Семейно-брачные отношения у населения Республики Тыва | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хольшина, М. А. Семейно-брачные отношения у населения Республики Тыва / М. А. Хольшина, Ю. В. Бутанаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 11 (34). — Т. 2. — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/archive/34/3922/ (дата обращения: 10.12.2024).

Рассматривались изменения во взглядах на семейно-брачные отношения, происходящие в последние годы у населения Тывы. Нужно было оценить различия во взглядах мужчин и женщин разных возрастных поколений и этнических групп. Различия взглядов у поколений на семейные ценности дают возможность оценить динамику их формирования, а различия взглядов у представителей этнических групп позволяют составить представление о существовании и изменении традиций в сфере семейно-брачных отношений.

Целью исследования был анализ происходящих изменений и выделение комплекса причин, оказывающих негативное влияние на семейно-брачные отношения и на воспроизводство населения.

Очевидно, что ухудшение демографических показателей в республике, как, впрочем, и по России в целом, отражает соответствующие негативные изменения института семьи, поскольку именно в семье в основном формируются и протекают демографические процессы. Семьи становятся малодетными, падает число браков, растет доля одиноких людей, высокая остается смертность населения – все эти характерные черты современной демографической ситуации косвенно свидетельствуют о неблагополучном состоянии здоровья народа, о конфликтности взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, поколениями. Растет детская безнадзорность и беспризорность; множество детей воспитываются в неполных семьях или брошены родителями на попечение государства. Немало детей, имеющих вроде бы «нормальную» семью, живут без родительской любви и взаимопонимания. Эти выявленные статистикой и наукой факты говорят о том, что институт семьи все хуже справляется со своими основными социальными функциями – рождением общественно необходимого (сточки зрения воспроизводства населения) числа детей, их воспитанием, первичным социальным контролем, психологической защитой. Из всего этого мы видим, что семье должно уделяться больше внимания, поскольку она призвана выполнять фундаментальные социальные функции, без надлежащего осуществления которых могут быть подорваны основы государства [1, 45].

Традиционные нормы, существующие у наров России в сфере семейно-брачных отношений, трактуются в ряде средств массовой информации как пережитки прошлого, свидетельство отставания от «передовых» цивилизаций. В то же время медиками и демографами установлена связь между подобного рода «рыночными трансформациями» таких ценностей, как любовь, брак и семья, среди молодежи и ростом заболеваемости СПИДом, сифилисом и другими болезнями, передаваемыми половым путем, а также ростом внебрачной рождаемости, распадом семей и другими аномалиями в данной сфере отношений [2, 66]. Относительно тувинцев и русских, проживающих в Тыве, это можно проследить по данным таблицы 1.

Таблица 1

Отношение тувинцев и русских к новым явлениям

в сфере семьи и брака 2010 г.,%


Явление

Положительное

Отрицательное

Равнодушное

Неопределенное


Тувинцыцы

Русские

Тувинцы

Русские

Тувинцы

Русские

Тувинцы

Русские

Создание семьи по расчету

26

16

37

41

20

22

16

19

Рождение детей вне брака

15

14

43

49

21

18

21

17

Браки между

людьми разных

национальностей

53

57

7

5

32

31

7

7

Развод в семьях с
несовершеннолетними
детьми по причине отсутствия
любви у супругов

14

18

43

39

11

8

31

34

Половые связи лиц одного пола

1

3

81

76

12

17

4

3

Ранее сексуальное просвещение

детей в школах

29

36

50

39

5

7

16

18

Демонстрация сексуальных сцен

в кино- и телефильмах

3

11

81

59

11

17

5

13

Многоженство

6

7

75

67

9

14

9

11


Только к межнациональным бракам, которые не представляют собой нового явления в семейно-брачных отношениях и включены в вопросник для выявления динамики по сравнению с дореформенным периодом, сохраняется в целом позитивное отношение при минимуме (5-7%) негативного. Развод в семьях с несовершеннолетними детьми по причине исчезновения любви между супругами воспринимается скорее отрицательно, особенно в нынешних условиях нищеты, невыплаты детских пособий и т.п.

Скорее отрицательное, чем положительное или равнодушное, отношение высказывают и тувинцы, и русские к созданию семьи по расчету, рождению детей вне брака, хотя положительно относится к данным явлениям все же немалая часть населения (14-16% русского и 15-26% тувинского). То же можно сказать и в отношении раннего сексуального просвещения детей в школах: около трети и тувинцев и русских считают эту меру положительной, хотя тувинцы более сдержаны в оценке ее плюсов в воспитании культуры половой жизни и уменьшении венерических болезней.

Социологическое обследование было проведено среди тувинцев, русских, проживающих в семьях различного типа. В республике Тыва было опрошено 542 человека (из них 68% - тувинцы, 28% - русские и 4% - другие национальности), проживающих в 224 семьях. В современных условиях женщина все больше оказывается включенной в общественную жизнь, что ограничивает ее возможности в сфере семейно-брачных отношений. Поэтому важен анализ мнений об отношении современных женщин к семье и браку, к производственной и общественной деятельности. Исследовались мнения женщин и мужчин о ценностных ориентациях современных женщин (женщины о себе и мужчины и женщинах), Вопрос в анкете был сформулирован так: «Как Вы считаете, что наиболее важно для современной женщины?». В качестве ответов были предложены различные сферы ее жизнедеятельности, в том числе включающие семейно-брачные отношения. По каждой из характеристик предполагался ответ, учитывающий степень важности (не важно, не очень важно, очень важно). Для анализа были выбраны ответы «очень важно». Такой анализ позволил определить шкалу семейно-брачных ценностей и расставить приоритеты в системе других ценностей, выявить особенности отношения к семье и браку у различных народов. Ролевые функции женщины в обществе многозначны. С одной стороны, она выступает как мать, жена, а с другой – как работник на производстве. Все это создает значительные трудности, в результате которых возникает существенное разнообразие в ориентации и предпочтениях при выборе женщинами своего жизненного пути. Для анализа разнообразия ценностной ориентации женщин были выбраны 11 характеристик, включающих основные элементы деятельности женщин на современном этапе [3, 22].

По этим характеристикам сделана классификация, в которой были выделены 5 групп, включающих:

а) традиционные ценности, связанные с семейно-брачными отношениями: иметь семью, детей и быть замужем;

б) модифицированные традиционные ценности – воспитывать детей, не работая и будучи обеспеченной мужем;

с) ценности, связанные с производственными отношениями: иметь работу, профессию, хороший заработок, хорошее образование;

д) ценности, отрицающие семейно-брачные отношения: жить свободно без детей и мужа,

е) новейшие ценности: участие в бизнесе, быть лидером в обществе (Таблица 2.).

Таблица 2

Очень важные категории ценностей для современной женщины, 2010 г.,%


Категории ценностей

Возрастные группы мужчин

Возрастные группы женщин


До 19

лет

20-29

30-44

45 и

старше

До 19

лет

20-29

30-44

45 и

старше

Традиционные

84,0

82,3

77,3

80,7

64,8

68,2

79,9

80,4

Модифицированные

и традиционные

37,0

30,6

33,3

40,4

20,8

20,7

33,0

32,2

Производственные

67,6

66,1

59,3

59,2

86,8

79,6

82,1

76,7

Отрицающие

традиционные

0,0

8,1

6,7

8,8

9,4

11,5

12,1

7,8

Новейшие

35,2

17,7

16,7

17,5

30,2

22,4

17,6

16,1

В таблице 2 приведены данные, описывающие мнения мужчин, считающих очень важными ценностные ориентации современных женщин (женщины глазами мужчин). А также мнения женщин о себе, о своих наиболее важных ролевых функциях в обществе (женщины глазами женщин).

У женщин традиционные ценности, связанные с семейно-брачными отношениями (иметь семью, детей и быть замужем) конкурируют с ценностями, вовлекающими женщин в производственные отношения (иметь работу, профессию, хороший заработок и получить хорошее образование). В тоже время, часть женщин хотели бы воспитывать детей, не работая и будучи обеспеченными мужем: таких в республике Тыва 27%.

В республике Тыва 81% женщин считают важными производственные ценности, а ценности, связанные с традиционными семейно-брачными отношениями только 74%. Причем для современной женщины (по мнению женщин) из перечисленных традиционных ценностей наименее важно быть замужем.

В Тыве среди всех женщин считают очень важным быть замужем 61%. Эти цифры меньше средних по категории «традиционные ценности». Ценностные ориентации, соответствующие желанию иметь детей и не быть замужем, способствовали тому, что республика Тыва занимает практически лидирующее положение по доле детей, рожденных вне брака среди общего количества родившихся живыми. Так, в 1998г. республике было 55% детей рожденных вне брака от общего числа родившихся. Самые новые ценностные ориентации (участие в бизнесе, а также лидерство в обществе), появившиеся в связи с переходом к рыночным отношениям, также не остались без внимания женщин. Доля считающих очень важными эти ценности составляет 15% от всех женщин в Тыве и 11% . Около 10% в республике Тыва считают, что для современной женщины очень важно жить свободно без детей и мужа.

Сравнение мнений мужчин и женщин о ценностных ориентациях современных женщин показывает также некоторые различия. Мужчины по сравнению с женщинами больше значения придают семейно-брачные отношениям. Мужчина продолжает традиционно видеть современную женщину как хранительницу семейного очага и продолжательницу рода. Женщины смотрят на свою роль в обществе несколько по-иному, восприняв современные преобразования и реальную жизнь, пытаясь совместить традиционные семейно-родовые функции с участием в производственной сфере.

В итоге приведенного статистического анализа можно сделать следующие основные выводы. Традиционные взгляды на роль женщины в обществе в республике Тыва больше распространены среди мужчин, чем среди женщин, и особенно среди мужчин до 30-ти лет. Значение своей производственной деятельности женщины оценивают гораздо выше, чем ее оценивают мужчины. На новые сферы деятельности мужчины и женщины смотрят одинаково сдержанно. Анализ образа современной женщины и анализ мнений о ее ролевых функциях в обществе и семье у различных этносов представляется очень актуальным. Сохранение традиций в сфере семейно-брачных отношений и распространение современных ценностей – две тенденции, оказывающие противоречивое влияние на семейную жизнь народов.

Семья, по мнению тувинцев для современной женщины представляет самую большую ценность. Русские, живущие в Тыве, на первое место поставили хороший заработок, на второе – семью. Расхождения не велики (всего 2%). Они могут иметь статистический характер. Поэтому можно считать, что, по мнению русских для современной женщины одинаково важна семья и хороший заработок. Дети, по мнению тувинцев в системе ценностей занимают второе место. По мнению русских в республике Тыва иметь детей для современной женщины менее ценно, чем работа, хорошее образование и профессия. Тувинцы в большей степени, чем русские считают очень важным для современной женщины иметь детей (различия составляют 17%, 22% соответственно). Такое различие во мнениях базируется на традиционных представлениях у тувинцев о детях и их количестве. Они подтверждаются средними числами рожденных детей на 1000 женщин в возрасте 18 лет у тувинок, и русских в республике Тыва (2402 против 1864).

Замужество в республике ценится в меньшей степени, чем иметь хороший заработок, работу, хорошее образование и профессию. Отрицание семейно – брачных отношений (желание жить свободно без детей и мужа) в системе ценностей для современной женщины стоит на последнем месте. Замужество для современной женщины считают очень важным 70% тувинцев, около половины русских и занимает 6, 7 место в системе ценностей. Это явление можно считать выходящим за рамки традиционных представлений о семье и браке. Рождение детей и замужество традиционно стояли рядом. Женщины, как правило, стремились выйти замуж, чтобы создать семью и реализовать материнство. Теперь на первом месте стоит семья, затем дети и на последнем месте в семейно – брачных ценностях стоит замужество. Возможно, брак в какой-то мере начинает терять свое значение, связанное с воспроизводством населения.

Существенные различия при анализе мнений о ценностных ориентациях современных женщин наблюдаются у разных семейных поколений (Таблица 3.).

Таблица 3

Мнение тувинцев и русских о ценностных ориентациях

современных женщин 2010 г.,%


Считают очень важным

Республика Тыва

Места

тувинцы

русские

тувинцы

русские

Семья

88

78

1

2

Иметь детей

84

67

2

6

Быть замужем

70

54

6

7

Хороший заработок

77

80

3

1

Работа

75

78

4

3

Получить хорошее образование

72

69

5

5

Профессия

65

73

7

4

Воспитывать детей, не работая и будучи обеспеченной мужем

33

26

8

8

Участие в бизнесе

26

22

9

9

Быть лидером в обществе

19

17

10

10

Жить свободно, без детей и мужа

7

13

11

11


Из таблицы 3 видно, иметь детей и быть замужем – мнение о важности этих ценностей для современной женщины зависит от поколения, к которому принадлежит респондент: чем младше поколение, тем меньше доля считающих эти ценности очень важными.

Возможно, снижение ценности брака у всех поколений и всех рассматриваемых национальностей связано не только с нежеланием женщин нести двойную ответственность перед детьми и мужем, но и с возросшей активностью женщин за пределами семьи.

Мнения мужчин и женщин о ценностных ориентациях современных женщин имеют существенные различия, связанные с изменяющейся ролью женщины в обществе, стремлением женщины к независимости.

Дифференциация взглядов на роль современной женщины в обществе указывает на различные изменения, происходящие в ценностных ориентациях относительно семейно – брачных отношений. Так как вступление в брак является одной из важных составляющих этих отношений, то анализ мотивов и ценностных ориентаций при вступлении в брак представляется необходимым.

В анкету был включен вопрос «В чем для Вас состоит ценность вступления в брак?». Он содержит характеристики, описывающие различные категории ценностей. Психологические ценности: уход от одиночества, забота и внимание со стороны супругов. Социально – экономические ценности: предпосылки материального благополучия, решение бытовых проблем и, в частности, решение жилищного вопроса. Общественные, а также ценности связанные с продолжением рода (рождение детей и здоровье). Из таблицы 21 видно, что мужчин и женщин всех возрастов, считающих главным при вступлении в брак рождение детей, подавляющее большинство: в Тыве они составляют приблизительно 80%. Так же высоко ценятся забота и внимание со стороны жены и мужа, поддержание здоровья. По этим категориям ценностей существует дифференциация по возрастным группам. Так, например. Рождение детей у младшей возрастной группы (до 19 лет) ценится значительно ниже, чем в следующей возрастной группе (20 – 29 лет): составляют от 11 до 30%.

Проблема одиночества волнует больше всего старшие поколения: чем старше возрастное поколение, тем больше среди них доля ответивших «очень важно» на вопрос о ценности брака как способа избежать одиночества. Расхождения по этому признаку между крайними возрастными группами составляют от 14 до 33%. Происходит ослабление действия общественной традиции вступления в брак. Чем моложе мужчины или женщины, тем меньше среди них считающих очень важными эту традицию. Максимальное различие между группой 20 – 29 лет и группой старше 45 лет. Оно достигает 30%.

Значение традиций уменьшается от поколения к поколению и у мужчин и у женщин, причем у женщин этот процесс интенсивнее. Этот тревожный факт: следствием является увеличение доли детей, рожденных вне брака. Снижение традиционных ценностей брака у молодого поколения женщин подтверждается ответами на вопрос о важности замужества: доля женщин, считающих, что важно быть замужем, уменьшается.


Литература:
  1. Гончарова Г.С. Семейно-брачные отношения у народов Сибири: проблемы, тенденции, перспективы. Новосибирск: Изд-во Нонпарель, 2004. – 228с.
  2. Мехеева А.Р. Сельская семья в Сибири: жизненный цикл и благосостояние. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1993. – 160с.
  3. Резнеков Е.Н., Товуу Н.О. Этнопсихологические характеристики народа Тыва: теория и практика. Москва: ПЕРСЭ, 2002. – 223с.
Основные термины (генерируются автоматически): современная женщина, Тыва, женщина, ребенок, семья, брак, отношение, рождение детей, русский, ценность.


Похожие статьи

Особенности административно-правового регулирования семейно-бытовых отношений в Республике Казахстан

Гендерные отношения в структуре государственной и муниципальной власти Республики Саха (Якутии)

Исторические и этнические особенности формирования рынка труда республики Тыва

Особенности формирования трудовых ресурсов в строительной сфере в Азербайджане

Особенности образовательной политики в Республике Калмыкии

Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста

Влияние состояния брачно-семейных отношений на демографическое развитие города

Особенности повседневности городской и сельской женщины в Республике Калмыкия

Особенности правового регулирования личных неимущественных отношений супругов в России и зарубежных странах

Особенности гражданско-патриотического воспитания в казахской этнопедагогике

Похожие статьи

Особенности административно-правового регулирования семейно-бытовых отношений в Республике Казахстан

Гендерные отношения в структуре государственной и муниципальной власти Республики Саха (Якутии)

Исторические и этнические особенности формирования рынка труда республики Тыва

Особенности формирования трудовых ресурсов в строительной сфере в Азербайджане

Особенности образовательной политики в Республике Калмыкии

Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста

Влияние состояния брачно-семейных отношений на демографическое развитие города

Особенности повседневности городской и сельской женщины в Республике Калмыкия

Особенности правового регулирования личных неимущественных отношений супругов в России и зарубежных странах

Особенности гражданско-патриотического воспитания в казахской этнопедагогике

Задать вопрос