Документальные воспоминания фронтовиков и тружеников тыла — неисчерпаемый кладезь исторической памяти подрастающего поколения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 15.11.2020

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Смолина, Н. В. Документальные воспоминания фронтовиков и тружеников тыла — неисчерпаемый кладезь исторической памяти подрастающего поколения / Н. В. Смолина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 443-445. — URL: https://moluch.ru/archive/336/74970/ (дата обращения: 19.10.2024).



Для возрождения в наших детях чувства истинного патриотизма, сохранения исторической памяти, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности подрастающего поколения, а также с целью патриотического и гражданского воспитания младших школьников, в классе был создан проект «Когда жизнь, подвиг — пример…». В рамках этого проекта семьи младших школьников собирают достоверные факты, фотографии, документы, описывают семейные истории о родных и близких старшего поколения, участвовавших в Великой Отечественной войне. Результат этого проекта — «Книга Памяти», представляющая собой собраниедокументальных воспоминаний фронтовиков и тружеников тыла, передающихся из поколения в поколение в семьях на протяжении 75 лет, что является неисчерпаемым кладезем исторической памяти подрастающего поколения.

В каждой семье бережно хранятся и предаются из поколения в поколение фронтовые фотографии, письма и блокноты с записями участников Великой Отечественной войны, ставшие с годами семейными реликвиями. Они позволяют сохранить достоверную историю военных дней, событий и сражений, ежедневные, ежечасные подвиги родных людей, ковавших великую Победу, и память о них. По сей день важно для каждого из нас, чтобы лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто» был не только пафосными словами, но и руководством к реальным действиям.

Основная часть

При планировании мероприятий в школе в рамках празднования Дня Победы мною был проведён опрос семей учащихся по выявлению участников Великой Отечественной войны. В результате выяснилось, что есть семьи, которые могут и готовы рассказать о дедах и прадедах, участвовавших в войне. Таким образом, было принято решение разработать проект «Когда жизнь, подвиг — пример…». Проект работает на протяжении двух лет по сегодняшний день. Опыт показывает, что он интересен взрослым и детям, с каждым годом новых участников заниматься поисковой деятельностью становится больше, а значит, появляются знания о военном периоде и историческом прошлом Родины.

Основная идея проекта — формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся, сохранение преемственности поколений [1].

Учащиеся вместе с родителями собирают, обрабатывают информацию по данной теме. В творческой форме представляют результат своей работы. Итоговым продуктом работы класса является Книга Памяти. Каждая страница Книги Памяти хранит в себе историю о подвиге родственников с подробным описанием их деятельности и с приложением документов, подтверждающих их подвиг (фотографии, награды, биографии и т. д.), сочинения, стихотворения, эссе детей о Великой Отечественной войне.

В ходе создания страницы своей семьи младшие школьники также осваивают и реализовывают свои первые навыки простейших проектных действий, которые помогают в самоорганизации учебной деятельности, учат ясно ставить цель, планировать, искать информацию и работать с ней.

В реально полезном деле рождаются новые формы общения, сотрудничества взрослых и детей. У родителей появляется ещё одна возможность увидеть реальные достижения своего ребенка, совместно поучаствовать в интересном, творческом проекте. Для меня как для педагога это хороший технологический способ формирования проектных действий и дополнительные условия для организации внеклассной работы (экскурсий, мероприятий, презентаций). Все творческие проекты востребованы и работают на успех детей — авторов. Ребята представляют свои работы на классном стенде «Парта Героя», Всероссийском и Региональном конкурсе «Северное сияние» проекты: Молчановой Киры «И боль, и горечь, и любовь», Аникеевой Натальи «Война — это страшно, это не красиво снятые военные фильмы» заняли призовые места, дети были отмечены дипломами 1 и 2 степени.

В рамках проекта «Когда жизнь, подвиг — пример…» прошли следующие мероприятия:

− Классные часы, посвященные обсуждению знаменательной даты 9 Мая. («А много ли мы знаем о победе…», «Маленькие герои большой войны», «Партизаны Великой Отечественной. Кто они?»).

− Конкурс сочинений «Моя семья в Великой Отечественной войне».

− Участие школьников и их родителей в шествие «Бессмертный полк».

− Акция «74 секунды тишины».

Заключительная часть

Все вышеперечисленные мероприятия позволили младшим школьникам узнать о наиболее значимых страницах истории страны, своей семьи, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.

Хранителями истории должны становиться следующие поколения, а для этого надо начать хотя бы с малого — узнать, как можно больше и сохранить то, что есть, не потерять нить, связывающую поколения...

С уверенностью можно констатировать, что реализация подобных проектов с вовлечением младших школьников и их семей помогает усилить связь поколений и времен, способствует формированию гражданско-патриотической позиции обучающихся, объединяет юных представителей российского общества общим делом сохранения исторической памяти о значении Великой Отечественной войны; повышает педагогическую культуру родителей. Очень важно, чтобы мероприятия не проводились формально, а являлись событием как для учеников, так и для педагогов и родителей.

По результатам 2018–2019 года в классе очень хорошее знание государственной символики. Высокий уровень сформированности нравственных привычек, адекватного эмоционального отношения к нравственным и безнравственным поступкам. Положительная динамика наблюдается в формировании нравственной сферы: «Нравственные качества и привычки», «Мои поступки». Высокий уровень духовно-нравственного воспитания учащихся — это результат грамотно простроенной системы воспитательной работы. Оценить уровень развития духовно-нравственного развития и воспитания позволяет работа по УМК А. А. Логинова и А. Я. Данилюк «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся Мониторинг результатов». Мониторинг является методологическим инструментарием, позволяющий оценивать результаты воспитательной деятельности в классе, а также даёт возможность оценивать личностные результаты учащихся [2].

Литература:

  1. Великая Отечественная война: связь поколений и времен. К 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне: материалы региональной научно-практической конференции / отв. за выпуск Томчук С. А. — Электрон. текстовые дан. — Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2015. — 300 с.
  2. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся Мониторинг результатов/ Логинова А. А. Данилюк А. Я. — Москва «Просвещение», 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, историческая память, высокий уровень, Духовно-нравственное развитие, подрастающее поколение, поколение, проект, семья, школьник.


Похожие статьи

Увековечивание памяти артемовцев-участников Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру родного края

Приобщение младших школьников к истории своей страны на примере подвигов женщин в годы Великой Отечественной войны

Эмоционально-чувственный компонент в изобразительном творчестве младших школьников, творческое переживание на уроках изобразительного искусства

Формирование национально-патриотического микроклимата подрастающего поколения через пропаганду отечественной культуры, народных традиций и обычаев

Формирование ценностей патриота и гражданина в повседневной жизни воспитанника кадетского военного корпуса

Интерпретация идей духовного наследия С. Радонежского в контексте решения проблем гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения

Народная тряпичная кукла как средство приобщения старших дошкольников к культуре и традициям своего народа

Семейное творческое объединение как форма взаимодействия и наставничества педагогов и родителей

Биографическое повествование истории династии и отражение выбора профессии в социально-патриотической жизни страны

Похожие статьи

Увековечивание памяти артемовцев-участников Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру родного края

Приобщение младших школьников к истории своей страны на примере подвигов женщин в годы Великой Отечественной войны

Эмоционально-чувственный компонент в изобразительном творчестве младших школьников, творческое переживание на уроках изобразительного искусства

Формирование национально-патриотического микроклимата подрастающего поколения через пропаганду отечественной культуры, народных традиций и обычаев

Формирование ценностей патриота и гражданина в повседневной жизни воспитанника кадетского военного корпуса

Интерпретация идей духовного наследия С. Радонежского в контексте решения проблем гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения

Народная тряпичная кукла как средство приобщения старших дошкольников к культуре и традициям своего народа

Семейное творческое объединение как форма взаимодействия и наставничества педагогов и родителей

Биографическое повествование истории династии и отражение выбора профессии в социально-патриотической жизни страны

Задать вопрос