Рецидивная преступность, в том числе и среди женского населения, является одной из самых опасных форм преступного поведения, и соответственно, основной проблемой, присущей нашей правовой системе.
Несмотря на общую положительную динамику сокращения преступности, уровень рецидива на протяжении последних лет остается высоким. В 2015 г. впервые за историю изучения преступности повторные деяния в общей структуре составили более половины всех преступлений — 50,7 %, в 2016 г. — 51,8 %, в 2017 г. — 54,0 %, в 2018 г. — уже 56,0 %.
Анализ динамики количества лиц женского пола, выявленных за совершение преступлений в 2014–2018 гг., дает основание утверждать о том, что в 2018 г. зафиксирован один из самых высоких показателей рецидива преступлений, совершенных женщинами, — 39,7 % (+8,7 %) [3].
Женская рецидивная преступность конца второго десятилетия XXI века характеризуется как сложный, изменчивый феномен, оказывающий негативное воздействие на общество в целом и на отдельные его институты, и прежде всего семью. Несмотря на то, что современная рецидивная преступность лиц женского пола имеет меньший удельный вес в общей структуре общеуголовной преступности, она обладает собственными особенностями, которые обусловлены рядом факторов — от исторических и геополитических до социально-экономических, правовых и демографических. Ненадлежащая степень подготовки лиц женского пола к жизненным трудностям после освобождения из мест лишения свободы служит для них препятствием к успешному преодолению всех трудностей по ресоциализации.
Высокая степень общественной опасности рецидивной преступности среди женщин, освободившихся из мест лишения свободы, и потребность науки и практики в ее предотвращении посредством разработки и реализации комплекса специально-криминологических мер создают проблемную ситуацию, требующую незамедлительного решения.
Основной причиной именно рецидивной преступности является отсутствие должной ресоциализации в пенитенциарном и постпенитенциарном периодах. Экономические, культурные, правовые, морально-нравственные компоненты жизни нашего общества если не создают условия для развития рецидивной преступности, то и не являются упреждающими ее факторами. Наше общество само не дает женщинам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, вернуться в него. Оно ставит непреодолимые барьеры перед ними.
Построение системы предупреждения женской рецидивной преступности — процесс сложный и длительный, который нуждается в решительной активизации с учетом тех видов и форм деятельности, которые к настоящему времени успели доказать свою эффективность.
В практическом, прикладном аспекте профилактическая работа, адресованная женщинам-рецидивисткам, имеет немало особенностей. Меры, связанные с предупреждением женской рецидивной преступности, обладают определенной спецификой, отличаются от общей системы профилактических мер, поскольку они ориентированы на действие факторов, выступающих в виде детерминант противоправного поведения именно женщин-рецидивисток.
Мероприятия, направленные на предупреждение рецидивной преступности среди женщин, проходят два этапа: пенитенциарный и постпенитанциарный.
Пенитенциарные меры профилактики женской рецидивной преступности связаны со спецификой исправительных учреждений и такого вида наказания, как лишение свободы.
По мнению А. Т. Потемкиной, подготовку заключенных к освобождению следует рассматривать в широком и узком смысле [4]: в первом случае — мероприятия, проводимые на протяжении всего периода пребывания осужденной в колонии, во втором — в течение шести месяцев перед освобождением по выяснению возможностей трудового и бытового устройства, правовому воспитанию, восстановлению полезных социальных связей, психологической подготовке.
В соответствии с приказами Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» [1] и от 13 января 2006 г. № 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» [2] вся работа по подготовке осужденных к освобождению начинается за 6 месяцев до освобождения и возложена на администрацию исправительных колоний.
Однако в рамках компетенции администрации исправительного учреждения она формализована и сводится к различного рода информационным письмам и запросам в федеральные службы.
Подготовка к освобождению состоит так же из мероприятий по правовой, организационной подготовке, установлению контактов осужденной с представителями учреждений службы занятости населения, органов социальной защиты населения, попечительского совета исправительной колонии, выбора вариантов трудового и бытового устройства осужденной, определяется организация, трудоустраивающая осужденную после освобождения.
Мероприятия по подготовке осужденных к освобождению включают в себя беседы, консультации и конкретные рекомендации с учетом их особенностей и способностей, касающиеся в первую очередь приобретения профессии, поиска работы, жилья и средств на жизнь после освобождения.
Разработка программы подготовки осужденной женщины к освобождению должна производиться на основании данных углубленной психосоциальной диагностики, предполагающей сбор и анализ подробной информации о клиентке и ее ситуации для выявления проблемных областей, постановки задач и планирования мероприятий по оказанию помощи.
Предупреждение рецидивной преступности среди женщин, освободившихся из мест лишения свободы, — это система мер экономико-социального, воспитательно-педагогического, организационного и правового характера, адаптированных к условиям социальной среды и личности женщины-рецидивистки, направленных на выявление, устранение либо ослабление причин и условий совершения рецидива преступлений женщинами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, с целью недопущения с их стороны повторного совершения преступлений.
Субъекты системы профилактики правонарушений осуществляют в пределах компетенции реализацию компенсирующих мер, предупреждающих и ликвидирующих обстоятельства, способствующие совершению рецидива.
Меры, предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих совершению рецидива преступлений:
− внедрение новых форм общения осужденных с семьей, родными и иным социально-позитивным окружением;
− создание внутри исправительных учреждений участков с различной степенью исправительного воздействия: основного, интенсивного, минимального (адаптационные);
− исключение из ч. 3 ст. 78 УИК РФ п. «а», запрещающего перевод в колонию-поселение осужденных при особо опасном рецидиве преступлений.
Меры, ликвидирующие обстоятельства, способствующие совершению рецидива:
− психологическое обследование всех поступающих в исправительные учреждения осужденных с тщательным изучением их медицинских документов;
− регулярные медицинские осмотры осужденных с целью выявления лиц, нуждающихся в экстренной медицинской и психологической помощи и постановке на профилактический учет, а также с целью проведения мониторинга социально-психологической обстановки в местах лишения свободы;
− изучение психологических детерминант пенитенциарной и постпенитенциарной преступности и разработка рекомендаций по снижению ее уровня;
− внедрение психокоррекционных программ для различных категорий осужденных (например, для осужденных, страдающих наркотической или алкогольной зависимостью; для осужденных, совершивших кражи);
− разработка программ электронного визуального наблюдения для фиксирования невербальных признаков скрытой агрессии, прогнозирования негативных явлений, разработка электронных экспресс-тестов, для чего в состав психологической службы необходимо включить психолога- программиста;
− для прогнозирования поведения лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, в плане возможности совершения рецидива преступлений, внедрение практики составления психологом на каждого осужденного соответствующего заключения, от которого должна зависеть интенсивность постпенитенциарного контроля.
Постпенитенциарный этап предупреждения женской рецидивной преступности должен включать в себя следующие контролирующие мероприятия:
− отнесение административного надзора к компетенции не органов внутренних дел, а службы пробации (в случае ее создания в соответствии с проектом Концепции развития УИС до 2030 г.);
− более тщательное ведение учета женщин состоящих под административным надзором, регулярное сопоставление данных, имеющихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы и органах внутренних дел, проверка причин неприбытия освобожденных женщин на место жительства;
− отслеживание уровня постпенитенциарной рецидива среди освобожденных осужденных в течение трех лет после освобождения сотрудниками службы пробации при содействии органов внутренних дел;
− назначение ограничения свободы в отношении женщины, осужденной к лишению своды, в качестве дополнительного наказания либо в качестве замены неотбытой части лишения свободы более мягким видом наказания;
− создание межведомственной рабочей группы для координации деятельности и мониторинга функционирования системы оказания помощи женщинам, освободившимся из мест лишения свободы, в состав которой должны войти представители органов исполнения наказания, внутренних дел, органов, деятельность которых связана с вопросами соблюдения законности, правопорядка, социальной политики, занятости населения, медицинских учреждений.
Для оказания социальной помощи освобожденным из мест лишения свободы женщинам необходимо создание таких организаций, как:
− специализированные общежития для кратковременного (в течение месяца) проживания женщин, отбывших наказание и не имеющих жилья;
− центры социальной адаптации за пределами исправительного учреждения, которые предоставляют освобожденным временное место жительства, оказывают содействие в трудоустройстве, материальную, правовую, медицинскую и иную помощь;
− общественные организации, объединения, фонды, задачей которых является оказание содействия лицам, отбывшим наказание, в трудоустройстве и поиске жилья, оказание при необходимости материальной помощи;
− лечебно-диагностические центры для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
− специализированные организации, осуществляющие деятельность по интеграции в общество граждан, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, ключевая функция которых состоит в обеспечении преемственности между мероприятиями, проводимыми на финальном этапе отбывания наказания, с одной стороны, и в ближайший период после освобождения, с другой стороны.
Большинство вышеперечисленных мер направлены на адаптацию женщин к новой жизни после отбывания наказания в виде лишения свободы, поскольку социальная стабильность в государстве зависит, в том числе, от того, какие условия для жизнедеятельности созданы для данной категории граждан.
Литература:
1. Приказ Минюста России от 30.12.2005 № 262 (ред. от 21.07.2016) «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы».
- Приказ Минюста РФ от 13.01.2006 № 2 (ред. от 08.09.2006) «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.01.2006 № 7426).
- Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития. Аналитический обзор. — М.: ВНИИ МВД России, 2019. С. 7.
- Михлин А. С., Потемкина А. Т. Освобожденные от наказания: права и обязанности, трудовое и бытовое устройство. — Хабаровск: Право, 1989. С. 42.