Аналитические группировки готовой продукции на основе АВС- и XYZ-анализа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 24.11.2020

Статья просмотрена: 213 раз

Библиографическое описание:

Турышева, Е. С. Аналитические группировки готовой продукции на основе АВС- и XYZ-анализа / Е. С. Турышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 177-179. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75308/ (дата обращения: 26.04.2024).



Одной из главных проблем бизнеса является дефицит оборотных средств. В большинстве предприятий наиболее существенная часть оборотных средств сконцентрирована на складе, в виде запаса готовой продукции. Таким образом, контроль за запасами готовой продукции представляет собой важнейшую составляющую ритмичной работы социально-экономической и технической систем. Долгое хранение продукции на складах приводит к дополнительным существенным затратам. Поэтому большую актуальность приобретают методы и модели, разработанные и разрабатываемые в настоящее время отечественными и зарубежными специалистами, направленные на оптимизацию параметров систем управления запасами.

Ключевые слова: готовая продукция, группировка, анализ, модель, система, предприятие, склад.

One of the main problems of business is the shortage of working capital. In most enterprises, the most significant part of working capital is concentrated in the warehouse, in the form of a stock of finished products. Thus, inventory control is an essential component of the rhythmic operation of socio-economic and technical systems. Long-term storage of products in warehouses leads to additional significant costs. Therefore, methods and models developed and currently being developed by domestic and foreign specialists aimed at optimizing the parameters of inventory management systems are becoming more relevant.

Keywords: finished products, grouping, analysis, model, system, enterprise, warehouse.

Управление товарным ассортиментом предприятия представляет собой формирование определенной логистической системы на уровне отдельных объектов. Одним из ключевых моментов в деятельности подобных организаций выступает направление по формированию оптимального ассортимента упаковочных материалов, доступных по цене для разных сегментов потребителей. При этом, эффективное управление товарным ассортиментом позволяет сократить количество продаж невостребованных видов продукции, ускорить товарооборот, уменьшить риск списания товаров в связи с браком, снизить излишки товаров, а также минимизировать сумму затрат, связанную с хранением. Наиболее доступным методом мониторинга товарного ассортимента выступает логистический подход, основанный на классификации товарооборота и товарных запасов (АВС — анализ), и их классификации по структуре потребления (XYZ– анализ).

АВС-анализ является обобщение эмпирического принципа Парето, согласно которому приблизительно 20 % видов продукции приносят организации 80 % прибыли. В процессе проведения АВС-анализа производится ранжирование всего списка продукции по одному или нескольким критериям с последующим разделением списка на 3 категории-группы. Целью АВС-анализа видов продукции является выявление наиболее ценных для организации товаров для более рационального использования ресурсов, затрачиваемых на взаимодействие с ними.

Этот метод предполагает деление объектов анализа на три группы:

– группа А — незначительное количество объектов, с высоким удельным весом по выбранному показателю;

– группа В — среднее количество объектов, со средним удельным весом по выбранному показателю;

– группа С — большое количество объектов, с невысоким удельным весом по выбранному показателю.

Параллельно был проведен XYZ–анализ, который используется для оценки характера потребления продуктов. [7] Для проведения данного анализа необходима динамика продаж за анализируемый период. Они распределены в порядке уменьшения их стоимости и рассчитан удельный вес продаж каждой ассортиментной позиции. В основе XYZ–анализа лежит определение коэффициента вариации, как отношение среднеквадратического отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых параметров:

, где

— коэффициент вариации;

среднеарифметическое;

— значение параметра по оцениваемому объекту за i-ый период;

количество значений в статистическом ряде.

В результате проведенного XYZ–анализа в группу Х включены виды продукции с коэффициентом вариации менее 10 %, при этом потребление из группы X имеет почти стабильный характер. Группа Y включает продукцию с коэффициентом вариации от 10 % до 25 %, и она характеризуется определенными тенденциями потребления (например, сезонностью) или нестабильностями (непостоянство потребления). Потребность в группе Z является стохастической, коэффициент вариации составляет более 25 %, наблюдается ежемесячное непостоянство потребления и недельная предсказуемость.

Анализы ABC и XYZ лучше всего работают в паре, для более точной оценки эффективности предприятия. Объединение результатов АВС и XYZ-анализов — популярный подход к управлению товарным ассортиментом. Если АВС-анализ позволяет оценить вклад каждого продукта в структуру сбыта, то XYZ–анализ позволяет оценить скачки сбыта и его нестабильность. Существует 2 метода объединения результатов: параллельный и последовательный. Для данного анализа применим параллельный способ, который предполагает построение матрицы по заданному количеству критериев, анализ и работу с каждой категорией в ячейке матрицы (рисунок 2).

Совмещенная матрица ABC и XYZ–анализа

Рис. 1. Совмещенная матрица ABC и XYZ–анализа

Исходя из этого следует выделить 4 укрупненные группы:

  1. АХ, AY, BX, CX— товары, которые обеспечивают основной товарооборот и стабильно продаются, поэтому необходимо обеспечивать постоянное их наличие.
  2. AZ— категория, на которую надо обратить внимание. Важные товары, но с абсолютно не стабильными продажами.
  3. BY, BZ, CY—средняя группа
  4. CZ—категория требует вдумчивого анализа. Эти товары можно выводить из ассортимента, если они не новые, элитные и т. д.

Таким образом, для позиций, входящих в группу АХ, предприятию следует рассчитать оптимальный размер заказа и рассмотреть возможность применение технологии «точно в срок», позиции, входящие в группу AZ, следует контролировать ежедневно. Из-за больших колебаний спроса здесь необходимо предусмотреть страховой запас. Управление запасами по позициям, входящим в группы BX, BY, BZ, может осуществляться как по одинаковым, так и по индивидуальным технологиям (по срокам планирования, по способам доставки). Планирование запасов по товарным позициям, входящим в группы CX, CY, CZ, может осуществляться на более длительный период, например, на квартал, с ежедневной или ежемесячной проверкой наличия запаса на складе. На основе полученных результатов менеджеры могут принимать стратегические и логистически обоснованные решения. Таким образом, предприятие будет нести минимальные убытки и функционировать на положительном уровне.

Проведенная группировка готовой продукции позволяет по каждой выделенной группе просмотреть боле детально коэффициент оборачиваемости и выделить равномерность продаж (рисунок 2).

Коэффициент оборачиваемости готовой продукции по выделенным группам в среднем за календарный год

Рис. 2. Коэффициент оборачиваемости готовой продукции по выделенным группам в среднем за календарный год

Наименьший коэффициент оборачиваемости приходится на группу АZ– 0,01, которая характеризуется абсолютно нестабильными продажами. Наибольшее значение данного показателя у группы АХ — 0,79, которой свойственно стабильность продаж выбранных товарных позиций для исследования. Таким образом, внедрение интегрированного ABC и XYZ–анализа в практическую работу предприятия позволит более эффективно управлять товарными запасами и ассортиментом, что приведет к ускорению товарооборота, уменьшению излишков запасов на складе, обозначить цикличность спроса отдельных видов продукции.

Литература:

  1. Альбертин С. В. Когнитивное моделирование как способ научного познания и творчества // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/16289 (дата обращения: 29.09.2017).
  2. Иванова О. Е. Методика когнитивного анализа управления затратами промышленного сектора экономики / О. Е. Иванова, М. А. Козлова // Материалы Международной научно — практической конференции «Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки». — Курган, 2016. — С. 63–67.
  3. Иванова О. Е. Управление затратами экономики как слабоструктурированной системой / О. Е. Иванова, М. А. Козлова // Материалы Международной научно — практической конференции «Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе». — Тюмень, 2016. — С. 67–70.
  4. Кулинич А. А. Субъектно-ориентированная система концептуального моделирования «Канва». Материалы 1-й Международной конференции «Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций». — Москва, октябрь, 2001 г. — С. 12–18.
  5. Максимов В. И. Когнитивные технологии для поддержки принятия управленческих решений [Текст] / В. И. Максимов, Е. К. Корноушенко, С. В. Качаев. — М.: Институт управления проблем управления РАН, 2007. — 248 с.
  6. Робертс Ф. С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экономическим задачам. — М.: Наука, 1986. — 350 с.
  7. Управление взаимодействием с клиентами коммерческой организации на основе методов сегментации и кластеризации клиентской базы. / А. Ф. Галямов, С. В. Тархов // Вестник УГАТУ. — № 4–2014 — С.149–156.
Основные термины (генерируются автоматически): XYZ, ABC, анализ, готовая продукция, коэффициент вариации, группа, выбранный показатель, товарный ассортимент, вид продукции, коэффициент оборачиваемости.


Похожие статьи

АВС-, XYZ-анализ спроса на светотехническую продукцию

ABC-анализ позволяет изучить ассортимент товара по критерию его прибыльности для продавца, XYZ-анализ дает возможность исследовать товары по уровню стабильности спроса. Свои истоки ABC анализ берет в работе известного итальянского экономиста — Парето.

товар, ABC, III, светотехническая продукция, XYZ, коэффициент...

Худшие показатели оборачиваемости и продаж на 1 м2 площади склада наблюдаются у товаров групп 20, 21, 27 и 06.

АВС-, XYZ-анализ спроса на светотехническую продукцию.

Управление запасами сырья и готовой продукции... запас, готовая продукция, затрата, день...

Применение ABC-XYZ-анализа при планировании семейного...

Данные виды анализа требуют большого количества информации. В течение 2020 года

АВС-анализ — это метод, который позволяет классифицировать статьи бюджета по степени их

В результате проведения ABC-анализа можно выделить следующие группы бюджета...

Ассортиментная политика как фактор стратегического развития...

Коэффициент вариации — это отношение среднего квадратического отклонения к среднему арифметическому значению измеряемых параметров. Первым шагом является вычисление среднего квадратического отклонения вариационного ряда по следующей формуле

АВС-анализ как инструмент анализа результатов управления...

– отнести выбранные объекты к определенной группе. Товары группы А — это объекты

АВСанализ по товарным единицам не применим там, где осуществляется ежемесячное

АВСанализ окажется неправильным там, где учет ведется с изменениями в товарной...

KPI в управлении запасами предприятия | Статья в журнале...

Коэффициент оборачиваемости запасов показывает нам скорость «работы» запасов, т. е. сколько раз в течение определенного периода (как правило, года) запасы сырья и материалов были переработаны в готовую продукцию, продажа которой была осуществлена в течение...

Методика анализа розничного товарооборота...

Анализ структуры ассортимента включает в себя проведение ABC и XYZ анализов. ABC-анализ — это анализ ассортимента, объема

Границы групп могут быть установлены индивидуально каждым торговым предприятием. Коэффициент вариации — это величина...

Совершенствование политики управления товарными запасами...

Определение ассортимента продукции организации; Расчет нормы прибыли по каждой товарной

Результаты оформим в виде таблицы 2. Таблица 2. АВС-анализ товарных групп ООО

товар, ABC, III, светотехническая продукция, XYZ, коэффициент вариации спроса...

Анализ товарных запасов на примере ООО «Донцова»

Ассортимент товаров — это множество их групп и подгрупп, видов и разновидностей

Анализ ассортимента и структуры проводится по товарам, которые сгруппированы в 9 товарных

Снизилась доля удельного веса алкогольной продукции, в связи, с чем потери в...

Похожие статьи

АВС-, XYZ-анализ спроса на светотехническую продукцию

ABC-анализ позволяет изучить ассортимент товара по критерию его прибыльности для продавца, XYZ-анализ дает возможность исследовать товары по уровню стабильности спроса. Свои истоки ABC анализ берет в работе известного итальянского экономиста — Парето.

товар, ABC, III, светотехническая продукция, XYZ, коэффициент...

Худшие показатели оборачиваемости и продаж на 1 м2 площади склада наблюдаются у товаров групп 20, 21, 27 и 06.

АВС-, XYZ-анализ спроса на светотехническую продукцию.

Управление запасами сырья и готовой продукции... запас, готовая продукция, затрата, день...

Применение ABC-XYZ-анализа при планировании семейного...

Данные виды анализа требуют большого количества информации. В течение 2020 года

АВС-анализ — это метод, который позволяет классифицировать статьи бюджета по степени их

В результате проведения ABC-анализа можно выделить следующие группы бюджета...

Ассортиментная политика как фактор стратегического развития...

Коэффициент вариации — это отношение среднего квадратического отклонения к среднему арифметическому значению измеряемых параметров. Первым шагом является вычисление среднего квадратического отклонения вариационного ряда по следующей формуле

АВС-анализ как инструмент анализа результатов управления...

– отнести выбранные объекты к определенной группе. Товары группы А — это объекты

АВСанализ по товарным единицам не применим там, где осуществляется ежемесячное

АВСанализ окажется неправильным там, где учет ведется с изменениями в товарной...

KPI в управлении запасами предприятия | Статья в журнале...

Коэффициент оборачиваемости запасов показывает нам скорость «работы» запасов, т. е. сколько раз в течение определенного периода (как правило, года) запасы сырья и материалов были переработаны в готовую продукцию, продажа которой была осуществлена в течение...

Методика анализа розничного товарооборота...

Анализ структуры ассортимента включает в себя проведение ABC и XYZ анализов. ABC-анализ — это анализ ассортимента, объема

Границы групп могут быть установлены индивидуально каждым торговым предприятием. Коэффициент вариации — это величина...

Совершенствование политики управления товарными запасами...

Определение ассортимента продукции организации; Расчет нормы прибыли по каждой товарной

Результаты оформим в виде таблицы 2. Таблица 2. АВС-анализ товарных групп ООО

товар, ABC, III, светотехническая продукция, XYZ, коэффициент вариации спроса...

Анализ товарных запасов на примере ООО «Донцова»

Ассортимент товаров — это множество их групп и подгрупп, видов и разновидностей

Анализ ассортимента и структуры проводится по товарам, которые сгруппированы в 9 товарных

Снизилась доля удельного веса алкогольной продукции, в связи, с чем потери в...

Задать вопрос