В данной статье рассмотрена проектная деятельность в рамках образовательной области «Технология».
Ключевые слова: умение, проектная деятельность, предмет Технология.
В настоящие время актуальным становится использование в обучении методов и приемов, формирующих и развивающих умение обучающихся уметь делать выводы и умозаключение, собирать и анализировать необходимую информацию. На сегодняшний день в школе есть возможность для развития особого типа мышления — проектного, направленного на умение видеть проблему, выбирать наиболее оптимальный путь ее достижения, осуществлять рефлексию.
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859–1952) [2, с. 65].
Проектная работа в школе — это составляющая часть образовательного процесса. Это инновационный метод, который соединяет в себе такие компоненты как игровой, творческий, научный и учебно-познавательный [1, с. 10]. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Проектная деятельность включает ряд условных этапов: организационно-подготовительный, технологический и заключительный. Проектная деятельность, как и любая другая, имеет свои принципы: прогностичности, пошаговости, нормирования, продуктивности, культурной аналогии и саморазвития [4, с. 21].
Школьники во время выполнения проекта приобретают много различных знаний и умения, которые пригодятся им в будущем: умение правильно определить цель исследования; умение самостоятельно поставить, сформулировать проблему, задачи; умение планировать и оценивать свою работу; умение генерировать идеи; способность аналитически мыслить, обобщать, анализировать изучаемый материал, научную литературу по проблеме; умение делать выводы; организовывать проектную работу; быть коммуникабельным, выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, уметь аргументировано говорить, выслушивать других, с достоинством выходить из острых ситуаций.
Следует признать, что предмет «Технология» занимает одно из ведущих мест в современной школе, как целостной педагогической системе. В рамках образовательной области «Технология» используется метод проектов, как один из основных методов обучения данному предмету. На уроке технологии проекты в настоящее время занимают значимое место. Это объясняется тем, что они позволяют формировать коммуникативные навыки, что очень важно для формирующихся личностей.
Начиная с начальной школы в предмете «Технология» предусматривается выполнение проектов. В 7 классах обучающие уже могут выполнять более сложные изделия, работать с различными материалами, в том числе, с фоамираном. Работая с этим материалом, учащиеся приобретают новые для них умения и навыки, развивают творческое мышление и моторику рук, учатся аккуратности.
Фоамиран — это искусственный материал, изготовленный из мягкой пористой резины. Данный материал совершено, не токсичен, поэтому с ним спокойно могут работать дети. Свойство фоамирана: фоамиран имеет память (он очень пластичен, при нагревании и незначительном растяжении очень легко моделируется и принимает нужную форму, при этом он «запоминает» такое положение и остаётся в нём в дальнейшем); фоамиран очень плохо впитывает влагу (изделия из пластичной замши можно мыть водой, это никак не повлияет на качество материала, он останется в первозданном состоянии); фоамиран очень приятный на ощупь (из-за пористой структуры он мягкий и бархатистый); очень легко режется и не оставляет острых краёв по линии среза; материал, не смотря на свою синтетическую основу экологически чистый и не токсичен. Поэтому материал без лишних мер безопасности может быть применен даже детьми в своих подделках. Из отрицательных свойств можно отметить его деформацию при воздействии повышенных температур и не убираемые следы, которые остаются на материале от колющих предметов, при этом данное свойство фоамирана можно превратить как в плюс, так и в минус. С ним работать нужно предельно осторожно, т. к. могут остаться следы от ногтей.
Фоамиран имеет широкое применение. Предоставляю примерный тематический банк проектов из фоамирана для 7 класса: настенное панно; мягкая игрушка; украшения для дома; ночной светильник; композиция из цветов; куклы; украшения для волос; шкатулка; декор для одежды.
Проектная деятельность стимулирует интерес к знаниям и способствует формированию ключевых компетентностей учащихся. Работа с фоамираном в проектной деятельности учащихся 7 классов пополняет багаж знаний и умений детей, которые они могут применить в дальнейшем на практике.
Литература:
1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. — Москва, 2000.
2. Поляничева Н. О. Роль проектной деятельности в достижении современных образовательных результатов. — Чита, 2015.
3. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников. — Москва: АРКТИ, 2005.
4. Чечель И. Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям. — Москва: МИПКРО, 2001