Подростковый сленг, или Как понять наших детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 14.12.2020

Статья просмотрена: 478 раз

Библиографическое описание:

Назаренко, Т. Г. Подростковый сленг, или Как понять наших детей / Т. Г. Назаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 495-497. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76354/ (дата обращения: 16.11.2024).



Для русского языка настало трудное время. Стремительные негативные изменения, которые происходят в нём, заставляют многих учёных, исследователей всё чаще и чаще говорить о том, что он истощается, теряет свой блеск, глубину.

Не секрет, что нынешние школьники не пишут друг другу задушевных писем на клетчатых листках, выдранных из тетради. Они вообще «вручную» пишут почти исключительно на школьных уроках. В остальное время они общаются чаще посредством электронных средств связи. Это накладывает отпечаток на развитие письменной речи. И чем дальше, тем серьезней.

Многие родители волнуются, что не понимают своих детей, но это как раз не проблема. Язык — это отражение среды общения. Активный словарный запас подростка зависит от того, чем он на данный момент занят и увлечен, он показывает его отношение к окружающему миру и приоритеты. Молодежный сленг — это как иностранный язык. И знать его — вовсе не означает забыть родной.

От молодежного сленга не убежать, он был и будет — в каждой эпохе свой. Современные дети не могут жить без сленга, потому что он в некотором смысле помогает экономить время при переписке в сети или при помощи СМС, к тому же это модно, так подростки находятся «в теме».

Согласно данным Википедии, «сленг — социолект людей в возрасте 12–23 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе. К особенностям сленга относят: его бытование в среде городской учащейся молодёжи и отдельных замкнутых референтных группах.

Молодёжный сленг, как и любой другой, представляет собой только лексикон на фонетической и грамматической основе общенационального языка, и отличается разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Наиболее развитые семантические поля — «Человек», «Внешность», «Одежда», «Жилище», «Досуг». Бо́льшая часть элементов представляет собой различные сокращения и производные от них, а также английские заимствования или фонетические ассоциации. Характерной особенностью, отличающей молодёжный сленг от других видов, является его быстрая изменчивость, объясняемая сменой поколений».

Научно-образовательный портал «IQ» Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики» опубликовал статью «Молодежный сленг — это живой, креативный, постоянно изменяющийся феномен. В России он появился более двух веков назад с возникновением первых учебных заведений. Два столетия он менялся и развивался. И если «Словарь русского школьного жаргона XIX века» Ольги Анищенко насчитывает 1000 слов и выражений, то словарь современного молодежного сленга Татьяны Никитиной «Ключевые концепты молодежной культуры» уже более 10 000. [4].

Сленговые слова дошли до нас, и сегодня мы знаем что название последней парты: сахалин, камчатка, кавказ. Сейчас к ним добавилась еще чукотка. И, если в школе говорят о лебедях, то все понимают, что речь идет о «двойках». Некоторые жаргонизмы изменились: так, с палиться у учащихся XIX века означало не сдать экзамен , а сегодня быть уличенным в проступке , отчехвостить высечь , а теперь отругать , коза раньше «доносчик», теперь — «девушка».

Так, что же такое молодежный сленг? Это — феномен, ограниченный определенными возрастными, социальными, временными, пространственными рамками. Характерно распространение сленга в молодежной или узко профессиональной, но и для остальных он более или менее понятен.

С начала ХХ века отмечены несколько бурных волн в развитии молодежного сленга.

Сиротство и криминализация общества в начале века, которые были Первой мировой и Гражданской войнами пробудили первую волну распространения сленга в обществе, выхода его за пределы учебных заведений — такие слова мы встретим в тексте известной песни «Мурка».

Вторая мировая война дала толчок развитию второй волны молодежного сленга. Родители, занятые на производстве, в колхозах во время войны и послевоенное время практически круглосуточно, мало уделяли внимания развитию детей. А также сиротевшие дети, дети, которые были в эвакуации, не получали должного воспитания и образования. Речь подростков была неряшлива, отрывиста, перегружена лишними словами: полундра — сигнал об опасности, кодла — компания, котлы — часы.

Третья волна порождена необходимостью отделять своих от чужих. Эпатажное движение «Стиляги» в среде молодежи подарили нам слова типа чувак — проверенный, в теме, «свой» человек или хата — квартира.

Субкультура «хиппи» способствовала появлению четвертой волны развития сленга. На «тусовках» в каждом крупном городе СССР можно было услышать слова « базар» — это разговор или беседа, в большинстве случаев не очень приятная, « безмазовый» это человек, который не приносит выгоды и не доставляет радости.

Пятая волна рождена в удушливой атмосфере застоя. Общественная жизнь 70–80-х породила разные неформальные молодежные движения как противостояние официальной идеологии. Движения имели свои сленговые символы — «зашуганность» (от шуга- страх) — боязливый, напуганный ; «ирокезные», «махавок» панк-рокерская прическа с характерным для индейских племен Америки гребнем .

Последний, шестой этап начался в конце 90-х — начале 2000-х годов и длится до сих пор. Тотальная компьютеризация, глобализация, развитие интернета, свобода слова — все это оказывает большое влияние на молодежный сленг и в наши дни. Волна подарила нам такие слова как «мама», обозначающее материнскую плату компьютера; «клава» клавиатуру , «сидюшник» CD-rom.

Какие функции молодёжного сленга выделяют? Во-первых, он помогает самоутвердиться, почувствовать своё единство. То есть он становится своеобразным протестом против формализма, способом противопоставления себя старшему поколению. Сейчас уже очевиден тот факт, что полноценное общение в молодежной среде невозможно без владения ее языком. Во-вторых, слова, употребляемые молодежью, звучат более игриво, чем обыкновенные, придавая речи юмористический характер определяют правила поведения в молодежной среде.

Взрослые в основном отрицательно относятся к сленгу. Возможно, «взаимонепонимание» старшего поколения и детей связано с тем, что последние уже живут в информационном обществе и, в отличие от взрослых, отлично там освоились и ориентируются намного быстрее. Сегодня они воспринимают и обрабатывают такой объем информации, какого раньше просто не было.

Газета «Московский комсомолец» пишет «Сленг был, есть и будет в лексике молодёжи. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, остаётся спорным. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие — появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современную молодёжь совсем без сленга представить трудно. Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причем не только детективного жанра) для придания речи живости. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленг» [5]. Сленговые слова и выражения переходят в общеупотребимую речь, например название конкурса профессионального мастерства «Самый классный классный»; другие существуют лишь какое-то время вместе со своими носителями, а затем забываются и даже ими, и, наконец, третьи сленговые слова и выражения так и остаются сленговыми на протяжении длительного времени и жизни многих поколений, никогда полностью не переходят в общеупотребимый язык, но в то же время и совсем не забываются — «редиска» — «плохой человек» из фильма Леонида Гайдая «Джентльмены удачи».

Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык. Это неотъемлемая часть нашей речи.

Итак, надо ли говорить с подрастающим поколением на одном языке? По мнению Левиковой С. И, «Главное — его понимать. Подростковый сленг ребенок рано или поздно перерастет, но он непременно сменится профессиональным или относящимся к определенной социальной группе. А основное, что могут сделать родители, заинтересованные в том, чтобы общение со сверстниками на сленге не мешало развитию грамотной родной речи, это вырастить ребенка читающим.

Действительно, каждый новый день приносит новый недолговечный жаргонизм, а каждое прочитанное классическое произведение — великое множество красивых и вечных слов.

Что ожидает сленг в будущем? Можно с уверенность сказать, что с возникновением новых понятий и явлений он продолжит развиваться и обогащаться новыми словами. И мы, педагоги, не всегда будем понимать этот «тайный» язык детей. Вопрос, есть ли смысл осваивать молодежный жаргон, чтобы сойти за «своего», остается открытым». [2].

Некоторые взрослые спокойно принимают сленг. И даже если сами не общаются на нем, то прекрасно понимают значение модных словечек и адекватно на них реагируют. Не приведет ли такое попустительство к тому, что наши дети вовсе забудут нормальный русский язык?!

Литература:

  1. Карина Агузарова. Молодежный сленг (рус.) // «Дарьял»: литературно-художественный и общественно-политический журнал. — Владикавказ, 2004. — № 6. — ISSN 0868–6440. Архивировано 6 декабря 2020 года.
  2. Левикова, С. И. Молодежный сленг как своеобразный способ вербализации бытия (рус.) // «Бытие и язык»: Сборник статей по материалам международной конференции. — Новосибирск, 2004. — С. 167–173. Архивировано 7 декабря 2020 года.
  3. Молодёжный сленг/ Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9C %D0 %BE %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B4 %D1 %91 %D0 %B6 %D0 %BD %D1 %8B %D0 %B9_ %D1 %81 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %B3/ свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус, англ. Дата обращения: 12 ноября 2020.
  4. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Научно-образовательный портал IQ. «Студаки и препаки» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/311946174.html/ свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус, англ. Дата обращения: 10 ноября 2020.

5. Зашкварно агриться на жизу: как взрослым реагировать на молодежный сленг//Московский комсомолец [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.mk.ru/social/2019/10/27/zashkvarno-agritsya-na-zhizu-kak-vzroslym-reagirovat-na-molodezhnyy-sleng.html/ свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус, англ. Дата обращения: 28 ноября 2020.

  1. Попова Валерия, Учебно-исследовательская работа «Молодежный сленг. Быть или не быть?»// Алые паруса [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/02/14/uchebno-issledovatelskaya-rabota-molodezhnyy-sleng-byt-ili-ne-byt/ свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус, англ. Дата обращения: 28 ноября 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): молодежный сленг, сленг, слово, ребенок, старшее поколение, волна, молодежная среда, русский язык, том.


Задать вопрос