Языконезнание, или Почему мы не говорим на иностранном языке
Автор: Семенчук Людмила Валентиновна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 20.06.2017
Статья просмотрена: 185 раз
Библиографическое описание:
Семенчук, Л. В. Языконезнание, или Почему мы не говорим на иностранном языке / Л. В. Семенчук. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12661/ (дата обращения: 16.12.2024).
Владение иностранным языком сегодня-необходимое условие для получения интересной, хорошо оплачиваемой работы, как в нашем государстве, так и за границей, для общения с зарубежными партнерами, для получения возможности продолжения образования за рубежом, профессионального развития в своей области.
Иностранный язык изучается в наших школах 10 лет. Но спросить «Который час?» или «где находится супермаркет?» для большинства населения России — проблема.
За 6 лет было протестировано 5 миллионов человек из 60 стран мира и на основе этих данных составлен рейтинг, как выяснилось лучше всех говорят по-английски в Швеции, Норвегии, Нидерландах. В семерке лидеров: Финляндия, Дания, Эстония, Австрия, Швейцария, в основном страны Северной Европы. Хороший результат-Польша, Венгрия, Словакия. В целом все страны-лидеры представляют Европу. В их число вошли только 2 азиатские страны — Малайзия и Сингапур. Россия оказалась лишь на 31 месте, войдя в группу с низким уровнем владения иностранными языками.
Иностранные языки действительно так сложны для освоения? Или все же дело в чем-то другом: в методике преподавания, в учебниках, преподавателях. Возьмем для примера Швейцарию. Швейцария входит с список стран с высоким рейтингом. Там целых 4 иностранных языка. Учащиеся этой страны умудряются успешно выучить 2, то и 3 иностранных языка и вполне нормально говорят на них.
Говорение является одним из трудных видов речевой деятельности наряду с аудированием. Говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией. Все функции устного общения — информативная, регулятивная, эмоционально-оценочная и этикетная — осуществляются в тесном единстве. Говорение — для нас самое главное. Просто дать запас лексики и грамматических правил — это советский пережиток.
В основе говорения лежат продуктивные, произносительные, ритмико-интонационные и лексико-грамматические навыки. Иноязычное говорение, как сложное интегрированное умение отличается мотивированностью, активностью и самостоятельностью говорящего, целенаправленностью, связью с мышлением, ситуативной обусловленностью.
‒ Говорение всегда мотивированно. Человек говорит, потому что у него есть какая-то внутренняя причина, есть мотив, служащий для побуждения человека к разговору.
‒ Говорение всегда целенаправленно, так как высказывание преследует какую-то цель.
‒ Говорение — активный процесс, в нем проявляется отношение говорящих к окружающей действительности
‒ Говорение всегда характеризуется определенным темпом, который должен быть не ниже допустимых в общении норм
‒ Говорение не отделимо от условий, в которых оно протекает: от целей и мотивов общения, обусловленных социальным статусом, возрастом, уровнем развития, социальной ролью в общении от конкретного речевого акта
Успешность обучения любому виду речевой деятельности на иностранном языке обуславливается фактором мотивации. Рассмотрим источники создания мотивации. П. Б. Гурвич выделяет следующие источники [Гурвич, 1967]:
- Целевая мотивация. Данная мотивация основана на ясном осознании, как конечной цели изучения иностранного языка, так и цели выполнения каждого задания. Из психологии известно, что хорошо усваивается то, что связанно с активной деятельностью человека, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.
- Мотивация успеха. Любой человек, а особенно подросток, болезненно переживает «не успех», но если предмет «удается», то его изучают с удвоенным интересом
- Страноведческая мотивация. Сам факт перемещения обыденных действий и событий в страну изучаемого языка, усиливает интерес учащихся.
- Эстетическая мотивация. Многие методисты высказывают мысль о том, что ученики должны изучать иностранные языки и что изучение языка — это удовольствие
Сегодня языку, к сожалению, учат на уровне значений. Но на этом уровне нормальные люди информацией не обмениваются. Набирает силу эмоционально-смысловой подход, его задача дать личности осознать свободу выбора. В западных «интенсивах», в методике Китайгородской — ролевые игры, а «по Шехтеру» — это этюды.
Роли — это готовые реплики. Реплики, да и вообще вся разыгрываемая сценка выучена заранее, и от учеников требуется воспроизвести все это, как можно ближе к тексту. Разыгрывать выученный текст по ролям веселее, но можно пойти дальше. Ролевые игры хороши на определенном этапе, но в этюдах же задача совершенно иная:
События меняются, надо употреблять не только заученные фразы, но и создавать свои. В этюде человек свободен. Преподаватель определяет только завязку события, этюда и — только намеком — кульминацию, развязка же не предсказуема.
Вот, например, к администратору гостиницы подходит человек, хочет получить номер, а администратор отвечает, что номеров нет, — это завязка. В это время по лестнице спускаются два постояльца гостиницы, и один из них узнает вновь прибывшего. Это — кульминация. Что случится дальше, заранее неизвестно: может, постоялец попросит поставить ему дополнительную кровать в номер, а может, оба приятеля переедут в другую гостиницу.
Как же научить говорению? Сейчас многие лингвисты и преподаватели сходятся во мнении, что учащиеся учатся говорить посредством «взаимодействия». Для этой цели хорошо подходит коммуникативное обучение языку и совместное его изучение. Коммуникативное обучение основано на реальных жизненных ситуациях, которые требуют общения. Преподаватели должны обеспечить в классе такую атмосферу, в которой учащиеся смогут общаться как в реальности, выполнять аутентичные и значимые задания, чтобы совершенствовать устную речь. Это произойдет в том случае, если учащиеся будут работать в группах, чтобы достичь цели или выполнить задания. Следует выделить несколько основных видов деятельности, стимулирующих говорение:
‒ Рассказывание историй. Цель этого вида деятельности — дать краткое обобщение рассказу или истории, которую учащиеся слышали ранее или придумать свою собственную и озвучить в классе. Рассказывание историй стимулирует критическое мышление, а также помогает выражать свои идеи в определенном формате: начало истории, развитие, конец.
‒ Интервью. Учащиеся проводят интервью с различными людьми по выбранным темам. Будет лучше, если преподаватель выберет рубрику для учащихся, чтобы они знали, какого плана задавать вопросы и каким путем идти, но вопросы для интервью должны придумать сами. Проведение интервью позволяет практиковать свои коммуникативные способности, как в классе, так и вне его, а также подготовить учащихся к жизни в обществе.
‒ Доклады. Суть этого вида деятельности заключается в том, что учащиеся читают дома какую-нибудь газету или журнал, а затем рассказывают в классе, какую информацию они нашли самой интересной.
‒ Информационный пробел. Этот вид деятельности предполагает работу в парах. Учащиеся обладают различной информацией, которой они должны обменяться. Задания преследуют такие цели, как решение проблемы или сбор информации. Такой вид деятельности высокоэффективен, потому что дает возможность каждому учащемуся подробно изъясниться на изучаемом языке. Я не буду останавливаться на всех подробно, могу только перечислить: найти отличие, описание картинки, имитационные модели, дискуссии и другие.
Все вышеперечисленные виды деятельности стимулируют говорение и достаточно эффективны.
Стоит дать несколько полезных советов моим коллегам, которыми можно воспользоваться при обучении устной речи:
‒ постарайтесь задействовать каждого учащегося в каждом виде речевой деятельности;
‒ сократите время говорения учителя в классе и увеличьте его для учащихся;
‒ укажите положительные стороны, комментируя ответ учащегося;
‒ задайте усложненные вопросы как «Что ты имеешь в виду?», «Как ты пришел к такому выводу?»;
‒ не исправляйте ошибки учащихся слишком часто во время устной речи, чтобы не отвлекать их, лучше после завершения говорения, укажите на ошибки, которые допустил учащийся
‒ диагностируйте проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся и находите решения.
Для того чтобы человек говорил, важно побудить его говорить, разбудить в нем желание говорить. Эрик Гуннемарк известный шведский полиглот, считает, чтобы овладеть устной речью надо стараться говорить так много как только возможно.
Подводя итоги, без мотивации и конкретной цели, мы не заговорим на иностранном языке. Иностранцы учат язык только потому что он им нужен и нужен очень срочно в отличие от наших изучающих -, просто потому что язык нравится.
Стажировка в англоязычном мире просто необходима, обмен опытом — все это повысит уровень преподавания. И не стоит сбрасывать со счетов экономический фактор. Нет русских компании международного уровня, в отличие от той же Скандинавии. Что делать? Экономику развивать. Большинство населения не были даже в Москве, не то что за границей, денег нет, зарплаты низкие, за исключением Москвы и Московского региона. Где применять языки? Где практиковать?
Далее, пользоваться нормальными учебниками, желательно иностранных авторов. Это связанно с тем, что на западе заумный и не понятный для учащихся учебник, попросту не будут покупать. Чтобы научиться говорить, говорить надо часто, не бояться ошибиться.
Литература:
- Шехтер И. Ю. — Живой язык, М., Ректор; 2005г
- Гуревич П. Б., Григорян С. Т. Усиление мотивации учебной деятельности
- Гез Н. Н. Методика обучения иностранным языкам в средней школе-М.: Высшая школа, 1982
- Гальскова Н. Д.; Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингвистика и методика — М.: Академия, 2004.