В данной статье рассматривается и раскрывается понятие коммуникации в системе международных отношений, изучается вопрос значимости коммуникаций в управлении международными проектами.
Ключевые слова: коммуникация, международные отношения, международные проекты, международная коммуникация, управление международными проектами.
При рассмотрении множества событий и явлений в теории международных отношений, термин «коммуникация» используется достаточно часто. Обычно он отражает взаимодействие людей из разных стран и континентов. Такие словосочетания как: межкультурная коммуникация, международные коммуникации в последнее десятилетие стали употребляться значительно чаще, благодаря глобализации.
Понятие коммуникация происходит от латинского слова «communication», что означает «сообщение, связь». Хотя и общий смысл понятия остался таким же, с течением времени он приобрел и другую окраску, которая послужила основой для новых толкований.
К примеру, если брать за основу само определение коммуникации, она представляет собой процесс передачи сообщений и иных сигналов при общении между людьми. А в современном понимании она может трактоваться как передача информации, либо обмен информацией и знаниями между объектами с помощью высоких технологий, через Internet.
Также, для совершения коммуникации необходимо учитывать, что нужны следующие компоненты: объект коммуникации, его передатчик (субъект), приемник (2-й субъект), средства передачи и приема информации об объекте, а также канал, по которому передается информация о нем. Стоит заметить, что эти базовые компоненты коммуникации участвуют и в связях системы международных отношений с ее внутренней и внешней средой.
В системе международных отношений коммуникация является следствием взаимодействия государств. Коммуникация возникает в результате их внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности. Сама основа международных отношений намного обширнее и интереснее. Она включает в себя не только сотрудничество между странами по поводу обмена или передачи какой-либо информации, но и подразумевает обмен материальными и духовными ценностями, а также ресурсами. Эти взаимодействия также являются коммуникацией.
Без коммуникации не обойтись и в международных проектах и программах. Она является основой всех взаимодействий как между крупными корпорациями, так и между странами.
Проектом называется временное предприятие, целью которого является создание уникального продукта, услуги или определенный результат. Проекты к прямым или косвенным образом могут воздействовать на все среды жизни человека.
Многие международные проекты представляют собой уникальную последовательность четко определенных действий, которые направлены на получение конкретных результатов с наибольшей выгодой или с минимальными потерями.
Международные проекты отличает сложность в выполнении, большие масштабы, количество затрачиваемых ресурсов, количество людей, играющих роль в выполнении проекта, и конечно, значительная стоимость. К тому же, они играют важную, если не ключевую роль в экономической и политической сфере тех государств, для которых они были разработаны. Данные проекты всегда основаны на взаимовыгодных отношениях и возможностях для всех участников проекта, т. е. партнеров.
По результатам различных исследований, руководители проектов тратят на коммуникацию в среднем около 70 % времени, а это почти шесть часов из восьмичасового рабочего дня.
Согласно исследованию PMI о роли коммуникации, на каждый миллиард долларов, потраченный на проект, 135 миллионов — это средняя стоимость рисков и 56 % из этих 135 миллионов или 75 миллионов долларов — это риски, которые случаются из-за неэффективной коммуникации. Также статистика говорит, что 70 % крупных проектов, не достигших успеха, не достигли его из-за проблем в планировании и коммуникации.
Таким образом, можно утверждать, что коммуникация является проводником и основой успешного проекта. Но и она должна строиться правильном образом, а для этого нужно знать основные ошибки при планировании проектов и вовремя их устранять или вообще не допускать.
Какие же проблемы могут возникнуть при реализации проекта? Наиболее очевидная — языковой барьер. Не учитывая его, вы рискуете не только не выполнить проект в срок, но и финансово потерпеть убытки, так как затраты на переводчиков, перевод документации и ведение переговоров довольно существенны.
Вторая проблема — это разные менталитеты. При построении коммуникации в международном проекте важно помнить, что помимо разного языка у людей восприятие множества повседневных вещей может существенно отличаться. К примеру, длительность рабочего дня, время на перерыв и др.
Возвращаемся к теме взаимопонимания и упрощения коммуникации, следует отметить важность единой терминологии в проекте. Решением этой проблемы может стать составление общих глоссариев, а также внимательное отслеживание того, правильно ли участники проекта понимают и используют терминологию.
Последняя сложность в международных проектах — это разница во времени. Хотя и причина довольно банальна, почему-то во многих крупных проектах ее забывают учитывать. Но о ней очень важно не забывать, поскольку из небольшого неудобства она легко сможет стать критической проблемой, если, к примеру, между участниками проекта 15 часов разницы. Следствием этой проблемы являются большие временные задержки на принятие решений, сдвиг рабочего дня, оплата сверхурочных или оборудования для работы из дома и сдвиги сроков выполнения проекта. Чтобы такого не произошло, обо всем этом необходимо подумать на этапе планирования коммуникации между участниками проекта.
В завершение стоит отметить то, что коммуникация является базовым аспектом управления международными проектами. Необходимо подчеркнуть, что международная коммуникация — это сложный и многогранный процесс, построенный на культурных, социальных, экономических и политических параметрах. Изучение данных факторов способствует не только построению эффективной коммуникации, но и преодолению барьеров в сфере управления проектами.
Литература:
- Гонтарева, И. В. Управление проектами / И. В. Гонтарева, Р. М. Нижегородцев, Д. А. Новиков. — М.: КД Либроком, 2018. — 384 c.
- Кондратов А. И. Коммуникации в системе международных отношений, М.: Экономика, 2011. — С.106
- Костылева, Н. В. Управление коммуникациями в менеджменте: учеб. пособие / Н. В. Костылева, И. В. Котляревская, Ю. А. Мальцева.— Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 127
- Чемоданова, О. Н. Управление коммуникациями как фактор операционного менеджмента / О. Н. Чемоданова // Управленческие науки в современном мире. — 2016. — № 1. — С. 286–289.