В статье автор рассматривает проблемы эффективности наказаний в отношении лиц женского пола для профилактики женской преступности.
Ключевые слова: наказание, женская преступность, преступление, отбывание наказания.
Наказание выступает в роли основной формы реализации уголовной ответственности, в России оно определяется в статье 43 УК РФ как назначаемая по приговору суда мера государственного принуждения, применяемая к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и выражающаяся в предусмотренных уголовным законом ограничении прав и свобод этого лица [1].
Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений [6, с.12].
Целями наказания, как основной формы реализации уголовной ответственности, являются предупреждение преступлений и противодействие совершению преступлений.
Уголовно-исполнительный кодекс определяет следующие средства исправления осужденного: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие [2]. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения. Прежде всего, видом наказания определяется набор исправительных средств [2]. В полном объеме средства применимы при исполнении мер лишения свободы.
На современном этапе развития общества возникает вопрос эффективности применения уголовного наказания для достижения целей наказания.
Действующее в настоящее время уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации не всегда может обеспечить оптимальное сочетание указанных принципов в их практическом применении, так как, например, наказание в отношении лиц женского пола в России не изучено в той мере, которая объективно необходима в существующей реальности для профилактики женской преступности.
Численность женщин в Российской Федерации превышает численность мужчин, а в соответствие с информацией, размещенной на официальном сайте ФСИН РФ, число зарегистрированных преступлений, совершенных женщинами, остается ниже уровня преступности мужчин [8].
Так из приведенных ФСИН РФ сведений следует, что удельный вес осужденных женщин-преступников в общей массе лиц, совершивших преступления, в 2019 году составил 7,85 %. Отметим, что в 2018 году этот показатель составил 7,73 %, в 2017–7,68 %, в 2016–7,60 %. [8]. Данная статистика показывает, что хотя процент осужденных женщин-преступников невелик, но в последние 4 года замечается повышение этого показателя на фоне общего снижения количества осужденных в Российской Федерации.
Именно поэтому считаем важным изучение на практике последствий и условий отбывания женщинами наказания, в частности в виде лишения свободы, так как это необходимо для профилактики преступлений, совершаемых женщинами.
Поскольку женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы, гораздо меньше отбывающих наказание мужчин, ученые гораздо реже уделяли внимание практике и последствиям условий отбывания женщинами наказания. А ведь осужденные к лишению свободы мужчины и женщины совершенно по-разному относятся к проблемам нахождения в заключении.
Как правило, женщины гораздо острее и драматичнее переживают лишение свободы. Для них это является эмоциональным ударом, вызывающим состояние безысходности, повышенной тревожности, угнетенности, подавленности. Они нередко утрачивают интерес к жизни, проявляют повышенную настороженность к людям.
А ведь от внутреннего настроя в немалой степени зависит перспектива исправления и успешной адаптации женщин в обществе после освобождения.
Многолетние наблюдения психологов и сотрудников учреждений показывают, что осужденная в изоляции от общества неизбежно деформируется как личность [7].
В последние несколько лет вопросы женской преступности в регионах Российской Федерации обсуждались на научно-практических конференциях по актуальным проблемам права. Были озвучены предложения по профилактике женской преступности, в том числе по внесению поправок в законодательство РФ. Внимание к данному виду преступности объясняется особым местом и ролью женщины в современном обществе и крайне негативными последствиями преступного поведения.
Проблемы психологической реакции женщин на изоляцию в период отбывания наказания в виде лишения свободы были описаны в 2019 году в научной статье Ильиной С. Е. «Психологическое отношение женщин к изоляции в период отбывания наказания в виде лишения свободы» [5]. Автор изложил аспекты необходимости пересмотреть отношение, в том числе законодателя, на наказание женщин, совершивших уголовные преступления.
На основании проведенных учеными исследований психотравмирующих факторов в период заключения осужденных женщин, в результате изучения их прошлой жизни были сделаны выводы, что до осуждения женщины чаще, чем мужчины сталкивались с травмирующими событиями. При этом за одним травмирующим событием могла иметь место череда последующих травмирующих событий, что не всегда учитывается судами при вынесении приговоров.
В период пенитенциарного стресса осужденные женщины воспринимают изоляцию как отсутствие социальной жизни; разочарование в неспособности развиваться; осознание того, что в их жизни нет цели. Безусловно, состояние психического здоровья женщины, из которого проистекает способность восстанавливать эмоциональное и душевное равновесие, имеет большое значение для самореализации личности, позволяющее преодолевать боль, морально-нравственные страдания, разочарования.
Исследования отношения женщин к нахождению в изоляции были проведены учеными в нескольких странах, в результате проведенных тестирований в Англии и Уэльсе были выбраны десять наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются заключенные мужчины и женщины, и они расставили их по приоритету для каждой группы (Таблица 1) [5].
Таблица 1
Проблемы психоэмоционального состояния заключенных в местах лишения свободы
Женщины |
Мужчины |
Необходимость следовать правилам и приказам других людей |
Тоска по кому-либо |
Тоска по кому-либо |
Беспокойство о людях снаружи |
Беспокойство о людях снаружи |
Осознание потери лучших лет жизни |
Тревога из-за невозможности полностью довериться кому-либо |
Необходимость следовать правилам и приказам других людей |
Тревога о совершенном преступлении |
Осознание бессмысленности собственной жизни |
Необходимость в уединении |
Чувство, что приговор был несправедлив |
Потеря контакта с семьей и друзьями |
Отсутствие социальной цели |
Беспокойство о неопределенности даты освобождения из тюрьмы |
Размышление о времени наказания, которое еще предстоит отбыть |
Осознание бессмысленности собственной жизни |
Тревога о совершенном преступлении |
Чувство, что приговор был несправедлив |
Страх, что любимый или близкий человек умрет до окончания срока заключения |
На основании этих исследований можно сделать вывод, что многие из указанных проблем беспокоят как мужчин, так и женщин, но степень их важности для каждой гендерной группы различна. Каждый пункт женщины оценивали как более травмирующий для себя, и даже если «рейтинг приоритетов» отдельных пунктов у мужчин был низок к показателям в женской группе, разница в баллах была значительна. Следовательно, женщины испытывают более серьезные страдания, связанные с наказанием в виде лишения свободы, чем мужчины.
Самое существенное различие наблюдалось в сфере психологического благополучия осужденных.
Например, потеря контакта с родственниками и друзьями представляется для женщин более серьезной проблемой. Если мужчины чаще сообщали, что их отношения с родителями улучшились, то женщины признавались, что их родственники отреклись от них. Иногда разрыв семейных контактов был их собственной инициативой, поскольку именно члены семьи подвергали их насилию. Самым травмирующим для многих женщин был факт потери связи со своими детьми и в связи с этим, неспособность в рамках отбытия наказания выполнять роль матери. Свидание с детьми приносило им сильные переживания.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют также, что женщин в местах изоляции беспокоит отсутствие возможности сделать даже элементарный выбор: что съесть и что надеть, какими лекарствами лечиться. Они теряют возможность контролировать своих детей, при этом сами чувствуют себя ребенком, которому приказывают, что делать. Отмечалась и проблематичность отношений с тюремным персоналом. Чаще всего реакция на их авторитет определялась существовавшими отношениями с членами семьи, а не отношением к авторитетным фигурам в целом. Кроме того, некоторые женщины сообщали, что подвергаются сексуальному насилию со стороны тюремных служащих [5].
Психологически трудны для женщин многие требования режима: единая форма одежды, необходимость ходить строем, отсутствие личных вещей (кроме зафиксированных в перечне, который у женщин почти совпадает с мужским) и другие. Женщина подчинена тем же режимным требованиям, что и мужчина, то же число положенных свиданий, почти одинаковые виды взысканий. При этом санитарно-гигиенические условия не в полной мере учитывают особенности женской физиологии – повсеместно отмечается отсутствие или недостаток элементарных средств гигиены, минимальных жизненных удобств, достаточного количества одежды и белья, невозможность нормальной стирки и тому подобное [3].
Уверены, что в России женщины также тяжело переживают наказание в виде лишения свободы, перенося такие же психоэмоциональные страдания, как и женщины в других странах.
Считаем, что повышению психологического благополучия осужденных способствуют структурные и социальные факторы: условия содержания в соответствии с психофизиологическими особенностями женщин; наличие работы в исправительном учреждении; поддержание связей с семьей, родственниками и друзьями, возможность обучаться.
Для борьбы с женской преступностью требуются не только частные коррективы в деятельности исправительных учреждений, но и формирование новой идеологии государственной политики в целом в отношении статуса женщины в нашей стране [4].
Стоит отметить, что отличительной особенностью наказания в России является отбывание женщинами наказания за уголовное преступление в виде лишения свободы в колониях–поселениях и исправительных колониях общего режима. Тюрем же и колоний строгого режима законодательством Российской Федерации для женщин не предусмотрено. Но при этом мера ответственности женщин по статьям Особенной части Уголовного кодекса РФ приравнена к ответственности мужчин.
Так проблемным вопросом до настоящего времени остаётся вопрос о разделении в местах отбывания наказания осужденных женщин с устойчивым криминальным поведением при всех видах рецидива преступлений и осужденных женщин, исправительное воздействие на которых ещё возможно.
Таким образом, для профилактики пенитенциарного рецидива, при отбывании осуждёнными женщинами уголовного наказания в виде лишения свободы следует иметь исправительные колонии двух режимных видов:
– исправительные колонии общего режима;
– исправительные колонии строгого режима.
А в связи с этим представляется целесообразным и необходимым внесение изменений в статью 58 Уголовного кодекса РФ с учётом особенностей уголовной ответственности и наказания женщин.
Также считаем, что в настоящее время существует необходимость изменить нормы УК РФ на законодательном уровне таким образом, чтобы смягчить ответственность женщин, что будет являться профилактикой рецидива, поскольку таким образом не разрываются социальные связи женщины, находящейся в местах лишения свободы, а значит уменьшается возможность рецидива.
Для этого, полагаем, что Уголовный кодекс Российской Федерации необходимо дополнить разделом «Уголовная ответственность женщин». В предлагаемом разделе необходимо определить в полном объеме законодательные нормы, регулирующие этот институт.
А кроме этого, необходимо изменить нормы в УИК РФ, регулирующие вопросы исполнения наказания, об условиях отбывания наказаний женщин, максимально приблизить их к комфортным, чтобы после отбывания женщина могла стать достойным членом общества, не тратя при этом по пять-десять лет на адаптацию, могла получить дополнительное обучение и образование, работала с психологом.
Литература:
- Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // Собрание законодательства РФ от 17.06.1996. № 25. ст. 2954. — Текст: непосредственный.
- Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СЗ РФ от 13.01.1997. № 2. ст. 198. — Текст: непосредственный.
- Адоевская, О. А. Проблемы реализации принципа гуманизма в отношении женщин, осужденных к лишению свободы / О. А. Адоевская. — Текст: непосредственный // Сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. — 2019: Саратов: Саратовская гос. юридическая академия, 2019. — С. 3–5.
- Ежова, О. Н. Особенности личности женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы / О. Н. Ежова. — Текст: непосредственный // Вестник Самарского юридического института. — 2019. — № 5. — С. 127–134.
- Ильина, С. Е. Психологическое отношение женщин к к изоляции в период отбывания наказания в виде лишения свободы / С. Е. Ильина. — Текст: непосредственный // Томский гос.университет. Бюллетень науки и практики. — 2019 — № 7. — С. 332–336.
- Старков, О. В. Наказание: уголовно-правовой и криминопенологический анализ. Монография / О. В. Старков, С. Ф. Милюков. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. — 461 c. — Текст: непосредственный.
- Чупина, М. А. Исправительное воздействие в отношении женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы / М. А. Чупина. — Текст: непосредственный // Бюллетень науки и практики. — 2018. — № 6. — С. 285–290.
- Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых. — Текст: электронный // Официальный сайт ФСИН РФ: [сайт]. — URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka %20lic %20sodergahixsya %20v %20IK/ (дата обращения: 20.03.2020).