Аналитические группировки готовой продукции на основе АВС- и XYZ-анализа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 24.11.2020

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Турышева, Е. С. Аналитические группировки готовой продукции на основе АВС- и XYZ-анализа / Е. С. Турышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 177-179. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75308/ (дата обращения: 03.03.2021).



Одной из главных проблем бизнеса является дефицит оборотных средств. В большинстве предприятий наиболее существенная часть оборотных средств сконцентрирована на складе, в виде запаса готовой продукции. Таким образом, контроль за запасами готовой продукции представляет собой важнейшую составляющую ритмичной работы социально-экономической и технической систем. Долгое хранение продукции на складах приводит к дополнительным существенным затратам. Поэтому большую актуальность приобретают методы и модели, разработанные и разрабатываемые в настоящее время отечественными и зарубежными специалистами, направленные на оптимизацию параметров систем управления запасами.

Ключевые слова: готовая продукция, группировка, анализ, модель, система, предприятие, склад.

One of the main problems of business is the shortage of working capital. In most enterprises, the most significant part of working capital is concentrated in the warehouse, in the form of a stock of finished products. Thus, inventory control is an essential component of the rhythmic operation of socio-economic and technical systems. Long-term storage of products in warehouses leads to additional significant costs. Therefore, methods and models developed and currently being developed by domestic and foreign specialists aimed at optimizing the parameters of inventory management systems are becoming more relevant.

Keywords: finished products, grouping, analysis, model, system, enterprise, warehouse.

Управление товарным ассортиментом предприятия представляет собой формирование определенной логистической системы на уровне отдельных объектов. Одним из ключевых моментов в деятельности подобных организаций выступает направление по формированию оптимального ассортимента упаковочных материалов, доступных по цене для разных сегментов потребителей. При этом, эффективное управление товарным ассортиментом позволяет сократить количество продаж невостребованных видов продукции, ускорить товарооборот, уменьшить риск списания товаров в связи с браком, снизить излишки товаров, а также минимизировать сумму затрат, связанную с хранением. Наиболее доступным методом мониторинга товарного ассортимента выступает логистический подход, основанный на классификации товарооборота и товарных запасов (АВС — анализ), и их классификации по структуре потребления (XYZ– анализ).

АВС-анализ является обобщение эмпирического принципа Парето, согласно которому приблизительно 20 % видов продукции приносят организации 80 % прибыли. В процессе проведения АВС-анализа производится ранжирование всего списка продукции по одному или нескольким критериям с последующим разделением списка на 3 категории-группы. Целью АВС-анализа видов продукции является выявление наиболее ценных для организации товаров для более рационального использования ресурсов, затрачиваемых на взаимодействие с ними.

Этот метод предполагает деление объектов анализа на три группы:

– группа А — незначительное количество объектов, с высоким удельным весом по выбранному показателю;

– группа В — среднее количество объектов, со средним удельным весом по выбранному показателю;

– группа С — большое количество объектов, с невысоким удельным весом по выбранному показателю.

Параллельно был проведен XYZ–анализ, который используется для оценки характера потребления продуктов. [7] Для проведения данного анализа необходима динамика продаж за анализируемый период. Они распределены в порядке уменьшения их стоимости и рассчитан удельный вес продаж каждой ассортиментной позиции. В основе XYZ–анализа лежит определение коэффициента вариации, как отношение среднеквадратического отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых параметров:

, где

— коэффициент вариации;

среднеарифметическое;

— значение параметра по оцениваемому объекту за i-ый период;

количество значений в статистическом ряде.

В результате проведенного XYZ–анализа в группу Х включены виды продукции с коэффициентом вариации менее 10 %, при этом потребление из группы X имеет почти стабильный характер. Группа Y включает продукцию с коэффициентом вариации от 10 % до 25 %, и она характеризуется определенными тенденциями потребления (например, сезонностью) или нестабильностями (непостоянство потребления). Потребность в группе Z является стохастической, коэффициент вариации составляет более 25 %, наблюдается ежемесячное непостоянство потребления и недельная предсказуемость.

Анализы ABC и XYZ лучше всего работают в паре, для более точной оценки эффективности предприятия. Объединение результатов АВС и XYZ-анализов — популярный подход к управлению товарным ассортиментом. Если АВС-анализ позволяет оценить вклад каждого продукта в структуру сбыта, то XYZ–анализ позволяет оценить скачки сбыта и его нестабильность. Существует 2 метода объединения результатов: параллельный и последовательный. Для данного анализа применим параллельный способ, который предполагает построение матрицы по заданному количеству критериев, анализ и работу с каждой категорией в ячейке матрицы (рисунок 2).

Совмещенная матрица ABC и XYZ–анализа

Рис. 1. Совмещенная матрица ABC и XYZ–анализа

Исходя из этого следует выделить 4 укрупненные группы:

  1. АХ, AY, BX, CX— товары, которые обеспечивают основной товарооборот и стабильно продаются, поэтому необходимо обеспечивать постоянное их наличие.
  2. AZ— категория, на которую надо обратить внимание. Важные товары, но с абсолютно не стабильными продажами.
  3. BY, BZ, CY—средняя группа
  4. CZ—категория требует вдумчивого анализа. Эти товары можно выводить из ассортимента, если они не новые, элитные и т. д.

Таким образом, для позиций, входящих в группу АХ, предприятию следует рассчитать оптимальный размер заказа и рассмотреть возможность применение технологии «точно в срок», позиции, входящие в группу AZ, следует контролировать ежедневно. Из-за больших колебаний спроса здесь необходимо предусмотреть страховой запас. Управление запасами по позициям, входящим в группы BX, BY, BZ, может осуществляться как по одинаковым, так и по индивидуальным технологиям (по срокам планирования, по способам доставки). Планирование запасов по товарным позициям, входящим в группы CX, CY, CZ, может осуществляться на более длительный период, например, на квартал, с ежедневной или ежемесячной проверкой наличия запаса на складе. На основе полученных результатов менеджеры могут принимать стратегические и логистически обоснованные решения. Таким образом, предприятие будет нести минимальные убытки и функционировать на положительном уровне.

Проведенная группировка готовой продукции позволяет по каждой выделенной группе просмотреть боле детально коэффициент оборачиваемости и выделить равномерность продаж (рисунок 2).

Коэффициент оборачиваемости готовой продукции по выделенным группам в среднем за календарный год

Рис. 2. Коэффициент оборачиваемости готовой продукции по выделенным группам в среднем за календарный год

Наименьший коэффициент оборачиваемости приходится на группу АZ– 0,01, которая характеризуется абсолютно нестабильными продажами. Наибольшее значение данного показателя у группы АХ — 0,79, которой свойственно стабильность продаж выбранных товарных позиций для исследования. Таким образом, внедрение интегрированного ABC и XYZ–анализа в практическую работу предприятия позволит более эффективно управлять товарными запасами и ассортиментом, что приведет к ускорению товарооборота, уменьшению излишков запасов на складе, обозначить цикличность спроса отдельных видов продукции.

Литература:

  1. Альбертин С. В. Когнитивное моделирование как способ научного познания и творчества // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/16289 (дата обращения: 29.09.2017).
  2. Иванова О. Е. Методика когнитивного анализа управления затратами промышленного сектора экономики / О. Е. Иванова, М. А. Козлова // Материалы Международной научно — практической конференции «Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки». — Курган, 2016. — С. 63–67.
  3. Иванова О. Е. Управление затратами экономики как слабоструктурированной системой / О. Е. Иванова, М. А. Козлова // Материалы Международной научно — практической конференции «Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе». — Тюмень, 2016. — С. 67–70.
  4. Кулинич А. А. Субъектно-ориентированная система концептуального моделирования «Канва». Материалы 1-й Международной конференции «Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций». — Москва, октябрь, 2001 г. — С. 12–18.
  5. Максимов В. И. Когнитивные технологии для поддержки принятия управленческих решений [Текст] / В. И. Максимов, Е. К. Корноушенко, С. В. Качаев. — М.: Институт управления проблем управления РАН, 2007. — 248 с.
  6. Робертс Ф. С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экономическим задачам. — М.: Наука, 1986. — 350 с.
  7. Управление взаимодействием с клиентами коммерческой организации на основе методов сегментации и кластеризации клиентской базы. / А. Ф. Галямов, С. В. Тархов // Вестник УГАТУ. — № 4–2014 — С.149–156.
Основные термины (генерируются автоматически): XYZ, ABC, анализ, готовая продукция, коэффициент вариации, группа, выбранный показатель, товарный ассортимент, вид продукции, коэффициент оборачиваемости.


Задать вопрос