Военнослужащие как субъект административной ответственности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 09.12.2020

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Кадыров, З. О. Военнослужащие как субъект административной ответственности / З. О. Кадыров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76292/ (дата обращения: 03.03.2021).



Особенности правового статуса военных служащих в обществе обуславливаются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в тех или иных условиях, в том числе с риском для их жизни. Статус военнослужащего представляет собой его правовое состояние, которое характеризуется совокупностью юридических прав и обязанностей, связанных с осуществлением защиты территории Российской Федерации.

Статус субъекта административной ответственности военнослужащие приобретают с момента возбуждения дела об административном правонарушении. При этом военнослужащие относятся к особым субъектам административной ответственности, что в значительной степени обуславливает актуальность исследования поставленного вопроса. Кроме того, необходимость исследования проблематики обуславливается тем, что не ко всем военнослужащим и не во всех случаях применяются меры административной ответственности.

Целью исследования является определение особенностей применения административной ответственности в отношении военнослужащих.

В ходе исследования использовались такие методы исследования, как диалектический, метод анализа, метод синтеза, методы дедукции и индукции, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.

Современное отечественное административное право, как правило, выделяет два вида субъектов административной ответственности. Такими являются специальные субъекты, к которым относятся, например, должностные лица, водители, несовершеннолетние, и особые субъекты [3, c. 82]. Военнослужащие относятся именно к особым субъектам административной ответственности. Как следствие, они имеют свои особенности.

В первую очередь, необходимо отметить тот факт, что в отличие от специальных субъектов административной ответственности, военнослужащие обладают более широкой деликтоспособностью. Объем дисциплинарной и административной ответственности военнослужащих прямым образом зависит от его общего и специального правового статуса. В некоторых исключительных случаях административная деликтоспособность военнослужащих может иметь ограниченный характер, причиной чего являются установленные на законодательном уровне изъятия из общего порядка привлечения к административной ответственности и наложение административных наказаний за административной правонарушение [7, c. 11].

В соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации [2] предусматривается целый ряд дисциплинарных взысканий за административные правонарушения. Это объясняется тем фактом, что военнослужащие имеют особый статус, воинские формирования осуществляют определенную специфическую деятельность. В силу вышесказанного в административном праве используется термин «административная ответственность по дисциплинарному уставу».

Еще одной особенностью является то, что военнослужащие приобретают статус субъекта административной ответственности в связи с процессуальным фактом возбуждения дела в отношении их в соответствии со статьей 28.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [1]. Данный факт, как принято, отражается в следующих документах: протокол об административном правонарушении или другой протокол о применении мер обеспечения производства по делу; постановление о наложении административного взыскания на месте; определение о возбуждении дела и другие.

После отражения факта административного правонарушения военнослужащим в указанных документах в форме итогового решения данным правовым актам дается соответствующая оценка [5, c. 166]. По вступлению постановления в законную силу военнослужащий выступает уже в качестве лица, привлеченного к административной ответственности.

В рамках исследуемого вопроса необходимо отметить, что статус военнослужащего в качестве субъекта административной ответственности в достаточной мере отличается от статуса субъекта административного правонарушения. Последний характеризуется признаками, имеющими отношение к материальным и процессуальным нормам, предусмотренными Кодексом об административным правонарушениях Российской Федерации [1]. Учитывая тот факт, что некоторые военнослужащие могут не привлекаться за нарушение норм административного права, можно сделать заключение, что круг военнослужащих-субъектов ответственности в разы меньше, нежели круг военнослужащих, которые являются субъектами административных правонарушений [4, c. 120]. Такую ситуацию можно объяснить такими обстоятельствами, как цели и задачи служебной деятельности военнослужащих, повышенные требования к воинской дисциплине и морально-деловым качествам военнослужащих, гарантии защиты правомерной деятельности военнослужащих и так далее.

Особенность военнослужащего в качестве субъекта административной ответственности заключается еще и в том, что в рамках производства по делам об административных правонарушениях он обладает рядом прав и обязанностей. К примеру, он может ознакомиться со всеми материалами дела, предоставляться необходимые пояснения, заявлять ходатайства и тому подобное [6, c. 29]. Кроме этого, военнослужащий должен исполнять предписания правовых норм, в том числе являться по являться по вызову органов, рассматривающих дело, выполнять их законные требования.

Таким образом, можно сказать, что под военнослужащим как субъектом административной ответственности необходимо понимать наделенного статусом военнослужащего абстрактного участника административно-юрисдикционного правоотношения, по отношению к которому возникает и реализуется административная ответственность, который обладает рядом признаков, вытекающих из положений, устанавливающих ответственность за соответствующих вид административного правонарушения, а также иными признаками, закрепленными на законодательном уровне с целью дифференциации ответственности, которые влияют на процессуальный порядок реализации ответственности и выбор вида и размера наказания органами правоприменения [4, c. 121].

Как уже было отмечено, разделять статус военнослужащего как субъекта административной ответственности и статус военнослужащего как субъекта административного правонарушения очень важно, поскольку субъект административного правонарушения не всегда подлежит административной ответственности. Это обуславливается тем фактом, что военнослужащие за административные правонарушения могут нести не только административную ответственность на общих основаниях, но и дисциплинарную ответственность.

Например, в соответствии со статьей 47 Дисциплинарного устава [2] военнослужащие привлекаются в дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное, виновное действие или бездействие, выражающееся в нарушении воинской дисциплины. Такой проступок в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не влечет за собой наложения уголовной либо административной ответственности.

За совершение административных правонарушений военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим Уставом, кроме случаев административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. В это же время по отношению к военнослужащим не могут применяться административные наказания в виде административного ареста, обязательных работ [7, c. 9]. Кроме того, по отношению к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, которые проходят военную службу по призыву, к курсантам военных образовательных организаций до заключения с ними контракта о прохождении военной службы не может применяться такой вид административного наказания, как наложение административного штрафа.

Военнослужащий как субъект административного правонарушения представляет собой по общему признаку вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Так, гражданин, подлежащий призыву на военную службу, в обязательном порядке проходит медицинское освидетельствование, которые препятствует призыву на военную службу невменяемых лиц. При этом, невменяемость имеет строгие временные рамки, в следствие чего при возникновении необходимости она должна устанавливаться также и на момент совершения противоправного деяния [6, c. 32].

В силу вышесказанного вопрос о вменяемости либо невменяемости военнослужащего должен разрешаться исключительно в отношении конкретного и доказанного правонарушения.

В завершении рассматриваемого вопроса отметим еще один интересный момент. Военнослужащий представляет собой лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, поскольку решение о призыве гражданина на военную службу может быть принято только после достижения им указанного возраста, кроме категории военнослужащих, которые обучаются в военных образовательных учреждения профессионального образования, куда имеют право поступать граждане, не проходившую военную службу, в возрасте шестнадцати лет. Воспитанники суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ, кадетских корпусов, несмотря на то, что данные средние специализированные учебные заведения относятся к системе Министерства обороны Российской Федерации и их деятельность направлена на проведение военной подготовки несовершеннолетних граждан, военнослужащими, однако, не являются и на военной службе не состоят. В указанные училища принимаются граждане не старше шестнадцати лет [3, c. 83]. Как следствие, говорить в данных случаях об административной ответственности не представляется возможным.

Таким образом, можно сказать, что военнослужащий как субъект административной ответственности представляется интересным объектом для дальнейших исследований, поскольку здесь приходится говорить о ряде особенностей, ограничений и исключений.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 17.06.2019) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 10.11.2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») (ред. от 09.07.2020) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_72806/
  3. Абдрахманова А. Об административной ответственности военнослужащих // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 11 (29). С. 81–83.
  4. Валеев А. М. Военнослужащий как специальный субъект административной ответственности // Академическая публицистика. 2019. № 10. С. 118–122.
  5. Выдрина Д. И. Особенности производства по делам об административных правонарушениях, совершаемых военнослужащими // В сборнике: Правовая защита частных и публичных интересов. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского адвоката Федора Никифоровича Плевако (1842–1908). 2019. С. 165–167.
  6. Латыпова И. С. Особенности привлечения к административной ответственности военнослужащих в РФ // В сборнике: Перспективы развития современных социально-экономических процессов. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2019. С. 27–36.
  7. Четян М. А., Козельский И. А. Комплексный характер правового статуса военнослужащих в России // Государство и право в XXI веке. 2018. № 4. С. 8–13.
Основные термины (генерируются автоматически): административная ответственность, административное правонарушение, военнослужащий, военная служба, Российская Федерация, статус военнослужащего, субъект, дисциплинарная ответственность, Дисциплинарный устав, статус субъекта.


Задать вопрос