Продвижение по государственной службе и аттестация как элементы стимулирования. Проблемы и пути решения проблем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 29.11.2020

Статья просмотрена: 950 раз

Библиографическое описание:

Емелина, К. О. Продвижение по государственной службе и аттестация как элементы стимулирования. Проблемы и пути решения проблем / К. О. Емелина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 505-507. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75807/ (дата обращения: 17.12.2024).



Система стимулирования государственных служащих состоит из материального и морального компонентов. Наряду с льготами, премиями и выплатами важное значение для мотивации выполнения обязанностей государственными служащими играют такие элементы нематериального характера как, например, возможность профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации, а также продвижения государственного служащего по службе.

Об актуальности поиска и совершенствования форм стимулирования государственных служащих в России свидетельствует правотворческие процессы последних лет. Например, включение в План мероприятий («дорожную карту») по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы [4] раздела «Стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной служебной деятельности, развитие системы государственных гарантий на гражданской службе». В соответствии с названным Планом 24 июня 2019 года был издан Указ Президента РФ «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы», в котором одним из основных направлений развития названо стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной служебной деятельности [3].

Продвижение по службе предполагает не только получение более высокой должности, ранга, продвижение в должностной иерархии, но реализацию государственным служащим себя и своих возможностей в рамках профессиональной деятельности. Такое движение происходит с учетом навыков, способностей, соответствия квалификационным требованиям. Поэтому обеспечение государственных органов кадрами, способными квалифицированно принимать ответственные решения, предусматривает их периодическую аттестацию.

Порядок проведения аттестации на сегодняшний день регламентирован «Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих в Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации в 2005 году. Положение оговаривает цели и сроки проведения аттестации, порядок формирования аттестационной комиссии, перечень и содержание документов, сопровождающих проведение аттестации на различных этапах, процедурные моменты и другие важные вопросы. Все они призваны способствовать достижению основной цели аттестации — «установление соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности» [1].

Согласно дополнению, внесенному в документ последней редакцией от 7 марта 2020 года, аттестация должна проводиться на основе Единой методики проведения аттестации гражданских служащих, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Следует отметить, что порядок работы аттестационных комиссий отдельных федеральных органов исполнительной власти может регламентироваться специальными документами, как, например, порядок работы аттестационной комиссии Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации [2].

Несмотря на то, что чаще всего аттестация работников рассматривается как оценочный процесс, в сущности, она нацелена на решение более глобальных задач в сфере профессионального развития служащих. Так, в ходе установления степени соответствия аттестуемых занимаемым должностям на основе объективной оценки их деятельности может быть решен вопрос о необходимости повышения квалификации или переподготовки работников.

В процессе аттестации государственных служащих могут быть выявлены потенциальные возможности тех или иных специалистов, необходимость обеспечения возможности их профессионального и служебного роста. При грамотно проведенном аттестационном собеседовании, представляющем собой диалог с работником, выявляются его слабые и сильные профессиональные качества. На основе этих качеств предлагаются средства, необходимые для самосовершенствования, происходит дальнейшее планирование его профессионального развития и карьеры [6]. Результатом аттестации, например, может стать вынесение предложения о включение в резервы вышестоящих должностей, что, несомненно, является элементом стимулирования для государственного служащего.

Таким образом, аттестация является не только эффективной формой контроля за профессиональной деятельностью государственных служащих, но и системой, направленной на стимулирование профессионального роста и продвижения по службе. При этом результаты аттестации для самих государственных служащих являются источником информации о том, в каких направлениях необходимо совершенствоваться с тем, чтобы, претендовать на другие, более высокие должности. Аттестации оказывает положительное воздействие на мотивацию государственных служащих не только в рамках должностных обязанностей, но и для перспективы дальнейшего продвижения по службе.

Между тем, специалистами отмечается, что на практике процедура аттестационного собеседования, по сути, часто сводится к формальной беседе комиссии и служащего. Большую часть процедуры занимает работа с обширным массивом документации и создание видимости скрупулезной проверки, а это не позволяет выявить истинный уровень профессиональной компетенции служащего [5]. В связи с этим, представляется целесообразным внедрение в практику работы с государственными служащими некоторых приемов, успешно применяемых при подборе персонала крупными компаниями. Например, самопрезентации, которая позволяет рассказать о своих лучших деловых и профессиональных качествах, продемонстрировать коммуникативные способности.

Полагаем, что помимо проверки знания нормативно-правовых актов и формальных достижений необходима оценка мобильности аттестуемого специалиста, умения работать в команде, индивидуально-психологических качеств, мотивационной стороны его деятельности. Данные вопросы представляется возможным выяснить в процессе соответствующего предварительного тестирования. Причем такие процедуры станут настолько эффективнее, насколько удастся свести к минимуму их формальность и бюрократизм.

Несмотря на то, что аттестация государственных служащих является серьезным инструментом кадровой политики, к которому проявляется интерес на всех уровнях, правовые нормы, его регулирующие, сегодня проработаны не полностью. Так, законодательно пока не урегулированы критерии и порядок отбора членов аттестационных комиссий, привлекаемых в качестве экспертов из числа членов профсоюзов, работников образовательных учреждений, научных и иных организаций. Это означает фактическое отсутствие в аттестационных комиссиях независимых профессионалов соответствующей иной области, а аттестацию проводят свои, возможно, определенным образом настроенные руководители, что не всегда объективно.

Также, к сожалению, законодательно пока не закреплены предусмотренные Планом развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы «единые методологические подходы к проведению аттестации гражданских служащих». На сегодняшний день Министерством труда России подготовлены, но не вынесены на рассмотрение Государственной думы РФ проект Постановления Правительства РФ, утверждающий «единые подходы», а также предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предусматривающие использование таких единых методологических подходов. Представляется, что скорейшее законодательное закрепление соответствующих основ аттестации позволит совершенствовать работу в данном направлении.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 110 (ред. от 07.03.2020) «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 07.02.2005. № 6. Ст. 437; Собрание законодательства РФ. 09.03.2020. № 10. Ст. 1320.
  2. Приказ ГУСП от 30.09.2016 № 59 «Об утверждении Порядка работы аттестационной комиссии Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 47. 21.11.2016.
  3. «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы»: указ Президента РФ от 24.06.2019 № 288 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 10.03.2020).
  4. «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы»: распоряжение Правительства РФ от 24.07.2019 № 1646-р // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения 10.03.2020).
  5. Перцева А. С., Первышов Е. А. О некоторых проблемных аспектах аттестации государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 12 (39). С. 558–561.
  6. Смолячкова Ю. А. Аттестация как инструмент формирования траектории профессионального роста государственных служащих // Весці БДПУ. Серыя 2. Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. 2018. № 3 (97). С. 117–120.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, служащий, государственная гражданская служба, основное направление развития, проведение аттестации, профессиональная служебная деятельность, аттестационная комиссия, гражданская служба, повышение эффективности, профессиональная деятельность.


Задать вопрос