Ключевые слова: сфера здравоохранения, условие пандемии, международная организация, Российская Федерация, Россия, противодействие коррупции.
На первый взгляд коррупция и пандемия COVID-19 два несвязанных между собой негативных явления. Однако в условиях пандемии увеличиваются коррупционные риски. В данной статье будут рассмотрены современные проблемы коррупции и пути снижения коррупционных рисков в условиях пандемии. В первую очередь, коррупционные риски возросли в области закупок медицинских средств. Данной проблемой обеспокоена международная организация Группа государств по борьбе с коррупцией (далее по тексту — GRECO). Гид по борьбе с коррупцией, изданный этой международной организацией, содержит объяснение причин возрастания коррупционных рисков в условиях пандемии. Как следствие, были даны рекомендации для стран-участников Совета Европы по обеспечению прозрачности закупок и защите информации, а также направления борьбы со злоупотреблениями в данной области.
Развитие пандемии COVID-19 увеличило риски коррупционных деяний, в особенности, это коснулось сферы здравоохранения, в связи с тем, что резко возросли потребности в медицинских товарах, а также в упрощение правил совершения закупок. Фактором, косвенно влияющим на коррупцию в сфере здравоохранения, является то, что медицинские учреждения были переполнены, а медперсонал перегружен. Фактически многие страны столкнулись с режимом чрезвычайной ситуации, что стало причиной усиления принудительной силой власти и, как следствие, ущемления прав и свобод граждан. Для того чтобы спасти экономику в неё вливают большие денежные суммы с целью смягчения итогов кризиса, однако, при этом не следует забывать о коррупционных рисках. В таких непростых условиях ослабляется антикоррупционный контроль, снижается градус внимания к проблемам коррупции.
Проблемами коррупции в период пандемии обеспокоена и международная организация Transparency International. Этой организацией был опубликован ряд предостережений, касающихся опасности коррупционных явлений в ходе противодействия пандемии. В настоящее время имеется беспрецедентно высокое давление на систему здравоохранения во всех государствах мира [1]. Обычные схемы работы были сломаны и построены с учётом реалий. Имеет место неопределённость, а также отвлечения главных сил на борьбу с массовыми поступлениями заболевших. Всё это влечёт кризис, которым могут воспользоваться коррупционеры.
Для того чтобы сохранить прозрачность в сфере здравоохранения, требуется реализовать семь основных пунктов [2]. Эти пункты должны находиться под вниманием властей и контролирующих органов, особенно общественных организаций.
Наиболее важным пунктом является разработка вакцины. Сейчас существует несколько десятков вариантов вакцин. Однако постклинические испытания не завершены ещё ни в одной стране мира. В настоящее время Всемирная организация здравоохранения (далее — ВОЗ) говорит о девяти вакцинах от COVID-19, которые находятся в третьей фазе испытаний [3]. Несмотря на то, что отечественная вакцина уже поступает в субъекты Российской Федерации, для ВОЗ она является одной из 180 вакцин, которые разрабатываются. Отечественная вакцина «Спутник 5» находится на третьей стадии испытаний [4]. Также имеется 8 вакцины, которые также наиболее близки к завершению тестирования. Так, наиболее перспективные вакцины были разработаны: в Оксфордском университете компании «AstraZeneca» это векторная вакцина [5]. Китайская вакцина «CanSino Biological Inc». также является векторной [6]. Вакцина «Janssen Pharmaceutical Companies» — аденовирусная [7]. Также имеется ещё ряд вакцин, разрабатываемых в США и Китае (всего из 9 вакцин — одна принадлежит авторству Великобритании, четыре — Китаю, 3 — США и 1 — России). Несколько позднее в России была зарегистрирована ещё одна вакцина «ЭпиВакКорона». Таким образом, в Российской Федерации зарегистрированы две вакцины. Однако точные сроки массовой вакцинации на данный момент не известны. Крайне важно получить данные по клиническим и постклиническим испытаниям от государственных и негосударственных исследовательских организаций. Имеется опасность, что будут совершены манипуляции, связанные с намерением продемонстрировать положительный эффект от использования какой-либо одной конкретной вакцины, с целью монополизации рынка. В связи с этим, необходимо сделать процесс разработки и тестирования вакцин прозрачным, избегать секретности и недоговоренности.
Вторым пунктом, который поможет избежать коррупции в сфере здравоохранения, можно назвать выработку эффективного режима лечения. При лечении от COVID-19 необходимо также соблюдать прозрачность исследований, а также проводить подробный и жёсткий анализ эффективности применяемых препаратов.
Третий пункт — это информационный аспект. Данные о недостаточности, лекарственных средств, которые необходимы для лечения заболевания, не должны быть секретными, они должны быть в публичном доступе, для того чтобы не было возможности для спекулятивных действий.
Четвёртый пункт — это формирование эффективной системы поставок в системе здравоохранения. Очевидно, что это сфера в большей степени затрагивается коррупцией. Согласно данным международной организации, Transparency International от 10 % до 25 % всех денежных средств, которые тратятся на медицинские поставки в мире, утрачивается по причинам коррупционных действий [8]. К примеру, в государствах Европейского Союза 28 % случаев коррупции в сфере здравоохранения происходят именно в области поставок. Для того чтобы искоренить коррупцию в сфере поставок в области здравоохранения, необходимо создать открытый и прозрачный процесс заключения и исполнения контрактов, что поможет ограничить распространение коррупционных схем.
Ещё одна сфера, где получают распространение коррупционные схемы — это дефицит необходимых медицинских средств. В условиях пандемии COVID-19 особенно остро этот вопрос звучал весной 2020 года, когда стоимость медицинских масок, перчаток и антисептических средств была намного выше истинной. На начало развития пандемии спрос значительно превышал предложение, что стало причиной неоправданного роста цен. В ряде государств производство этих средств национализировали, а в некоторых — создали горячую линию, при помощи которой отслеживали завышение цен.
Шестым пунктом, связанным с противодействием коррупции в условиях пандемии, является противодействие цензуре. Имеет место такое положение, когда специалистам не дают возможность публиковать реальную информацию о ситуации с covid-19. Наиболее ярким примером цензуры является игнорирование слов китайского врача Ли Вэньляна, который поднял тревогу [9]. Такие коррупционные деяния снижают уровень доверия к правящей власти и её действиям. Вторым эффектом от цензуры, является распространение фейковых новостей, вызывающих доверие и влекущих панику среди населения.
Седьмым фактором, который негативно сказывается на противодействии коррупции в условиях пандемии, является недостаточность мест в лечебных учреждениях. Например, в 2019 году Мировой барометр коррупции по Африке, Ближнему Востоку и Северной Америки выявил, что размер взяток в лечебных учреждениях составляет 14 %, а в Латинской Америке он равен 10 %. Это влечёт за собой то, что граждане, которые нуждаются в практической помощи, её не получают. Для того чтобы бороться с этим явлением, необходимо ввести публичные листы ожидания и однозначные правила поведения, а также усилить контроль со стороны правоохранительных структур.
В Российской Федерации основной проблемой коррупции, связанной с пандемией, является закупка лекарственных средств и аппаратов искусственной вентиляции лёгких (далее — ИВЛ) по завышенной стоимости. В качестве примера, можно привести ситуацию в Дагестане, где местное Министерство здравоохранения приобрело аппараты ИВЛ у предпринимателя из г. Москвы, который не имел опыта в таких поставках. Цена каждого аппарата была завышена в два раза [10]. Это стало причиной того, что помощь в Дагестане получило меньшее количество людей.
В связи с этим в России значительно возросла потребность в противодействии коррупции в сфере расходования бюджетных средств, которые выделяются на осуществление национальных проектов, государственных программ в сфере здравоохранения.
Итак, можно сделать вывод, что действенная борьба с коррупцией, нуждается в надлежащем уровне государственной ответственности за реформы, которые проводятся в последние годы, международном сотрудничестве и совместных усилиях государства и гражданского общества, а также частного сектора. Негативные итоги пандемии, которые влекут большие затраты, предопределяют большую необходимость в антикоррупционных реформах и обуславливают значимость своевременного и эффективного управления в целом.
Литература:
- https://polit.ru/article/2020/05/01/corrcovid/
- https://polit.ru/article/2020/05/01/corrcovid/
- https://gmpnews.ru/2020/09/kitajskaya-cansino-nachinaet-klinicheskie-ispytaniya-svoej-vakciny-ot-covid-19-v-rossii/
- https://sputnikvaccine.com/rus/about-vaccine/clinical-trials/
- https://www.astrazeneca.ru/media/news/2020/20202105-ru2010.html
- https://gmpnews.ru/2020/09/kitajskaya-cansino-nachinaet-klinicheskie-ispytaniya-svoej-vakciny-ot-covid-19-v-rossii/
- https://www.janssen.com/russia/patentovannye-vozmozhnosti-i-tehnologii-proizvodstva-vakcin
- https://polit.ru/article/2020/05/01/corrcovid/
- https://tass.ru/obschestvo/7707351
- https://covid19-raven.medium.com/на-наше-расследование-про-аппараты-ивл-ответил-минздрав-дагестана-9ebe191e7180