Соционально-коммуникативные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 23.11.2020

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Сердюкова, В. В. Соционально-коммуникативные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья / В. В. Сердюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 222-224. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75491/ (дата обращения: 20.06.2024).



Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается — от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.

Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень социально- коммуникативного развития выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства, особенно детей с ОВЗ.

Социальные навыки включают социально приемлемое усвоенное поведение, которое позволяет индивидам успешно взаимодействовать с другими и избегать социально нежелательных реакций. Развитие социальных навыков рассматривается как фундаментальная задача для всех детей. Приобретение или недостаточная эффективность социальных навыков может препятствовать качеству социальных отношений и социальной адаптации ребенка. Например, проблемами социальной адаптации детей с ОВЗ является непринятие сверстников, одиночество, снижение уровня групповой принадлежности и социальная изоляция. Известно, что среди детей с ограниченными возможностями здоровья, дети не овладевшие в достаточной мере социальными навыками, были отмечены случаи, включающие злоупотребление психоактивными веществами, хаотичную личную жизнь и ограниченный или отсутствующий опыт профессионального образования [6]. Учитывая трудности и связанный с ними риск слабого социального развития, необходимо, чтобы педагоги и медицинские работники определяли и осуществляли мероприятия для детей, испытывающих проблемы в этой области развития.

Чувство принадлежности представляет собой активное внутреннее переживание сильной психологической связи. Принадлежность к группе, например, детский сад или школа, определяется с точки зрения степени, в которой ребенок чувствует себя принятым и включенным в данную группу. Когда у детей возникает чувство принадлежности к группе, они считают, что это сообщество без них неполноценно, и наоборот. Было показано, что тяжесть инвалидности влияет на восприятие учащимися своей принадлежности к школе. Например, исследования показывают, что учащиеся с легкими нарушениями обучения имеют уровни школьной принадлежности, аналогичные их обычно развивающимся сверстникам, несмотря на более низкую академическую успеваемость и поведенческую уязвимость [1, с.56]. Для детей с ограниченными возможностям здоровья принадлежность к школе, зависит от отношений учащихся в классе и их участия в внеклассной деятельности.

В научной литературе существует несколько определений одиночества. Некоторые ученые считают его одномерной конструкцией, которая представляет собой несоответствие между желаемыми и полученными социальными контактами. Другие исследователи рассматривают одиночество как многомерную сущность, состоящую из нескольких индивидуальных и реляционных аспектов. Широко распространено мнение, что дети школьного возраста имеют сложную и многомерную концептуализацию одиночества, однако она изучена достаточно поверхностно. Указания на свою социальную сеть (т. е. на одиночество) и рефлексию по поводу субъективной печали были заданы учащимися 9–11 лет в австралийской выборке. Не все студенты концептуализировали одиночество как многогранную сущность. Почти 40 % детей в австралийской выборке описали одиночество без указания тревожных эмоций; 10 % описали одиночество без ссылки на социальные дефициты и более 80 % не связывали пребывание наедине с самим собой. Ссылки на самоактуализацию (например, отсутствие смелости говорить о своей ситуации, быть в своем собственном мире или быть другим) использовались при описании одиночества. Эти результаты показывают крайне субъективную природу одиночества, большинство испытуемых связывают одиночество с непринятием себя окружающими [5, с. 150].

В литературе представлены неоднозначные выводы о влиянии инвалидности на восприятие учащимися одиночества в школе. Некоторые результаты показывают, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в обычных школах, менее социально приемлемы, имеют меньше друзей и чувствуют себя более одинокими по сравнению со своими сверстниками без инвалидности [1, с.94]. Другие исследования сообщают об отсутствии групповых различий в одиночестве между учащимися с физическими недостатками и их обычно развивающимися сверстниками; но у тех, кто имеет расстройства аутистического спектра, было обнаружено, что одиночество в два раза превышает одиночество других подгрупп инвалидности. Учащиеся с учебными и другими физическими недостатками имеют более высокую степень социальной неудовлетворенности отношениями со сверстниками. Трудности в чтении и обработке социальных сигналов, а также трудности в выражении эмоций в социальных ситуациях были определены в качестве потенциальных факторов, способствующих повышению уязвимости и склонности к отвержению сверстниками среди учащихся с ограниченными возможностями здоровья [3, с.148].

В настоящие время почувствовать себя уверенно могут только социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей с ОВЗ необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.

Литература:

  1. Мельник Ю. В. Дети с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве [Текст] / Ю. В. Мельник, Ю. Н. Мукминова, Н. А. Одинокова, Р. Х. Шаймарданов. — Новосибирск: Центр содействия развитию научных исследований, 2016. — 140 с.
  2. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина– СПб.: Питер, 2009. — 276 с.
  3. Осипова Т. В. Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР [Текст] / Т. В. Осипова // Молодой ученый. — 2015. — № 2. — С. 547–549.
  4. Менг К. Коммуникативно-речевая деятельность старших дошкольников в ситуативной обусловленности (компоненты и градации) // Психолингвистика / Под ред. А. М. Шахнаровича. — М.: Прогресс, 1984. — С. 241–259.
  5. Чипуэр, Хизер М.(2004): Австралийское детское понимание одиночества, австралийский Психологический журнал, декабрь, т. IV 56, серийный номер 3, 147–153 с.
  6. Vaz S, Cordier R, Falkmer M, Ciccarelli M, Parsons R, McAuliffe T, et al. (2015) Should Schools Expect Poor Physical and Mental Health, Social Adjustment, and Participation Outcomes in Students with Disability? PLoS ONE 10(5): e0126630. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0126630
Основные термины (генерируются автоматически): одиночество, ребенок, ограниченная возможность здоровья, австралийская выборка, восприятие учащимися, учащийся, чувство принадлежности, школа.


Похожие статьи

Специфика инклюзивного образования | Статья в сборнике...

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Социализации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья проходит успешно, он функционирует как полноценный член общества. [1]. Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все учащиеся, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности

Поскольку у людей с ограниченными возможностями расширяются другие каналы восприятия мира, обостряются другие чувства, необходимо предоставить им возможность общаться на уровне современного общества, задействовать их интеллектуальный потенциал, чтобы развивать участие инвалидов в нашей жизни.

Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы...

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья также испытывают трудности в овладении историческими, литературоведческими и другими знаниями и умениями, не могут полно и самостоятельно использовать полученные знания в практической деятельности. К наиболее часто встречающимся нарушениям относят неустойчивость мыслительных операций, слабость обобщения, более легкое выделение признаков различия и затруднения в

Но вместе с тем, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в состоянии справиться с описанными выше затруднениями и освоить программу специальной коррекционной школы, если учитель своевременно оказывает им специфическую помощь и поддержку. При организации коррекционных занятий следует исходить из индивидуальных возможностей детей – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах...

Исследование уровня осознанности делинквентного поведения...

– 2018 год, город Пермь, совершено вооруженное нападение на учеников младших классов и учителя школы. – 2018 год, город Керчь в результате взрыва и стрельбы, устроенного подростком в колледже, погибли 21 человек, пострадали 67 человек. – 2021 год, города Казань, Пермь и снова вооруженные нападения в школе.

В нашей работе, актуальность которой не вызывает сомнений, мы предпринимаем попытку обнаружить своеобразие личностных черт, влияющих на осознанность делинквентного поведения. Настоящее исследование было реализовано в г. Самаре на выборке подростков из 25 человек.

Остальные характеристики говорят о том, что подростки ситуативно делинквентные показывают возможность продуктивного использования своих как достоинств, так и недостатков, в то время как для ребят из второй группы, те же характеристики могут стать препятствием адаптации в социуме.

Готовность современной школы к реализации инклюзивного...

Ключевые слова: инклюзивный подход в образовании, дети с ОВЗ, показатели инклюзивного образования, реализация инклюзивной культуры и практики. Приоритетным направлением государственной политики России в области образования в настоящее время является организация инклюзивного образования. В его основе лежит идея выстраивания равного отношения ко всем детям, но ориентирующая на создание особых условий для организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии.

Установлено, что практически все респонденты (98 %) относятся положительно к детям-инвалидам, 64 % опрошенных интересуют вопросы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Нами исследовано также видение проблемы распространения инклюзивного подхода в образовании детей с ОВЗ с позиции педагогов современной школы.

Использование цифровых образовательных ресурсов...

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению обычных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Рассмотрим категории детей с ограниченными возможностями здоровья: нарушение зрения, нарушение слуха, ЗПР, зарушение интеллектуального развития,ТНР, нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройство поведения и общения, комплексное нарушение развития.

Работа с использование компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух.

Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном...

Коррекционно-образовательная система школы ориентирована на весь состав учащихся и обусловлена желанием педагогического коллектива обучать всех детей, поступивших в школу: - Это обучающиеся с нарушенной слуховой функцией. Как известно, существует два вида нарушения слуха: глухота (глухие дети) — нарушение слуха, при котором невозможно восприятие речи; тугоухость (слабослышащие дети) — более легкая степень нарушения

Индивидуальное занятие по своему назначению и программному материалу является одной из форм учебной деятельности, в которой заложена тесная связь с фронтальными уроками и другими уроками образовательного цикла. В школе проводятся индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с учащимися со слуховой депривацией и индивидуальные логопедические занятия по коррекции нарушений речи.

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными...

- при работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья тьютор должен знать физиологические и психологические особенности, что позволяет учитывать сильные и слабые стороны учащихся и определять варианты взаимодействия с ними; - в компетенции тьютора обязательно входит предоставление информации педагогу о поведенческих особенностях учащегося с ограниченными возможностями здоровья, особенностях усвоения им учебного материала, помощь в корректировки учебного плана в соответствии с особенностями учащегося с ограниченными возможностями здоровья; - основной метод работы тьютора с детьми с ограниченными возможностями здоровья — наблюдение, направленное на отслеживания характерных форм поведения и фиксации его изменения у детей, так как своевременно отмеченные изменения в поведении ребенка с ограниченными возможностями здоровья...

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ...

Ключевые слова: подросток с ОВЗ, адаптация, школа, ребенок, родители, психолого-педагогическое сопровождение, обучение и воспитание. Человеку в любом возрасте необходимо умение приспосабливаться к условиям окружающей социальной среды. Этот процесс происходит на протяжении всей его жизни.

В ходе проведенного исследования автором статьи были сформулированы следующие выводы: Подростки с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности к адаптации в образовательной среде и нуждаются в организации и специальных условиях. Нам удалось подтвердить, что существуют достоверные различия в способностях к адаптации у подростков с ограниченными возможностями и условно здоровых подростков.

Характеристики личностных особенностей подростков с ОВЗ по...

Они являются учащимися разных школ г. Воронежа, где применяются различные формы обучения. Обучение в классе общеобразовательной школы, обучение на базе РЦДПОВ — реабилитационный центр, в таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения МОУСОШ.

Потребность в общении превышает ее активность во всех группах испытуемых обучающихся в общеобразовательной школе. Для подростков с ОВЗ обучающихся на базе центра типичным оказалось преобладание максимального уровня адаптированности, участие в различных видах деятельности вне зависимости от принадлежности школьника к определенной нозологической группе (68,4 %), высокий уровень.

Похожие статьи

Специфика инклюзивного образования | Статья в сборнике...

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Социализации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья проходит успешно, он функционирует как полноценный член общества. [1]. Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все учащиеся, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности

Поскольку у людей с ограниченными возможностями расширяются другие каналы восприятия мира, обостряются другие чувства, необходимо предоставить им возможность общаться на уровне современного общества, задействовать их интеллектуальный потенциал, чтобы развивать участие инвалидов в нашей жизни.

Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы...

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья также испытывают трудности в овладении историческими, литературоведческими и другими знаниями и умениями, не могут полно и самостоятельно использовать полученные знания в практической деятельности. К наиболее часто встречающимся нарушениям относят неустойчивость мыслительных операций, слабость обобщения, более легкое выделение признаков различия и затруднения в

Но вместе с тем, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в состоянии справиться с описанными выше затруднениями и освоить программу специальной коррекционной школы, если учитель своевременно оказывает им специфическую помощь и поддержку. При организации коррекционных занятий следует исходить из индивидуальных возможностей детей – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах...

Исследование уровня осознанности делинквентного поведения...

– 2018 год, город Пермь, совершено вооруженное нападение на учеников младших классов и учителя школы. – 2018 год, город Керчь в результате взрыва и стрельбы, устроенного подростком в колледже, погибли 21 человек, пострадали 67 человек. – 2021 год, города Казань, Пермь и снова вооруженные нападения в школе.

В нашей работе, актуальность которой не вызывает сомнений, мы предпринимаем попытку обнаружить своеобразие личностных черт, влияющих на осознанность делинквентного поведения. Настоящее исследование было реализовано в г. Самаре на выборке подростков из 25 человек.

Остальные характеристики говорят о том, что подростки ситуативно делинквентные показывают возможность продуктивного использования своих как достоинств, так и недостатков, в то время как для ребят из второй группы, те же характеристики могут стать препятствием адаптации в социуме.

Готовность современной школы к реализации инклюзивного...

Ключевые слова: инклюзивный подход в образовании, дети с ОВЗ, показатели инклюзивного образования, реализация инклюзивной культуры и практики. Приоритетным направлением государственной политики России в области образования в настоящее время является организация инклюзивного образования. В его основе лежит идея выстраивания равного отношения ко всем детям, но ориентирующая на создание особых условий для организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии.

Установлено, что практически все респонденты (98 %) относятся положительно к детям-инвалидам, 64 % опрошенных интересуют вопросы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Нами исследовано также видение проблемы распространения инклюзивного подхода в образовании детей с ОВЗ с позиции педагогов современной школы.

Использование цифровых образовательных ресурсов...

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению обычных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Рассмотрим категории детей с ограниченными возможностями здоровья: нарушение зрения, нарушение слуха, ЗПР, зарушение интеллектуального развития,ТНР, нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройство поведения и общения, комплексное нарушение развития.

Работа с использование компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух.

Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном...

Коррекционно-образовательная система школы ориентирована на весь состав учащихся и обусловлена желанием педагогического коллектива обучать всех детей, поступивших в школу: - Это обучающиеся с нарушенной слуховой функцией. Как известно, существует два вида нарушения слуха: глухота (глухие дети) — нарушение слуха, при котором невозможно восприятие речи; тугоухость (слабослышащие дети) — более легкая степень нарушения

Индивидуальное занятие по своему назначению и программному материалу является одной из форм учебной деятельности, в которой заложена тесная связь с фронтальными уроками и другими уроками образовательного цикла. В школе проводятся индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с учащимися со слуховой депривацией и индивидуальные логопедические занятия по коррекции нарушений речи.

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными...

- при работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья тьютор должен знать физиологические и психологические особенности, что позволяет учитывать сильные и слабые стороны учащихся и определять варианты взаимодействия с ними; - в компетенции тьютора обязательно входит предоставление информации педагогу о поведенческих особенностях учащегося с ограниченными возможностями здоровья, особенностях усвоения им учебного материала, помощь в корректировки учебного плана в соответствии с особенностями учащегося с ограниченными возможностями здоровья; - основной метод работы тьютора с детьми с ограниченными возможностями здоровья — наблюдение, направленное на отслеживания характерных форм поведения и фиксации его изменения у детей, так как своевременно отмеченные изменения в поведении ребенка с ограниченными возможностями здоровья...

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ...

Ключевые слова: подросток с ОВЗ, адаптация, школа, ребенок, родители, психолого-педагогическое сопровождение, обучение и воспитание. Человеку в любом возрасте необходимо умение приспосабливаться к условиям окружающей социальной среды. Этот процесс происходит на протяжении всей его жизни.

В ходе проведенного исследования автором статьи были сформулированы следующие выводы: Подростки с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности к адаптации в образовательной среде и нуждаются в организации и специальных условиях. Нам удалось подтвердить, что существуют достоверные различия в способностях к адаптации у подростков с ограниченными возможностями и условно здоровых подростков.

Характеристики личностных особенностей подростков с ОВЗ по...

Они являются учащимися разных школ г. Воронежа, где применяются различные формы обучения. Обучение в классе общеобразовательной школы, обучение на базе РЦДПОВ — реабилитационный центр, в таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения МОУСОШ.

Потребность в общении превышает ее активность во всех группах испытуемых обучающихся в общеобразовательной школе. Для подростков с ОВЗ обучающихся на базе центра типичным оказалось преобладание максимального уровня адаптированности, участие в различных видах деятельности вне зависимости от принадлежности школьника к определенной нозологической группе (68,4 %), высокий уровень.

Задать вопрос