Совершенствование государственного управления сферой основного общего образования в РФ на региональном уровне (Самарская область) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 17.12.2020

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Полесовщикова, А. П. Совершенствование государственного управления сферой основного общего образования в РФ на региональном уровне (Самарская область) / А. П. Полесовщикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76696/ (дата обращения: 07.03.2021).



В статье исследованы пути совершенствования государственного управления сферой основного общего образования в Самарской области. С помощью анализа был выявлен ряд проблем, способствующих негативному влиянию на работу образовательных учреждений. Пути решения данных проблем.

Ключевые слова: основное общее образование, общеобразовательное учреждение, улучшение качества образования, образование.

The article examines ways to improve public administration of basic General education in the Samara region. The analysis revealed a number of problems that contribute to the negative impact on the work of educational institutions. Ways to solve these problems.

Keywords: basic General education, General education institution, improving the quality of education, education.

Основное общее образование (5–9 классы) — это вторая ступень общего образования в России, необходимая для получения среднего (полного) образования и начального профессионального образования.

В современном мире существует тесная связь между результатами образования и развитием экономики, а значит, и уровнем жизни населения страны. Образование — важнейший структурный элемент цифрового общества и крупнейшее преимущество любого государства. Благодаря ему изменяются способы формирования, передачи и фиксации знания, процесс личностного саморазвития. Знания сегодня имеют общедоступный характер, и их получение не зависит от финансов, связано это с развитием транснациональных и транскультурных отношений.

Образование решает главную государственную задачу, такую, как воспроизводство человеческого капитала, следовательно, в интересах государства сделать его доступным, конкурентоспособным и качественным.

Образование является основным фактором, определяющим состояние рынка труда и уровень социально-экономического развития. Связанно это с тем, что образование — основная область, благодаря которой человек реализует свое развитие.

В таблице 1 отражены основные функции современного образования.

Таблица 1

Основные функции современного образования

Название функции

Содержание

Социальная

Становление личности, выработка культурных и моральных ценностей, развитие и воспитание личности, подготовка человека к успешной деятельности в социуме, формирование ресурсного, интеллектуального и нравственного потенциала общества.

Культурная

Передача культурных ценностей с помощью раннее накопленных знаний, формирование потребности в прекрасном.

Экономическая

Создание структуры в обществе, направленной на эффективное использование научно-технических новшеств.

Сберегающая

Сохранение и передача культурного достояния общества из поколения в поколение.

Мировоззренческая

Помогает сформировать ученику собственные взгляды на жизнь.

22 октября 2014 года был принят закон «Об образовании в Самарской области», направленный на повышение уровня обучения в области. В данный момент на территории Самарской области реализовываются различные проекты, такие как: «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы» и т. д., их задача заинтересовать учеников в обучении и сформировать базу для самостоятельной трудовой жизни.

В ходе ряда проверок общеобразовательных учреждений Самарской области, были выявлены такие проблемы, как: отсутствие участия родителей в образовательной деятельности, недостаточное финансирование для предоставления инновационных технологий в учреждениях, нежелание квалифицированных кадров работать в общеобразовательных учреждениях в связи с низкой заработной платой.

На основе данных проблем, представлен список рекомендаций, направленных на решение проблем.

Для повышения результатов обучения следует:

  1. Повысить внимание учителей к самосовершенствованию, сделать более доступной систему повышения квалификации. Преподаватели должны узнавать как можно больше о современных методах обучения для того, чтобы сильнее заинтересовывать учеников в получении знаний.
  2. Привлечение общеобразовательных учреждений для участия в различных проектах, оснащенных современными технологиями. Такие мероприятия замотивируют учеников 5–9 классов в получении новых знаний и сдачи государственных экзаменов на более высоком уровне.
  3. Создание информационных форумов, которые помогут учителям и родителям вести диалог, дающий понять уровень подготовки ученика.
  4. Создание материальной поддержки для преподавателей. Это стимулирует учителей на непрерывный профессиональный труд, получение новых знаний и развитие внутри своей специальности.
  5. Внедрение как можно больше новых, современных оборудований: компьютеров, интерактивных досок и электронных читальных залов. Так ученикам будет более доступно и понятно обучение, современные технологии заинтересуют детей.
  6. Введение новой оценки квалификации учителей на основе европейских стандартов проекта «Worldskills». Это поможет учителям узнать новые, современны стандарты обучения в мире.
  7. Обучение должно быть построено на диалоге между учеником и педагогом для того, чтобы ребенок не просто учился ради галочки, а получал новые знания. Учителя и ученики должны стараться для того, чтобы найти общий язык.
  8. Изменение самой роли педагога: от демонстрации знаний и способов деятельности перейти к формированию индивидуального пути интеллектуального и личностного развития каждого ребенка и педагогической поддержки продвижения учащихся.
  9. Внесение разнообразия учителями в учебный процесс, что создаст интерес детей к предмету. Например: организация групповых проектов, проведение уроков в игровой форме и использование практики в обучении, с помощью обучения экспериментальным путем.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что основой для улучшения основного общего образования регионального уровня, является модернизация самой существующей модели управления этой системы. Общая тенденция развития должна быть направлена на управление процессом развития образовательных учреждений. Формирование четкого распределения компетенции и полномочий для создания системы управления образования на основном общем уровне.

Необходимо неуклонно расширять участие общества в выработке, принятии и реализации политико-правовых и управленческих решений в образовании. Это должно обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии образования (расширение функций и полномочий попечительских советов, общественных советов, ассоциаций и др.).

Из чего следует, что основой для предоставления образовательных услуг и развития образовательной сферы является распределение между исполнительными и представительными органами нашего государства и органами местного самоуправления, а также сам процесс управления сферой в образовании.

Литература:

  1. Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования «Образовательная политика России на современном этапе». — Президент России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/21905 (дата обращения: 11.12.2020).
  2. Закон Самарской области от 22 декабря 2014 года № 133-ГД «Об образовании в Самарской области» [Электронный ресурс]. — http://docs.cntd.ru/document/464015750 (дата обращения 10.12.2020)
  3. Стратегия развития системы образования г. о. Самара до 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gordumasamara.ru/news/proekt-strategiya-razvitiya-sistemy-obrazovaniya-gorodskogo-okruga-samara-do-2020-goda/?doing_wp_cron=1607718142.2192080020904541015625 (дата обращения 11.12.2020)
  4. Адыкаева Е. Н. Модификация высшего образования как фактор новой экономики // Е.Н Адыкаева. — Национальная инновационная система России проблемы становления и развития: сб. науч. тр. — 2006. — С. 288–296.
  5. Дудник С. И. Образовательная политика в современной России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // С. И. Дудник. — Образование и гражданское общество. 2002. № 1. С. 20. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-obrazovaniya-v-sovremennoy-rossii (дата обращения 11.12.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): основное общее образование, Самарская область, образование, получение новых знаний, развитие, современное образование, ученик, учитель, учреждение.


Ключевые слова

образование, основное общее образование, общеобразовательное учреждение, улучшение качества образования
Задать вопрос