Документальные воспоминания фронтовиков и тружеников тыла — неисчерпаемый кладезь исторической памяти подрастающего поколения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 15.11.2020

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Смолина, Н. В. Документальные воспоминания фронтовиков и тружеников тыла — неисчерпаемый кладезь исторической памяти подрастающего поколения / Н. В. Смолина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 443-445. — URL: https://moluch.ru/archive/336/74970/ (дата обращения: 26.04.2024).



Для возрождения в наших детях чувства истинного патриотизма, сохранения исторической памяти, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности подрастающего поколения, а также с целью патриотического и гражданского воспитания младших школьников, в классе был создан проект «Когда жизнь, подвиг — пример…». В рамках этого проекта семьи младших школьников собирают достоверные факты, фотографии, документы, описывают семейные истории о родных и близких старшего поколения, участвовавших в Великой Отечественной войне. Результат этого проекта — «Книга Памяти», представляющая собой собраниедокументальных воспоминаний фронтовиков и тружеников тыла, передающихся из поколения в поколение в семьях на протяжении 75 лет, что является неисчерпаемым кладезем исторической памяти подрастающего поколения.

В каждой семье бережно хранятся и предаются из поколения в поколение фронтовые фотографии, письма и блокноты с записями участников Великой Отечественной войны, ставшие с годами семейными реликвиями. Они позволяют сохранить достоверную историю военных дней, событий и сражений, ежедневные, ежечасные подвиги родных людей, ковавших великую Победу, и память о них. По сей день важно для каждого из нас, чтобы лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто» был не только пафосными словами, но и руководством к реальным действиям.

Основная часть

При планировании мероприятий в школе в рамках празднования Дня Победы мною был проведён опрос семей учащихся по выявлению участников Великой Отечественной войны. В результате выяснилось, что есть семьи, которые могут и готовы рассказать о дедах и прадедах, участвовавших в войне. Таким образом, было принято решение разработать проект «Когда жизнь, подвиг — пример…». Проект работает на протяжении двух лет по сегодняшний день. Опыт показывает, что он интересен взрослым и детям, с каждым годом новых участников заниматься поисковой деятельностью становится больше, а значит, появляются знания о военном периоде и историческом прошлом Родины.

Основная идея проекта — формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся, сохранение преемственности поколений [1].

Учащиеся вместе с родителями собирают, обрабатывают информацию по данной теме. В творческой форме представляют результат своей работы. Итоговым продуктом работы класса является Книга Памяти. Каждая страница Книги Памяти хранит в себе историю о подвиге родственников с подробным описанием их деятельности и с приложением документов, подтверждающих их подвиг (фотографии, награды, биографии и т. д.), сочинения, стихотворения, эссе детей о Великой Отечественной войне.

В ходе создания страницы своей семьи младшие школьники также осваивают и реализовывают свои первые навыки простейших проектных действий, которые помогают в самоорганизации учебной деятельности, учат ясно ставить цель, планировать, искать информацию и работать с ней.

В реально полезном деле рождаются новые формы общения, сотрудничества взрослых и детей. У родителей появляется ещё одна возможность увидеть реальные достижения своего ребенка, совместно поучаствовать в интересном, творческом проекте. Для меня как для педагога это хороший технологический способ формирования проектных действий и дополнительные условия для организации внеклассной работы (экскурсий, мероприятий, презентаций). Все творческие проекты востребованы и работают на успех детей — авторов. Ребята представляют свои работы на классном стенде «Парта Героя», Всероссийском и Региональном конкурсе «Северное сияние» проекты: Молчановой Киры «И боль, и горечь, и любовь», Аникеевой Натальи «Война — это страшно, это не красиво снятые военные фильмы» заняли призовые места, дети были отмечены дипломами 1 и 2 степени.

В рамках проекта «Когда жизнь, подвиг — пример…» прошли следующие мероприятия:

− Классные часы, посвященные обсуждению знаменательной даты 9 Мая. («А много ли мы знаем о победе…», «Маленькие герои большой войны», «Партизаны Великой Отечественной. Кто они?»).

− Конкурс сочинений «Моя семья в Великой Отечественной войне».

− Участие школьников и их родителей в шествие «Бессмертный полк».

− Акция «74 секунды тишины».

Заключительная часть

Все вышеперечисленные мероприятия позволили младшим школьникам узнать о наиболее значимых страницах истории страны, своей семьи, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.

Хранителями истории должны становиться следующие поколения, а для этого надо начать хотя бы с малого — узнать, как можно больше и сохранить то, что есть, не потерять нить, связывающую поколения...

С уверенностью можно констатировать, что реализация подобных проектов с вовлечением младших школьников и их семей помогает усилить связь поколений и времен, способствует формированию гражданско-патриотической позиции обучающихся, объединяет юных представителей российского общества общим делом сохранения исторической памяти о значении Великой Отечественной войны; повышает педагогическую культуру родителей. Очень важно, чтобы мероприятия не проводились формально, а являлись событием как для учеников, так и для педагогов и родителей.

По результатам 2018–2019 года в классе очень хорошее знание государственной символики. Высокий уровень сформированности нравственных привычек, адекватного эмоционального отношения к нравственным и безнравственным поступкам. Положительная динамика наблюдается в формировании нравственной сферы: «Нравственные качества и привычки», «Мои поступки». Высокий уровень духовно-нравственного воспитания учащихся — это результат грамотно простроенной системы воспитательной работы. Оценить уровень развития духовно-нравственного развития и воспитания позволяет работа по УМК А. А. Логинова и А. Я. Данилюк «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся Мониторинг результатов». Мониторинг является методологическим инструментарием, позволяющий оценивать результаты воспитательной деятельности в классе, а также даёт возможность оценивать личностные результаты учащихся [2].

Литература:

  1. Великая Отечественная война: связь поколений и времен. К 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне: материалы региональной научно-практической конференции / отв. за выпуск Томчук С. А. — Электрон. текстовые дан. — Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2015. — 300 с.
  2. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся Мониторинг результатов/ Логинова А. А. Данилюк А. Я. — Москва «Просвещение», 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, историческая память, высокий уровень, Духовно-нравственное развитие, подрастающее поколение, поколение, проект, семья, школьник.


Похожие статьи

Формирование у молодежи патриотического сознания...

Великая отечественная Война наиболее связанной событие в исторической памяти людей по ряду оснований. Во-первых, память о ВОВ хранится в истории каждой российской семьи. Во-вторых, ВОВ задела самый существенные стороны общественной жизни, определив будущее...

Народная память о защитниках Отечества — важный фактор...

Это воспитание молодого поколения на примерах высочайшего героизма и высокой нравственности людей старшего поколения, будет поддерживать историческую связь и преемственность поколений. Литература: 1. Великая Отечественная война в произведениях...

Историческая память о героических заслугах предков в годы...

Великая Отечественная война — событие всемирно-исторического значения. Изучение истории Великой Отечественной войны продолжает

Память о нем жива и среди нынешних поколений, а в честь его подвига названа улица и. Развернувшись в боевой порядок, казачьи и...

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Воспитание успешных, конкурентоспособных молодых людей, поколений победителей

Работа над проектом привлекательна ещё и тем, что в нем могут участвовать школьники как

сквер Памяти, культурное наследие, проект, Великая Отечественная война, Великая Победа...

Программы и проекты, направленные на воспитание...

Великая Отечественная война, старший воспитатель, Книга Памяти, ребенок, рассказ детей, физкультурный досуг, уважительное... Мероприятия школьников Якутии в помощь фронту. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала тяжелейшим испытанием для советского.

Социальный проект «Об этом забывать нельзя» (посвящённый...)

Нравственно-духовные параметры

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей».

В статье автор рассматривает вопросы патриотического воспитания молодежи, исторической памяти средствами изучении истории Великой Отечественной войны.

Особенности исторической памяти молодежи о событиях...

Социологические исследования исторической памяти о событиях Великой Отечественной войне позволяет получить информацию о

Результаты свидетельствуют о достаточно высокой степени интереса молодежи о событиях ВОВ. В то же время 18 % не интересуются...

Роль литературы о войне в нравственном воспитании

Великая Отечественная война стала одной из главных тем литературы ХХ века.

Отечественная война сформировала целое литературное поколение, наделив его

Духовно-нравственное осмысление Великой Отечественной войны в дневниках М. М...

Концепция воспитательной работы школы в рамках подготовки...

– внедрение в жизнь подрастающего поколения чуждых ему духовных ценностей и забвение отечественной

«В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия

Основные термины (генерируются автоматически): класс, Великая Отечественная война...

Похожие статьи

Формирование у молодежи патриотического сознания...

Великая отечественная Война наиболее связанной событие в исторической памяти людей по ряду оснований. Во-первых, память о ВОВ хранится в истории каждой российской семьи. Во-вторых, ВОВ задела самый существенные стороны общественной жизни, определив будущее...

Народная память о защитниках Отечества — важный фактор...

Это воспитание молодого поколения на примерах высочайшего героизма и высокой нравственности людей старшего поколения, будет поддерживать историческую связь и преемственность поколений. Литература: 1. Великая Отечественная война в произведениях...

Историческая память о героических заслугах предков в годы...

Великая Отечественная война — событие всемирно-исторического значения. Изучение истории Великой Отечественной войны продолжает

Память о нем жива и среди нынешних поколений, а в честь его подвига названа улица и. Развернувшись в боевой порядок, казачьи и...

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Воспитание успешных, конкурентоспособных молодых людей, поколений победителей

Работа над проектом привлекательна ещё и тем, что в нем могут участвовать школьники как

сквер Памяти, культурное наследие, проект, Великая Отечественная война, Великая Победа...

Программы и проекты, направленные на воспитание...

Великая Отечественная война, старший воспитатель, Книга Памяти, ребенок, рассказ детей, физкультурный досуг, уважительное... Мероприятия школьников Якутии в помощь фронту. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала тяжелейшим испытанием для советского.

Социальный проект «Об этом забывать нельзя» (посвящённый...)

Нравственно-духовные параметры

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей».

В статье автор рассматривает вопросы патриотического воспитания молодежи, исторической памяти средствами изучении истории Великой Отечественной войны.

Особенности исторической памяти молодежи о событиях...

Социологические исследования исторической памяти о событиях Великой Отечественной войне позволяет получить информацию о

Результаты свидетельствуют о достаточно высокой степени интереса молодежи о событиях ВОВ. В то же время 18 % не интересуются...

Роль литературы о войне в нравственном воспитании

Великая Отечественная война стала одной из главных тем литературы ХХ века.

Отечественная война сформировала целое литературное поколение, наделив его

Духовно-нравственное осмысление Великой Отечественной войны в дневниках М. М...

Концепция воспитательной работы школы в рамках подготовки...

– внедрение в жизнь подрастающего поколения чуждых ему духовных ценностей и забвение отечественной

«В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия

Основные термины (генерируются автоматически): класс, Великая Отечественная война...

Задать вопрос