В статье проводится исследование основных проблем законодательного обеспечения пассажирских и грузовых перевозок посредством железнодорожного транспорта. Кроме того, рассмотрены теоретические вопросы составления, регулирования и расторжения договора перевозки пассажиров или груза железнодорожным транспортом. В статье анализируются транспортные обязательства, а также производится разбор регулирующих их нормативно-правовых актов.
Ключевые слова: транспорт, перевозки, договор, правовое регулирование железнодорожных перевозок, правовые гарантии деятельности адвоката.
На сегодняшний день железнодорожный транспорт играет первостепенную роль в развитии всех сфер жизни общества. Ежегодно повышается доля грузов, перевезенных посредством железных дорог, по сравнению с другими видами перевозок у железнодорожного транспорта виден ощутимый отрыв. Это объясняется невысокой стоимостью перевозок, минимальным влиянием на окружающую среду и постоянную модернизацию железнодорожного транспорта и путей сообщения на территории Российской Федерации [1].
В современных условиях реформирования очень важна роль актуального законодательства и нормативно-правовых актов исполнительной власти, чьей задачей является составление общепринятых правил перевозок. Стоит отметить, что данный свод норм обязателен к соблюдению для перевозчиков, пассажиров, отправителей и получателей грузов и других причастных лиц. Кроме того, установленные законом нормы регулируют обеспечение безопасности движения, минимизацию порчи имущества и заботу об окружающей среде.
В Российской Федерации развиты и активно используются все виды транспорта для осуществления грузовых и пассажирских перевозок внутри страны и за ее пределы. Конкретно, в 2019 году более 30 % общего грузооборота было перевезено посредством поездов [2]. Что касается себестоимости перевозок, то железнодорожный транспорт имеет высокую рентабельность по сравнению с другим транспортом. Кроме того, за последние годы существенно выросли дополнительные услуги, предоставляемые перевозчиками. Так, например, было разработано и произведено новое оборудование, вагоны, электровозы, а также расширен спектр услуг непосредственно при перевозке: обработка товаров, переадресация товаров, отслеживание грузов.
На сегодняшний день можно четко выявить существующую проблему правового регулирования осуществления железнодорожных перевозок: внедрение в систему новых субъектов отношений внутри транспортной сферы. Из года в год грузы и пассажиры перевозились посредством железных дорог, которые, в свою очередь, выполняли ряд других важных функций. В начале XXI века стала широко проводиться реформация железнодорожной отрасли, целью которой стало прекращение государственного контроля над деятельностью субъектов. Таким образом, на рынке появилось автономное юридическое лицо — ОАО «РЖД». Это влечет за собой разделение транспортной инфраструктуры и непосредственно перевозки, в этом ключе инфраструктура становится монополией, а перевозка имеет конкурентов. Отсюда следует, что на протяжении практически двадцати лет все имущество железнодорожной отрасли состоит в частном пользовании и владении. Кроме того, помимо ОАО «РЖД» на рынке имеются другие частные организации, предоставляющие услуги перевозки людей и грузов. Стоит отметить, что упомянутые компании могут стать владельцами инфраструктуры ж/д транспорта, если займутся его строительством или приватизируют.
Согласно действующему законодательству, перевозчик не обязан быть единоличным владельцем подвижного состава, поскольку на рынок выходят организации-операторы, которым государство совместно с ОАО «РЖД» передают во владении локомотивы, электровозы и вагоны. Для осуществления перевозки необходимо обеспечить гармоничную работу нескольких лиц, среди которых собственник инфраструктуры, перевозчик, собственник вагонов, локомотивов и так далее.
Отношения, возникающие между субъектами железнодорожной транспортной отрасли, подчиняются ряду норм и правил. Важно заметить, что подчинение им является важным условием успешной деятельности не только железных дорог: сторонние организации, подрядчики, пассажиры — также должны строго следовать установленным нормам.
С грандиозной перестройкой всей экономической системы страны и в процессе развития рыночных отношений вводились в действие инновационные нормативно-правовые акты, среди которых Гражданский Кодекс РФ, утвержденный в 1996 году. В ст. 40 ГК РФ в полном объеме отображены нормы права, на которые должны опираться перевозчики, пассажиры, подрядчики и прочие лица, пользующиеся услугами железнодорожного транспорта. Кроме того, в данной статье рассмотрены также варианты модернизации транспортной отрасли, особый акцент сделан на стремлении к повышению качества предоставляемых услуг [3].
Помимо Гражданского кодекса РФ отношения между субъектами железнодорожного транспорта регулирует Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», принятый в начале 2003 года. В тексте Устава отображены условия функционирования отношений между субъектами отрасли, которые возникают у каждого из них при пользовании железнодорожным транспортом. Так, в Уставе прописаны права, обязанности и мера ответственности пассажиров, перевозчиков, отправителей грузов, их получателей, владельцев ж/д полотна и т.д [4].
Кроме того, в Уставе зафиксирована основная терминология в данной сфере. Наиболее распространенные понятия и их определения представлены в табл.1.
Таблица 1
Основные термины, отображенные в Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации
Термин |
Определение |
Железнодорожные пути общего пользования |
железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов; приему и выдаче грузов, багажа |
Железнодорожные пути необщего пользования |
железнодорожные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к путям общего пользования |
Перевозчик |
юридическое лицо, принявшие на себя но договору перевозки железнодорожным транспортом доставить и и/или выдать пассажира, груз, багаж уполномоченному лицу |
Грузоотправитель |
указанное в перевозочном документе физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа |
Грузополучатель |
физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа. |
Инфраструктура |
технологический комплекс, включающий железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением, а также иные здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование данного комплекса. |
Кроме того, в Указе акцентируется внимание на особенности заключения договора об оказании услуг по использованию железнодорожной инфраструктуры. Составляющие железнодорожной инфраструктуры отображены на рис.1.
Рис. 1. Услуги транспортной инфраструктуры
Помимо всего прочего, в Уставе дается подробное перечисление действующих нормативно-правовых актов, которые представляют собой общепринятые правила, обязательные для исполнения для всех участников возникающих правовых отношений. Данные правила утверждены законодательно и действительны на всей территории Российской Федерации. К таким нормативно-правовым актам относятся:
- Правила перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа.
- Порядок перевозки почтовых отправлений.
- Правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
- Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта и др.
При оказании услуг по перевозке грузов или пассажиров, необходимо опираться на договор перевозки. Первостепенной задачей данного документа можно считать контроль над правовыми отношениями транспортных организаций и порядком осуществления перевозок [4]. Договор заключается сторонами для осуществления перевозки пассажиров или грузов посредством железнодорожного транспорта, кроме этого, подобные отношения обязательно контролируются специализированными нормативно-правовыми актами.
Что касаемо ответственности перевозчика, то ее определяющим признаком является ограниченность имущественной ответственности перевозчика. Примечательно, что перевозки регламентируются данным принципом не только в современное время, но и в дореволюционное и советское время. Кроме того, перевозчик несет ответственность за отсутствие подачи транспортного средства, примечательно, что она довольно высока. Так, меры ответственности возлагаются, если у перевозчика имеется доказанный факт собственной вины, так и при его отсутствии. Ответственность в этих случаях перевозчик понесет в виде штрафа, который, в свою очередь, выполняет функции частичной компенсации убытков другой стороны договора. Кроме того, увеличение размера штрафа способствует росту дисциплины у перевозчика и стимулирует более добросовестное исполнение его рабочих обязанностей. Для более четкой проработки данного вопроса считается важным закрепление за перевозчиком обязательного возмещения убытков, поскольку штрафов покрывается лишь малая часть. То есть при закреплении такого правила штраф сможет выступать в форме неустойки. Таким образом, считается рациональным ликвидировать признание понятия утраты груза на государственном уровне, более логичным вариантом станет зафиксировать и документально закрепить презумпцию потери груза или неисполнения обязательств. Таким образом, если данные поправки в действующее законодательство будут внесены, то требования к перевозчику могут быть самостоятельно сформулировано другой стороной правовых отношений. Кроме того, если при перевозке грузов, он был утерян, то грузополучатель сможет потребовать как материальную компенсацию, так и изъявить желание, чтобы перевозчик осуществил поиск груза. Исходя из этого, в отношениях между сторонами усилится понятие договорной свободы, что, несомненно, является положительной тенденцией.
Таким образом, в современных нормативно-правовых актах, в частности, в Гражданском Кодексе РФ и в транспортном праве имеет место быть многообразие теорий касательно правовой природы договора перевозки. Наиболее предпочтительными можно считать убеждения о реальности, взаимности, срочности и публичности. Договор перевозки отличается от других видов договоров тем, что у перевозчика имеется ответственность по транспортировке пассажиров или груза из одной точки в другую, другими словами, предметом договора являются транспортные услуги.
Что касается конкретно грузовых перевозок, то в актуальном российском законодательстве отсутствуют способы воздействия на получателя груза, если тот отказывается его принять. Для решения данной проблемы предлагается внести поправку в ст. 40 Гражданского Кодекса РФ путем внедрения нового пункта об отказе принятия груза. Кроме того, необходимо зафиксировать четкие временные рамки для принятия груза, в ходе которых получатель обязуется его принять.
Таким образом, на сегодняшний день законодательство в сфере транспорта достаточно стабильно, но некоторые его положения не полностью доработаны, не всегда предусмотрено адекватное решение вероятных проблем. Поэтому считается возможным регулярно обновлять законодательство в сфере железнодорожных перевозок, чтобы повысить престиж отрасли как внутри страны, так и на международной арене.
Литература:
- Белов И. В., Персианов В, А. Транспорт России: основные задачи и перспективы // Железнодорожный транспорт, 2019. № 12
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gks.ru/ (Дата обращения 1.06.2020)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)
- Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 N 18-ФЗ (последняя редакция)
- Егиазаров В. А. Транспортное право: Учебное пособие. М.: Юрист, 2015.
- Комментарий к транспортному Уставу железных дорог Российской Федерации (постатейный) /Под ред. Т. Е. Абовой, В. Б. Ландреса. М.: Статут, 2015
- Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 N 17-ФЗ (последняя редакция)
- Железнодорожный транспорт: железнодорожные транспортные тарифы. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.bibliotekar.ru/cenacenoobrazovanie-2/22.htm (дата обращения 15.06.2020)
- Лапидус Б. М., Мачерет Д. А. Оценка социально-экономических последствий структурной реформы. «Экономика железных дорог» № 12. М., 2014