Проблемы в регулировании прохождения муниципальной службы в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 27.11.2020

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Ладыко, А. Г. Проблемы в регулировании прохождения муниципальной службы в РФ / А. Г. Ладыко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 274-275. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75749/ (дата обращения: 27.02.2021).



В статье рассматриваются проблемы в регулировании прохождения муниципальной службы в РФ. Обоснована актуальность научных проблем в регулировании прохождения муниципальной службы, выявлен ряд проблем правового регулирования муниципальной службы.

Ключевые слова: муниципальная служба, правовое регулирование прохождения муниципальной службы в РФ.

На современном этапе актуальность научных проблем в регулировании прохождения муниципальной службы обусловлена тем, что формирование местного самоуправления характеризуется усилением внимания к такой важной её составляющей, как муниципальная служба, поскольку повышение эффективности работы органов местного самоуправления находится в прямой зависимости от того, в каком состоянии находится правовое регулирование отношений в сфере муниципальной службы.

Специальным законом, определяющим порядок прохождения муниципальной службы, является Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 16.12. 2019) «О муниципальной службе в Российской Федерации» [3].

Отметим, что относительно солидный срок действия данного закона не снял ряд вопросов относительно прохождения муниципальной службы.

Принятые законы в данной сфере не сняли многие вопросы относительно института муниципальной службы. Есть ряд вопросов относительно воплощения в жизнь принципов, на которых базируется муниципальная служба. Это особенно свойственно малым муниципальным образованиям. Данное обстоятельство мешает объективной оценке деловых качеств потенциального муниципального служащего. Поэтому вопросы приема, аттестации, продвижения по службе нуждаются в особой правовой регламентации

Проблемы правового регулирования муниципальной службы во многом связаны с тем, что четко не определена отраслевая принадлежность правового регулирования прохождения муниципальной службы. Здесь сталкиваются вопросы конституционного, административного и трудового права. До сих пор нет единства среди исследователей о том, является ли муниципальное право самостоятельной отраслью права, подотраслью конституционного права или комплексной отраслью.

Правовой основой прохождения муниципальной службы является нормативно-правовые акты разного уровня. К таковым следует отнести Конституцию Российской Федерации [1], Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О муниципальной службе в Российской Федерации» [3] и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Кроме того, на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод об определенных противоречиях между Федеральным законом «О муниципальной службе» и Трудовым кодексом Российской Федерации.

Так, ТК закреплено, что регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ним отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из названного Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления [2].

Кроме того, трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными актами, содержащими нормы трудового права.

Следовательно, Федеральный закон «О муниципальной службе в российской Федерации» из сферы регулирования труда муниципальных служащих исключает иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные акты, что, по нашему мнению, неверно.

Определенные разночтения имеют место и между статьями самого Федерального закона о муниципальной службе. Так, например, в ст. 2 данного ФЗ дается определение муниципальной службы как профессиональной деятельности, то в ч. 2 ст. 9 упоминается уже о профессиональной служебной деятельности муниципального служащего [4].

Еще в качестве одной из проблем можно выделить включение в законодательстве ряда субъектов таких оценочных категорий, как, профессиональная служебная деятельность, профессиональные качества, деловые качества, личностные качества [5].

Еще одним из слабых моментов организации муниципальной службы является то, что зачастую, она охватывает небольшие муниципальные образования. В этом плане весьма сложно говорить об объективности принятия кадровых решений в малом муниципальном образовании.

Проблемные моменты можно выделить в части правового регулирования квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы. Так, согласно ст. 9 Закона о муниципальной службе, квалификационные требования определяются муниципальными правовыми актами на основе соответствующих законов субъектов Российской Федерации.

Многообразие типовых квалификационных требований в разных субъектах может стать серьёзным препятствием для равнозначного перехода на муниципальную должность при переезде, например, в другой субъект Российской Федерации. Полагаем, что типовые квалификационные требования для муниципальных служащих должны устанавливать исключительно на федеральном уровне. В противном случае, нарушается принцип равноправия граждан.

Итак, принятые законы в сфере прохождения муниципальной службы в РФ не сняли многие вопросы относительно института муниципальной службы. Есть ряд вопросов относительно воплощения в жизнь принципов, на которых базируется муниципальная служба.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
  3. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный Закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ: СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru.
  4. Киреева Д. С. Правовая проблема муниципального служащего // Государство и право. 2019. № 2 (69). С.112–114.
  5. Морозов П. Е. Актуальные проблемы правового регулирования труда муниципальных служащих // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 7. С. 24–28.
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальная служба, Российская Федерация, правовое регулирование, регулирование прохождения, РФ, акт, жизнь принципов, местное самоуправление, правовое регулирование прохождения, профессиональная служебная деятельность.


Ключевые слова

муниципальная служба, правовое регулирование прохождения муниципальной службы в РФ
Задать вопрос