перемен. Они отражают речевые изменения во всех сферах общественной жизни. Сегодня в средствах массовой информации наблюдается тен...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Особенности формирования коммуникативного пространства в процессе обучения русскому языку как иностранному в китайской аудитории

В статье описана специфика востребованности в специалистах, владеющих русским языком, в Китае, представлены современные требования, систематизирована и представлена совокупность позиций, обеспечивающих формирование коммуникативного пространства в про...

Воспитательный потенциал киноискусства для современных подростков

В статье анализируется взаимосвязь киноискусства и современных подростков, киноискусство рассматривается как неотделимый от социокультурной реальности элемент культуры, который, с одной стороны, подвергается многоплановому воздействию реальности жизн...

Роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей

В статье рассмотрена роль средств массовой информации в формировании духовных и нравственных ценностей общества, а так же проведены попытки проанализировать возникновение определения понятия «культура». Проанализированы этапы развития средств массово...

Роль средств массовой информации в формировании здорового образа жизни.

Данная статья посвящена проблеме влияния СМИ на организацию спортивно-массовой работы с населением и формирование здорового образа жизни. Средства массовой информации занимают в медиаландшафте России принципиально важное место, выполняет такие коммун...

Задать вопрос