В результате анализа научной литературы по теме психологических предпосылок формирования химических зависимостей, мы пришли к выводу о том, что формирование зависимости тесно связано с психологическими факторами, достаточно часто это говорит о неудовлетворенности потребностей различных уровней от физиологической до потребности в признании или безопасности. То есть, возможно говорить о фрустрации потребностей, как одной из предпосылок формирования химической зависимости, и не только формирования, но и поддержания химически зависимым человеком этого состояния.
Одним из эффективных видов психологической помощи, который способен скорректировать уровень фрустрации у химически зависимых людей, на наш взгляд, является групповое психологическое консультирование.
В процессе научного исследования была проведена диагностика уровня личностной и социальной фрустрации. Диагностический этап исследования представил собой работу с группой людей, проходящих реабилитацию в реабилитационном центре «Воля» подразделении «Багульник» г. Усолье-Сибирское, и страдающих от различного рода химических зависимостей (алкоголизм, наркомания), численность группы составляет 10 человек: 5 мужчин, 5 женщин. Целью диагностики определено выявление признаков личностной и социальной фрустрации.
Проведена экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации (В. В. Бойко) и экспресс-диагностика уровня социальной фрустрации (Л. И. Вассерман) [1]. Результаты проведенной диагностики представлены на рисунках 1, 2.
Рис. 1. Результаты экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации
Об уровне личностной фрустрации можно судить по следующим показателям: 10–12 баллов — очень высокий уровень фрустрации; 5–9 баллов — устойчивая тенденция к фрустрации; 4 балла и меньше — низкий уровень фрустрации.
Рис. 2. Результаты экспресс-диагностика уровня социальной фрустрации
Если испытуемый набирает 3,5–4 балла, то у него очень высокий уровень социальной фрустрированности; 3–3,4 балла — повышенный уровень фрустрированности; 2,5–2,9 балла — умеренный уровень фрустрированности; 2–2,4 балла — неопределенный уровень фрустрированности; 1,5–1,9 балла — пониженный уровень фрустрированности; 0,5–1,4 балла — очень низкий уровень; 0–0,5 балла — фрустрированность отсутствует или почти отсутствует.
Таким образом, по результатам проведенной диагностики мы можем сделать вывод о том, что уровень личностной фрустрации у испытуемых низкий, однако диагностика уровня социальной фрустрации показывает очень высокий уровень социальной фрустрированности абсолютно у всех испытуемых.
Социальная фрустрированность как вид психической напряженности обусловлена неудовлетворенностью личности на данный момент жизни собственными достижениями и положением в социальной иерархии. Как было сказано ранее, причинами возникновения аддиктивного процесса являются затруднения в социальной сфере. Следовательно, исходя из результатов проведенной диагностики, необходимо определить дальнейшую стратегию коррекции уровня социальной фрустрации у химически зависимых испытуемых. Основными точками воздействия будут являться:
– усиление Суперэго как компонента психики, отвечающего за моральные установки человека, нормы поведения и моральные запреты. Как известно, Сверх-Я формируется в процессе воспитания человека, следовательно, в процессе психологического консультирования необходимо реализовать обучающие и побуждающие методы консультирования. Необходимо активировать такие функции Сверх-Я как самонаблюдение и формирование идеалов;
– работа с вытесненными чувствами, в случае если вытеснение является результатом фрустрированной потребности. Вытеснение заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. Как защитный механизм, вытеснение направлено на минимизацию отрицательных переживаний за счёт удаления из сознания того, что эти переживания вызывает. В результате негативных переживаний, связанных с фрустрированной социальной потребностью, человек использует алкоголь или наркотики для переключения своего сознания и отвлечения себя от фрустрирующей ситуации;
– путем моделирования фрустрирующих ситуаций производить поиск и закреплять навыки конструктивного поведения в данных ситуациях, путем применения моделирующих, обучающих и трансформирующих методов психологического консультирования, что в дальнейшем может способствовать устранению затруднений в социальной среде, как причины фрустрации;
– вербализация внутренних потребностей необходима для выведения потребности на уровень сознания, создание словесного образа потребности во внешнем мире, может способствовать пониманию приемлемых путей удовлетворения данных потребностей;
– налаживание межличностных контактов также необходимо для снижения уровня социальной фрустрации, данная точка воздействия может быть активирована путем применения моделирующих, побуждающих и обучающих методов психологического консультирования, которые в данном контексте могут быть успешно применены именно в рамках группового консультирования.
Литература:
- Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие для студентов ВУЗов / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов / М: изд-во Института Психотерапии, 2002. — 516 с.