Разработка стратегии коррекции уровня фрустрации у химически зависимых людей в процессе психологического консультирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 15.11.2020

Статья просмотрена: 183 раза

Библиографическое описание:

Кузнецов, М. О. Разработка стратегии коррекции уровня фрустрации у химически зависимых людей в процессе психологического консультирования / М. О. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 535-537. — URL: https://moluch.ru/archive/336/74991/ (дата обращения: 17.12.2024).



В результате анализа научной литературы по теме психологических предпосылок формирования химических зависимостей, мы пришли к выводу о том, что формирование зависимости тесно связано с психологическими факторами, достаточно часто это говорит о неудовлетворенности потребностей различных уровней от физиологической до потребности в признании или безопасности. То есть, возможно говорить о фрустрации потребностей, как одной из предпосылок формирования химической зависимости, и не только формирования, но и поддержания химически зависимым человеком этого состояния.

Одним из эффективных видов психологической помощи, который способен скорректировать уровень фрустрации у химически зависимых людей, на наш взгляд, является групповое психологическое консультирование.

В процессе научного исследования была проведена диагностика уровня личностной и социальной фрустрации. Диагностический этап исследования представил собой работу с группой людей, проходящих реабилитацию в реабилитационном центре «Воля» подразделении «Багульник» г. Усолье-Сибирское, и страдающих от различного рода химических зависимостей (алкоголизм, наркомания), численность группы составляет 10 человек: 5 мужчин, 5 женщин. Целью диагностики определено выявление признаков личностной и социальной фрустрации.

Проведена экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации (В. В. Бойко) и экспресс-диагностика уровня социальной фрустрации (Л. И. Вассерман) [1]. Результаты проведенной диагностики представлены на рисунках 1, 2.

Результаты экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации

Рис. 1. Результаты экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации

Об уровне личностной фрустрации можно судить по следующим показателям: 10–12 баллов — очень высокий уровень фрустрации; 5–9 баллов — устойчивая тенденция к фрустрации; 4 балла и меньше — низкий уровень фрустрации.

Результаты экспресс-диагностика уровня социальной фрустрации

Рис. 2. Результаты экспресс-диагностика уровня социальной фрустрации

Если испытуемый набирает 3,5–4 балла, то у него очень высокий уровень социальной фрустрированности; 3–3,4 балла — повышенный уровень фрустрированности; 2,5–2,9 балла — умеренный уровень фрустрированности; 2–2,4 балла — неопределенный уровень фрустрированности; 1,5–1,9 балла — пониженный уровень фрустрированности; 0,5–1,4 балла — очень низкий уровень; 0–0,5 балла — фрустрированность отсутствует или почти отсутствует.

Таким образом, по результатам проведенной диагностики мы можем сделать вывод о том, что уровень личностной фрустрации у испытуемых низкий, однако диагностика уровня социальной фрустрации показывает очень высокий уровень социальной фрустрированности абсолютно у всех испытуемых.

Социальная фрустрированность как вид психической напряженности обусловлена неудовлетворенностью личности на данный момент жизни собственными достижениями и положением в социальной иерархии. Как было сказано ранее, причинами возникновения аддиктивного процесса являются затруднения в социальной сфере. Следовательно, исходя из результатов проведенной диагностики, необходимо определить дальнейшую стратегию коррекции уровня социальной фрустрации у химически зависимых испытуемых. Основными точками воздействия будут являться:

– усиление Суперэго как компонента психики, отвечающего за моральные установки человека, нормы поведения и моральные запреты. Как известно, Сверх-Я формируется в процессе воспитания человека, следовательно, в процессе психологического консультирования необходимо реализовать обучающие и побуждающие методы консультирования. Необходимо активировать такие функции Сверх-Я как самонаблюдение и формирование идеалов;

– работа с вытесненными чувствами, в случае если вытеснение является результатом фрустрированной потребности. Вытеснение заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. Как защитный механизм, вытеснение направлено на минимизацию отрицательных переживаний за счёт удаления из сознания того, что эти переживания вызывает. В результате негативных переживаний, связанных с фрустрированной социальной потребностью, человек использует алкоголь или наркотики для переключения своего сознания и отвлечения себя от фрустрирующей ситуации;

– путем моделирования фрустрирующих ситуаций производить поиск и закреплять навыки конструктивного поведения в данных ситуациях, путем применения моделирующих, обучающих и трансформирующих методов психологического консультирования, что в дальнейшем может способствовать устранению затруднений в социальной среде, как причины фрустрации;

– вербализация внутренних потребностей необходима для выведения потребности на уровень сознания, создание словесного образа потребности во внешнем мире, может способствовать пониманию приемлемых путей удовлетворения данных потребностей;

– налаживание межличностных контактов также необходимо для снижения уровня социальной фрустрации, данная точка воздействия может быть активирована путем применения моделирующих, побуждающих и обучающих методов психологического консультирования, которые в данном контексте могут быть успешно применены именно в рамках группового консультирования.

Литература:

  1. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие для студентов ВУЗов / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов / М: изд-во Института Психотерапии, 2002. — 516 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная фрустрация, личностная фрустрация, балл, проведенная диагностика, психологическое консультирование, высокий уровень, диагностик уровня, результат экспресс-диагностика уровня, уровень фрустрации, экспресс-диагностик уровня.


Похожие статьи

Применение техник арт-терапии в групповом консультировании для снижения уровня эмоционального выгорания педагогов ДОУ

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения

Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования готовности к оценочной деятельности

Разработка диагностического инструментария по исследованию фонематических компетенций у дошкольников со стёртой формой дизартрии на основе анализа традиционных и современных методов диагностики

Формирование мануального праксиса в работе по коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с дизартрией

Психологическое сопровождение личности педагога в кризисных ситуациях

Изучение феномена «эмоционального выгорания» и социальной депривации женщин, работающих в условиях ИТК

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе

Введение в проблему психологического консультирования педагогов по развитию воображения у младших школьников

Использовании алгоритмов в коррекции дизорфографии у школьников с учётом зоны ближайшего развития

Похожие статьи

Применение техник арт-терапии в групповом консультировании для снижения уровня эмоционального выгорания педагогов ДОУ

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения

Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования готовности к оценочной деятельности

Разработка диагностического инструментария по исследованию фонематических компетенций у дошкольников со стёртой формой дизартрии на основе анализа традиционных и современных методов диагностики

Формирование мануального праксиса в работе по коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с дизартрией

Психологическое сопровождение личности педагога в кризисных ситуациях

Изучение феномена «эмоционального выгорания» и социальной депривации женщин, работающих в условиях ИТК

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе

Введение в проблему психологического консультирования педагогов по развитию воображения у младших школьников

Использовании алгоритмов в коррекции дизорфографии у школьников с учётом зоны ближайшего развития

Задать вопрос