Национальная инновационная система Франции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 07.11.2020

Статья просмотрена: 3548 раз

Библиографическое описание:

Гуслистов, К. Е. Национальная инновационная система Франции / К. Е. Гуслистов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 306-308. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74841/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор проводит анализ инновационной системы Франции.

Ключевые слова: инновации, инновационная инфраструктура, фундаментальные исследования, прикладные исследования, инновационный процесс, НИОКР

Национальная инновационная система (НИС) Франции начала складываться после второй мировой войны. К концу 1950-х гг. были заложены ее основные структурные элементы и принципы функционирования, а также ясно обозначился особый французский путь научно-технического развития. Основные направления инвестиций в НИОКР: автомобильная промышленность, аэрокосмическое приборостроение, фармацевтическая промышленность, научно-техническая деятельность, а также компьютерные технологии и информационные услуги. Франция специализируется в таких перспективных областях, как биотехнологии и технологии, связанные с экологией. Что касается фундаментальных, прикладных технологий и их соотношение, тово Франции большее внимание уделяется фундаментальным исследованиям, что объясняется прямым государственным участием и преимуществом над частным сектором. В то же время Франция стремиться все больше и больше уделять внимание прикладным наукам.

Для рассмотрения НИС Франции в первую очередь будет уделяться внимание стратегии, которую сформировала страна.

Стратегия инновационной политики Франции представляет собойгосударственный план стимулирования патентования изобретений отечественными фирмами, которые содержит в себе сокращение диспропорции между количеством национальных и иностранных заявителей путем совершенствования патентной системы, снижения патентных пошлин и оказания помощи своим компаниям при осуществлении патентной процедуры. В данной стратегии рассматривается программа PME, главной задачей которой является стимулирование частных инвестиций в науку, улучшение взаимодействия между участниками инновационного процесса и поддержка развития малых и средних предприятий. Можно сделать вывод о том, что государство является ведущей силой для развития НИС в этой стране.

Государственная поддержка может быть прямой и косвенной, поэтому рассмотрим её направления во Франции:

Прямая поддержка:

— финансирование НИОКР;

— создание инновационных кластеров и их поддержка. В целях улучшения кооперации участников проекта и трансфера технологий, во Франции созданы особые инновационные кластеры, в стране разработана и запущена специальная программа «Полюсов конкурентоспособности», позволяющих предприятиям, университетам и исследователям-разработчикам работать в связке;

— стимулирование частных инвестиций в науку;

— улучшение взаимодействия между участниками инновационного процесса;

— развитие инновационной инфраструктуры.

Косвенная поддержка:

— поддержка малого бизнеса;

— создание специальных банков для долго- и среднесрочного кредитования на льготных условиях закупок оборудования инновационными предпринимателями;

— национальное агентство по внедрению результатов исследований, которое компенсирует до 50 % расходов инновационных предпринимателей на НИОКР.

Исследовательская среда. Во Франции существуют категории научно-исследовательских учреждений, связанных с государством: государственные научно-исследовательские учреждения, государственные промышленно-коммерческие учреждения, занимающиеся, в основном, прикладными исследованиями по важнейшим наукоемким секторам национального хозяйства. Подавляющая часть фундаментальных исследований осуществляется в рамках Национального центра научных исследований, аналог академии наук. Национальное агентство научного исследования , которое занимается поддержкой и финансированием исследовательских проектов в области кооперации между государственными исследовательскими лабораториями и предприятиями. Собственно, это объясняет хорошие позиции НИОКР Франции среди остальных стран.

Продвижение инноваций. Продвижением инноваций во французскую промышленность призвано заниматься Инновационное агентство Франции.Агентство оказывает финансовую поддержку предприятиям по реализации инновационных проектов. В целом этими учреждениями обеспечивается до 59 % научно-исследовательских работ. Национальное агентство по инновациям — ANVAR, которое находится в совместном ведении Министерства по исследованиям и Министерства по промышленности. Годовой бюджет ANVAR составляет около 300 млн евро, и оно принимает участие в реализации более 4000 индивидуальных программ.

Во Франции действует 29 бизнес-инкубаторов, главной задачей которых является сопровождение стартующих предприятий и оказание консультаций.

Соотношение государственного и частного сектора. Вотличие от рыночной системы вложения средств в инновационные разработки, где присутствует высокий процент частного капитала, в государственно-корпоративной системе, огромную роль играют государственные вложения. Во Франции государственный сектор имеет преимущество надо частным в системе производства инноваций. Доля государственных затрат на НИОКР в общих затратах составляет 49,9 % или 2,2 % к ВВП ($56млрд). Именно с помощью государственного стимулирования и поддержки на всех уровнях развития инновационной идеи строится национальная инновационная система Франции.

Система инновационной инфраструктуры. Более 160 учебных заведений, 40 высших технических национальных школ, 85 университетов и 14 центров передачи технологий.

Экономические зоны: «чувствительные городские зоны» и «полюса конкурентоспособности».

1 — городские зоны пользуются налоговыми и социальными льготами. Всего во Франции 751 «чувствительная городская зона», в том числе 34 зоны в заморских территориях Франции. Одна такая «зона» покрывает один или несколько кварталов больших и средних городов, а также значительное количество пригородов. При этом в населении чувствительных городских зон количество иностранцев более чем на 17 % превышает среднее количество иностранцев в более благополучных районах Франции. Так, например, в парижской агломерации располагалось 157 «чувствительных городских зон», в которых проживало 1,3 млн. жителей. Это самый большой во Франции регион скопления таких зон.

Зоны увеличения городской эффективности характеризуются повышенным уровнем безработицы, высокими пропорциями недипломированных жителей и низким уровнем дохода. Таких зон во Франции 416 (более 3 млн. жителей).

2 — Французские зоны «полюса конкурентоспособности» являются юридическими лицами. На практике они являются ассоциациями, либо образуются в форме обладающих правосубъектностью объединений товариществ с целью содействия их экономической деятельности или объединений товариществ с целью содействия их научной деятельности.

Система взаимодействия участников НИС . Во Франции сильные связи государства и малого бизнеса.Создана государственная система стимулирования малого бизнеса. Новые малые предприятия на 2 года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных налогов. Для них снижаются подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. Число предприятий превышает 3 млн. Около 1,5 млн. малых предприятий относится к индивидуальному или семейному бизнесу и обходится вообще без наемного персонала, на 1,2 млн. предприятий трудится менее чем по 10 человек.

Если говорить о соотношении крупного и малого бизнеса в стране, толидером здесь является малый бизнес, так как во Франции этот бизнес существует уже много веков и имеет свои традиции.

Объемы структуры имеющихся ресурсов. Население в стране — 65 447 374 чел. ВВП — $2 635 млрд. на момент 2019 года. Порядка 30 из 500 крупнейших компаний во всем мире находятся во Франции.

Сельское хозяйство является наиболее опекаемой государством отраслью, хотя основа его — частное землевладение. Сельскохозяйственные угодья занимают 52 % территории Франции, в том числе пахотная земля занимает 33,4 % территории, постоянные культуры — 1,8 %, пастбища — 17,5 %, на леса приходится 29,2 % территории страны.

Промышленное производство даёт существенную часть ВВП — 20 %, оно обеспечивает более 34 % рабочих мест, 44 % инвестиций, 82 % экспорта.

Финансы: золотовалютные резервы Банка Франции на конец 2017 года составляли $156,4 млрд.

Энергетика: национальное производство первичной энергии во Франции оценивается в 125 млн. тонн нефтяного эквивалента. Производство фотовольтаической энергии пока составляет лишь 0,9 млн. тонн нефтяного эквивалента. Энергетический рынок Франции на 50 % зависит от импорта первичных энергоносителей, в первую очередь углеводородного сырья, доля которого в энергобалансе страны составляет 49 % (30 % — нефть и нефтепродукты, 14,1 % — природный газ, 4,9 % — уголь). Атомная энергетика Франции, одна из наиболее развитых в мире, вырабатывает 50 % электроэнергии страны. Помимо АЭС электроэнергию дают альтернативные источники, теплоэлектростанции (17 %), гидроэлектростанции (15 %). Запасы углеводородов во Франции невелики, 66 млн баррелей нефти и 8,41 млрд. кубометров природного газа по оценке на 2018 год.

Построение эффективной НИС. Для того, чтобы взглянуть на структуру НИС страны в целом и подвести итоги, проведем краткий анализ. Построению эффективной НИС способствует наличие 5 компонентов: технологии, финансы, менеджмент, инфраструктура и рынок.

Технологии: построены в основном на фундаментальных науках.

Финансы:косвенное стимулирование ИР, то есть использование налоговых вычетов, ускорение амортизации основного капитала, используемого в ИР.

Менеджмент:политика вузов по привлечению и выращиванию научных кадров, развитие потенциала вузов, интернационализация ( это адаптация продукта для потенциального использования практически в любом месте)их деятельности. Высокий уровень подготовки в математической сфере. Французские менеджеры отличаются вниманием и количественным методом анализа.

Инфраструктура: что касается бизнес-школ, то частные и полугосударственные школы менеджмента подготавливают руководителей производства и менеджеров. Крупнейших школ порядка 40, количество студентов в кампусе от 1500 до 3000 человек, к слову, в обычных университетах от 15000 до 30000 человек. Эти бизнес-школы помимо традиционного высшего образования предполагают также программы МБА, повышения классификации и профессиональной подготовки.

Рынок:ВВП на душу населения $44 317, уровень жизни имеет высокие показатели, средняя зарплата 2500 евро. За счёт экономии энергоносителей, воды и других благ цивилизации, жители страны живут в достатке и благополучии.

Подведем итоги. На протяжении долгого времени государство Франции владело предприятиями почти во всех сферах экономики, при этом доля частного сектора являлась незначительной. Исторически сложившаяся сильные государственные позиции в экономике и преобладание малого бизнеса привело к отставанию степени концентрации капитала от международных лидеров.

Основные особенности Французской экономики:

— дефицит государственного бюджета;

— высокий государственный долг;

— негибкость рынка труда;

— высокий уровень налогообложений;

— высокий уровень безработицы.

Данные особенности экономики Франции приводят к препятствиям для достижения максимального синергетического эффекта при построении эффективной НИС.

Литература:

  1. Особые (свободные) экономические зоны во Франции. — Текст: электронный // newinspire.ru: [сайт]. — URL: http://newinspire.ru/lektsii-po-mirovoy-ekonomike/osobie-svobodnie-ekonomicheskie-zoni-vo-frantsii-1701 (дата обращения: 15.10.2020).
  2. Национальная инновационная система Франции. — Текст: электронный // studbooks.net: [сайт]. — URL: https://mobile.studbooks.net/2114294/ekonomika/natsionalnaya_innovatsionnaya_sistema_frantsii (дата обращения: 12.10.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, Франций, ANVAR, зона, инновационная инфраструктура, инновационный процесс, национальное агентство, предприятие, частный сектор, эффективная НИСА.


Похожие статьи

Управление инновационными проектами в Свердловской области

В статье рассматриваются теоретические аспекты инновационных проектов, анализируется инновационная деятельность Свердловской области.

Инновационная инфраструктура: проблемы и тенденции развития

В статье рассматривается необходимость создания инновационной инфраструктуры, выявляются факторы, тормозящие инновационное развитие. Автор проводит сравнение государственной политики в сфере инноваций в странах СНГ и в ПМР.

Развитие инновационного строительства

В статье автор исследует инновационное развитие строительства в Пермском крае и в России в целом.

Роль инновационных изменений в организации

В данной статье рассмотрены проблемы управления инновационным процессом на предприятии. Выявлена классификация инноваций, рассмотрены этапы управления инновациям, а также рассмотрена роль инновации в развитии предприятий.

Национальная инновационная система как приоритет и фактор конкурентоспособного развития экономики России

В статье рассмотрены системообразующие факторы и условия формирования инновационной экономики в России. Сделан вывод о необходимости государственного регулирования сферы генерации инноваций и знаний, на основе системного подхода.

Организация инновационной деятельности в сельском хозяйстве Республики Узбекистан

В статье рассматриваются вопросы перехода экономики Узбекистана на инновационный путь развития на примере сельского хозяйства. Анализируются формы и методы экономического метода развития инновации в сельском хозяйстве.

Состояние рынка инноваций в России

В статье проанализировано состояние рынка инноваций в России в целом, приведены основные показатели, характеризующие инновационную деятельность России.

Инновационный потенциал как основа развития химической отрасли России

В тексте рассматривается влияние инноваций на экономику в целом. Отдельно рассмотрен инновационный потенциал химической отрасли как одной из наиболее перспективных в России.

Анализ зарубежного опыта по управлению инновационной деятельностью

В данной статье автор проводит анализ зарубежного опыта по управлению инновационной деятельностью.

Образовательная инноватика: к постановке вопроса

Статья посвящена развитию инновационных аспектов в области образования.

Похожие статьи

Управление инновационными проектами в Свердловской области

В статье рассматриваются теоретические аспекты инновационных проектов, анализируется инновационная деятельность Свердловской области.

Инновационная инфраструктура: проблемы и тенденции развития

В статье рассматривается необходимость создания инновационной инфраструктуры, выявляются факторы, тормозящие инновационное развитие. Автор проводит сравнение государственной политики в сфере инноваций в странах СНГ и в ПМР.

Развитие инновационного строительства

В статье автор исследует инновационное развитие строительства в Пермском крае и в России в целом.

Роль инновационных изменений в организации

В данной статье рассмотрены проблемы управления инновационным процессом на предприятии. Выявлена классификация инноваций, рассмотрены этапы управления инновациям, а также рассмотрена роль инновации в развитии предприятий.

Национальная инновационная система как приоритет и фактор конкурентоспособного развития экономики России

В статье рассмотрены системообразующие факторы и условия формирования инновационной экономики в России. Сделан вывод о необходимости государственного регулирования сферы генерации инноваций и знаний, на основе системного подхода.

Организация инновационной деятельности в сельском хозяйстве Республики Узбекистан

В статье рассматриваются вопросы перехода экономики Узбекистана на инновационный путь развития на примере сельского хозяйства. Анализируются формы и методы экономического метода развития инновации в сельском хозяйстве.

Состояние рынка инноваций в России

В статье проанализировано состояние рынка инноваций в России в целом, приведены основные показатели, характеризующие инновационную деятельность России.

Инновационный потенциал как основа развития химической отрасли России

В тексте рассматривается влияние инноваций на экономику в целом. Отдельно рассмотрен инновационный потенциал химической отрасли как одной из наиболее перспективных в России.

Анализ зарубежного опыта по управлению инновационной деятельностью

В данной статье автор проводит анализ зарубежного опыта по управлению инновационной деятельностью.

Образовательная инноватика: к постановке вопроса

Статья посвящена развитию инновационных аспектов в области образования.

Задать вопрос