Вопросы охраны прав потребителей в ретроспективе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 30.11.2020

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Берзина, А. И. Вопросы охраны прав потребителей в ретроспективе / А. И. Берзина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 184-187. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75833/ (дата обращения: 27.02.2021).



Встатье раскрыты исторические особенности формирования вопросов охраны прав потребителей.

Ключевые слова: потребитель, права потребителей, защита прав потребителей, гражданин-потребитель, история прав потребителей.

Защита прав потребителей представляет собой сферу имущественного оборота, которая играет большое значение для страны, в которой формируются цивилизованные рыночные отношения.

Потребители — это граждане, собирающиеся купить или же заказать товар, услугу для семейных, личных и других собственных нужд, не связанных с предпринимательской или иной коммерческой деятельностью [7, с.137].

Актуальность данной темы исследования достаточно высокая. Рассмотрим ряд статистических показателей в области защиты прав потребителей в России. В 2019 года в Управление по вопросам защиты прав потребителей поступило 1340 или 52 % от общего количества поступивших обращений (968 — непосредственно от граждан, 219 — от органов государственной власти и органов местного самоуправления, 153 — от общественных объединений). Из поступивших обращений граждан на нарушения в сфере торговли приходится 472 или 35 %, что на уровне прошлого года, на сферу услуг 841 или 65 % (за 2018г. — 513 или 64 %). Возросло количество обращений граждан по вопросам оказания следующих видов услуг (данные отдела ОЗПП): бытовые услуги 42,1 % (2018г.– 11,1 %), услуги связи –25 % (2018г. –10,7 %) [5].

В связи с данной динамикой мы видим необходимость актуализации и систематизации теоретического и практического опыта в данной сфере.

Изучение истории развития любого института необходимо в первую очередь для понимания его сущности, а также позволяет избежать повторения уже совершенных ошибок и выявить позитивный опыт прошлого, который может помочь решить уже современные проблемы. Иными словами, знание того, как развивался тот или иной институт, позволяет построить эффективную систему, удовлетворяющую текущие потребности общества.

Защита прав потребителей, особенно в современном мире развитого капитализма, — это тот вопрос, который в той или ной степени касается практически каждого человека. В связи с этим в данной статье хотелось бы изучить ряд вопросов, касающихся развития института защиты прав потребителей.

Отношения в обществе, связанные с потреблением, обменом, торговлей товарами и услугами зародились в глубокой древности, как только у людей появились соответствующие потребности. Параллельно с этим развивалось и регулирование данных отношений. Сначала определяющим фактором для всех были обычаи, представляющие собой определенные нормы поведения в одинаковых ситуациях, которые складывались на протяжении многих веков и за соблюдением которых следило само общество. С появлением государств, а вместе с ними и первых законов и кодифицированных сводов законов, некоторые обычаи, существовавшие внутри общин, приобрели статус общеобязательных правил. Например, уже в знаменитых законах Хаммурапи, принятых в 18 в. до н. э. в Вавилонском царстве закреплялись правила обмена товаров между людьми. В частности, в них говорилось, что обмен — это соглашение между сторонами, согласно которому права на товар переходят от одного лица к другому. Также законодательно закреплялось наказание за обвес или обсчет второй стороны. В Индии в свою очередь уже в 200 гг. до н. э. существовал прямой запрет на продажу населению некачественного или испорченного товара [2, с. 156].

Наибольшего развития рассматриваемые отношения в древнее время достигли, как и многие другие правовые институты, в Римской империи. Для римского права было характерно довольно проработанное для того времени законодательство, регламентирующее различные сферы жизни. В особенности это касалось отношений, связанных с частной собственностью и торговлей. Одной из острых проблем с момента появления отношений купли–продажи стало ущемление прав покупателей, вытекающее из принципа договорной свободы. Данное обстоятельство ставило потребителя в очень невыгодные условия, так как он, будучи в данном случае экономически слабой стороной отношений не мог влиять на цену и качество товара самостоятельно. В этой связи стоит отметить принятый в 301 году эдикт Диоклетиана, основной целью которого была борьба со спекуляцией и ростовщичеством. В империи устанавливалось единообразие цен, устанавливались наказания за нарушения ценовой политики. Однако задуманное в этом законодательном акте на практике обернулось огромным дефицитом товаров и переходом части торговли в теневую экономику. Также при рассмотрении защиты прав потребителей в Римской империи стоит остановиться и на развитии положений о качестве товара и ответственности продавца за неисполнение установленных законом требований. Согласно римскому праву продавец обязывался передать покупателю товар надлежащего качества, в противном случае считалось, что он не исполнил свои обязательства. При этом нормы об ответственности продавца развивались поэтапно. Изначально ответственность продавца зависела от того, что было прямо обещано покупателю (обязанности считались неисполненными, если у товара отсутствовали именно те качества, которых продавец прямо обещал покупателю).

Однако уже в 6 веке в кодексе Юстиниана появилась ответственность продавца за умышленное умолчание или сокрытие известных ему недостатков товара, иными словами, законодательно закреплялось положение о том, что покупатель не знает и не должен знать о недостатках товара. В связи с этим новый виток развития получили и способы защиты потребителем своих прав. Покупатель мог как потребовать отменить сделку (в таком случае товар возвращался продавцу, а деньги — покупателю, в случае если деньги еще не были уплачены, покупателю прощался долг перед продавцом), так и потребовать уменьшения стоимости товара соразмерно обнаруженным недостаткам. Для первого требования устанавливался срок давности в 6 месяцев, для второго — 1 год.

В целом именно Римское право оказало наибольшее влияние на развитие института защиты прав потребителей, его положения в доработанном и измененном виде применяются во многих современных правовых системах. Это легко объясняется обширной рецепцией Римского права другими странами ввиду его проработанности и универсальности.

На Руси первые нормы, регулирующие отношения в сфере потребления товаров и услуг можно найти в Русской правде. В частности, в ней регулировалась продажа определенных товаров, а также способы защиты прав потребителей. Например, в случае продажи некачественного товара сторонам надлежало вернуть друг другу соответственно сам товар и уплаченные за него деньги, ответственность продавца наступала, если он настаивал на отсутствии брака в своем товаре, хотя такой брак присутствовал. Также устанавливалось, что покупатель краденого товара должен был вернуть его законному владельцу, при этом он наделялся правом требовать от недобросовестного продавца возместить свои убытки.

В Европе, как уже было сказано выше, правовые системы стран развивались во многом под влиянием Римского права. На начальных этапах развития законодательство, регулирующее защиту прав потребителей в разных европейских странах, было довольно похоже. Практические везде существовали нормы, устанавливающие ответственность за обман покупателя (обвес, введение в заблуждение относительно качества товара). Разница была лишь в наказаниях за эти нарушения. Например, в Германии предусматривалось телесное наказание или повешение, в случае если был причинен значительный ущерб. Постепенно отношения в сфере потребления товаров и услуг начинают развиваться и усложняться, чему способствует сначала период Великих географических открытий, а затем и активное развитие промышленности.

В 18–19 в.в. в странах Западной Европы начинают появляться первые потребительские общества, объединяющие в себе мелких торговцев, производителей, которые занимаются совместной оптовой закупкой сырья и других товаров. Например, в 1844 году в Англии жители поселка Рочдейль организовали потребительское общество для обеспечения его членов продуктами и товарами.

Стоит отметить, что к концу 19 века нормы, регулирующие правоотношения в сфере потребления товаров и услуг не были оформлены в отдельную отрасль или институт. Они были интегрированы гражданское, торговое или административное право. Однако уже начиная с 20 века ситуация начала меняться. Именно начиная с этого времени появляется понятие «потребитель». Набирает обороты движение в защиту прав потребителей — консьюмеризм.

В 30–х гг. уже для защиты прав и формирования потребительской культуры, а не просто для консолидированной закупки товаров, появляются лиги покупателей. Постепенно эти организации вырастают в национальные ассоциации потребителей, которые после принятия в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека национальные появляются практически во всех странах Западной Европы.

В 1960 г. национальные ассоциации потребителей из США, Англии, Австрии, Нидерландов и Бельгии создают Международную организацию союзов потребителей для объединения союзов потребителей всего мира. Новый импульс развитию рассматриваемого института придается после выступления президента США Кеннеди перед Конгрессом в 1961 году [3, с. 36].

В своем выступлении он формулирует четыре основных права потребителя: право на безопасность; право на информацию; право на выбор; право быть услышанным. В дальнейшем к ним будут добавлены еще право на безопасную окружающую среду и право на потребительскую грамотность. В ООН создается специальный комитет по защите прав потребителей, который принимает «Руководящие принципы защиты интересов прав потребителей» — документ, ставший основой для законодательства о защите прав потребителей во многих странах мира, в том числе и в России.

Примерно в это же время юридическим сообществом признается необходимость выделения разрозненных норм о защите прав потребителей в отдельную единую систему. Как следствие этого во многих странах принимаются отдельные законодательные акты, касающиеся защиты прав потребителей. Например, во Франции появляется закон «О безопасности потребителей», в США — «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления». Руководящие принципы неоднократно дорабатывались и дополнялись. В последней редакции 2016 года, в частности, появились разделы по финансовым услугам, электронной торговле, «содействие рационализации потребления», «содействие защите экономических интересов потребителей».

В СССР сфера потребления товаров и услуг регулировалась нормами, содержащимися в гражданском кодексе. Однако в виду специфики политического строя, идей построения коммунизма такое регулирование, хотя и устанавливало права и обязанности, ответственность участников данных общественных отношений, не имело своей целью именно защиту прав потребителей. Ближе к концу существования советского государства Законы СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей» и «О защите прав потребителей». Последний так и не вступил в силу ввиду распада страны, однако лег в основу законодательства о защите прав потребителей в странах–участницах СНГ.

Сегодня в России действует развитое законодательство о защите прав потребителей. В основе регулирования лежит закон «О защите прав потребителей». Его принятие совпало с переходом от плановой экономики к практически нерегулируемому рынку, появлением новых экономических субъектов, ориентированных на максимально быстрое извлечение прибыли. В связи с этим последние десятилетие прошлого века оказалось одним из самых сложных периодов для национальной системы защиты прав потребителей. Новый класс отечественных предпринимателей совершенно не собирался соблюдать действующее законодательство, а потребители в свою очередь не были готовы бороться за свои права. Однако постепенно благодаря органам власти, совершенствованию законодательства ситуация изменилась в лучшую сторону [4, с. 54].

Закон «О защите прав потребителей» [1] закрепил минимальные требования для любого договора купли–продажи, предоставил ряд преимуществ потребителю при судебном разбирательстве (например, освобождение от судебной пошлины, бесплатную юридическую поддержку Роспотребназора, возможность выбора суда для рассмотрения своего дела), определил систему институтов, призванных защищать прав потребителя (Роспотребнадзор, Федеральная антимонопольная служба, различные общественные объединения).

Законодательство о защите прав потребителей является отражением уровня развития экономических отношений в обществе. Чем сложнее эти отношения, тем сложнее проблемы, с которыми сталкивается общество и государство, соответственно требуется более совершенное законодательство.

В России с 1992 года было принято свыше 20 поправок к закону «О защите прав потребителей». Говоря про практическую значимость законодательства о защите прав потребителей для нашей страны, в частности вышеупомянутого закона, можно отметить его важную роль для общества, которая подтверждается сотнями тысяч исков потребителей в защиту своих прав и миллионами взысканных компенсаций. Важно, чтобы и в будущем это непрерывное развитие не останавливалось, и потребитель всегда чувствовал свою защищенность во взаимоотношениях с экономически более сильной стороной.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что защита прав потребителей — одна из центральных проблем современной цивилистики. Практически каждый гражданин — это потребитель товаров, работ или услуг. Как «слабая» сторона в правоотношениях потребитель нуждается в защите своих прав и законных интересов.

Как справедливо указывается в литературе «защита потребителей обеспечивается силами как общественных организаций, так и государственных органов. Регламентация опасных для потребителя ситуаций на законодательном уровне может принимать публично–правовые (уголовные, административные) или частноправовые формы. При этом такая защита осуществляется как на международном, так и национальном уровне».

Литература:

  1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 31.07.2020) // http://www.consultant.ru.
  2. Абдурахманова И. В. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие для вузов [Текст] / под ред. И. В. Абдурахманова. — М.: ИКЦ «МарТ», 2017. — 288 c.
  3. Клепиков, Р.А., Значение мирового соглашения в делах о защите прав потребителей [Текст] / Р. А. Клепиков // Актуальные проблемы правотворчества в Российской Федерации.– 2019.– С. 35–37.
  4. Лунева, Т.П., Кинаш, Я.И., Защита прав потребителей как институт: понятие и сущность [Текст] / Т. П. Лунева, Я. И. Кинаш // Промышленность и сельское хозяйство.– 2019.– № 3 (8).– С. 52–56.
  5. Роспотребнадзор защищает права потребителей. Итоги за 2019 года Статистика обращений, административная и судебная практика//Режим доступа: https://zpp.rospotrebnadzor.ru.
  6. Чурочкина О. С. Эволюция развития института защиты прав потребителей в России (исторический и нормативно–правовой аспекты) [Текст] / О. С. Чурочкина // Гражданское общество в России и за рубежом. — 2013. — № 4. — С. 22–26.
  7. Щербакова С. И. Защита прав потребителей: общая характеристика [Текст] / С. И. Щербакова, А. Ф. Малый // Актуальные проблемы российского частного права материалы Всероссийской научно–практической конференции. — 2016. — С. 137– 141.
  8. Юзефович Ж. Ю. Функции юридической ответственности и формы их реализации по российскому законодательству: диссертация [Текст] / Ж. Ю. Юзефович. — М., 2004. — 172 с.
Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, защита, ответственность продавца, Россия, сфера потребления товаров, качество товара, отношение, покупатель, товар, уж.


Задать вопрос