Формирование познавательной активности младших школьников в процессе учебной деятельности на уроках с подвижными играми | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №44 (334) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 01.11.2020

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Черникова, Е. П. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе учебной деятельности на уроках с подвижными играми / Е. П. Черникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 369-374. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74661/ (дата обращения: 07.03.2021).



В данной статье авторы рассматривают познавательную активность учеников 4 класса на уроках с подвижными играми. Автором была использована методика Айзмана Р. И. по выявлению объективной оценки изменения познавательной активности.

Ключевые слова: познавательная активность, младшие школьники, подвижные игры.

Проблема познавательной активности — одна из самых основных и важных проблем педагогики. Психологи и педагоги пытаются ответить на следующий вопрос: что необходимо сделать для того, чтобы ребёнок хотел учиться.

Познавательная активность — сложное личностное образование, которое формируется под воздействием самых различных факторов — субъективных (любознательность, мотивация и др.) и объективных (внешние условия, приемы и методы преподавания).

В рамках современного социума, текущий вопрос становится все более актуальным. Развитие творческого потенциала личности, умение разбираться в нынешних жизненных условиях, поэтому важно в период начального школьного возраста сформировать познавательную активность.

Именно младший школьный возраст — это этап, когда содержательно формируются качества личности, закладываются основополагающие качества для проявления индивидуальности и неповторимость каждого ребенка, развития его познавательной активности. С началом школьного периода, у детей расширяется восприятие окружающего мира, расширяется круг общения, усиливается внутренняя потребность в самостоятельной познавательной деятельности.

Данная проблема и сегодня остаётся крайне актуальной. Стремительно меняется жизнь, так же стремительно меняются взгляды и представления детей, появляются новые причины, из-за которых они утрачивают интерес к школе. Поэтому необходимо обогащать учебный процесс интересным содержанием занятий, их новыми формами проведения и совершенствовать приёмы работы с детьми.

Проблема формирования познавательной активности, в силу своей практической значимости, постоянно обращала на себя внимание великих ученых. Своими корнями история образования и развития познавательной активности уходит в далекое прошлое. Так, великий чешский педагог и мыслитель XVII века Коменский Я. А. отмечал проблему формирования познавательной активности одной из основных при формировании личности ребенка: «юношество должно получать образование не кажущееся, а истинное, то есть чтобы разумное существо — человек — приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывая из книг и понимая чужие мысли о вещах или даже заучивая и воспроизводя их в цитатах, но и развивать в себе способность проникать в суть вещей, а так же собственное мнение и их понимание» [2, с. 34].

Опираясь на идеи Коменского Я. А., английский философ и педагог Джон Локк теоретически обосновал важность целенаправленной деятельности педагогов по развитию процесса познания у школьников: «К вещам, которые поставленному в тупик взгляду кажутся очень неясными с далекого расстояния, следует приближаться осторожно и размеренными шагами и сначала рассматривать то, что в них наиболее заметно, доступно и видно. Расчлените их на отдельные части и затем в соответствующем порядке сведите все, что должно быть узнано относительно каждой из этих частей, к ясным и простым вопросам. Тогда все, что считалось темным, запутанным и слишком трудным для наших слабых способностей, раскрывается перед нашим разумом…» [2, с. 123].

Формирование познавательной активности школьников — одна из самых актуальных и важных пpоблем на совpеменном этапе развития педагогической теории и практики, поскольку в процессе обучения решаются основные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном движении и поэтому актуальность существующей проблемы определила выбор темы данной работы.

Основное место в физическом воспитании детей занимают игры. В игровой деятельности ребенок находит выражение своих интересов, формирует личностные качества, определяющие успешность трудовой деятельности, создаются реальные жизненные ситуации, формируется способность ребенка к совместной деятельности для достижения цели. Одно из самых любимых занятий детей на уроках физической культуры — подвижные игры.

Правильно подобранная игра принесёт ожидаемый результат в решении поставленных задач, как перед игрой, так и перед уроком. Выбирая игру, учитываются задачи урока.

Объект исследования — процесс повышения познавательной активности учеников 4 класса.

Предмет исследования — роль методов обучения в формировании познавательной активности в процессе обучения младших школьников на уроках подвижных игр.

Цель исследования: выявить и охарактеризовать методы обучения, которые способствуют формированию познавательной активности учащихся начальной школы на уроках подвижных игр.

Гипотеза: мы предполагаем, что применение активных методов обучения обеспечит повышение уровня познавательной активности младших школьников на уроках подвижных игр.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить и обосновать комплекс организационно-методических условий, направленных на повышение познавательной активности, и разработать методику повышения познавательной активности учащихся 4 класса на уроках подвижных игр.
  2. Определить результативность разработанной методики формирования познавательной активности на основе анализа результатов констатирующего и формирующего этапов опытно-экспериментальной работы.

Для исследования особенностей формирования познавательной активности на уроках физической культуры было проведено исследование, в котором приняли участие учащиеся 4 класса в количестве 20 человек.

Эксперимент проводился в три этапа:

1 этап — констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня познавательной активности всех обучающихся 4 класса.

2 этап — формирующий. На этом этапе нами была организована работа по повышению уровня познавательной активности на уроках подвижных игр.

3 этап — контрольный. На этом этапе была выполнена повторная диагностика уровня познавательной активности обучающихся 4 класса, проведен сравнительный анализ полученных результатов.

Использовались методы наблюдения, анкетирование, для выявления уровня познавательной активности.

Анкетирование учащихся Кокуйской средней общеобразовательной школы № 1 осуществлялось с целью определения уровня развития структурных компонентов познавательной активности. С целью выявления объективной оценки изменения познавательной активности детей, в заполнении анкеты принимали участие практикантка и преподаватель физической культуры.

Использовалась модифицированная анкета Айзмана Р. И. При заполнении анкеты экспертам предстояло дать количественное выражение степени развития каждого из 5 компонентов познавательной активности в виде балльной оценки от 1 до 3 каждому ученику класса, учитывая, что 3 балла — самая высокая, 2 — средняя, 1 — низкая степень выраженности данного компонента.

Анкета Лусканова Н. Г. для оценки уровня мотивации школьников к занятиям физической культурой, которая состоит из 10 вопросов. Она помогает определять уровень мотивации учащихся к занятиям физической культурой.

Предложенная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики.

  1. Анкеты в напечатанном виде раздавались всем ученикам.
  2. Вопросы экспериментатор читал вслух, предлагались варианты ответов, дети отмечали подходящий.

Анкета позволяет осуществить повторные опросы для оценки динамики мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии школьника.

Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности развития познавательных интересов у младших школьников: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень — не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень — большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Высокий уровень — проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

В ходе формирующего этапа была внедрена методика формирования познавательной активности у учеников 4 класса на уроках подвижных игр. Эта работа в общем сводится к следующему: 1 и 3 уроки каждой недели проходили на формирование познавательной активности, а второй урок на развитие физических качеств рис. 1.

Схема экспериментальной модели

Рис. 1. Схема экспериментальной модели

После проведения формирующего этапа исследования, была проведена контрольная проверка детей исследуемого класса. В итоге проводилось повторное наблюдение за деятельностью учащихся на уроке по тем же критериям, что и на первоначальном этапе.

В результате проведения педагогического наблюдения были получены следующие результаты.

Диагностика развития познавательной активности у учащихся 4 класса

п/п

Фамилия,

имя учащегося

Критерии

Проявляет интерес

Эмоционально активен

Самостоятельно выполняет

Целеустремлен

Любознателен

Уровень:

1

Асламов И.

1

2

1

1

1

Средний

2

Бессонов И.

2

2

1

1

2

Высокий

3

Богатырева А.

2

2

2

2

2

Высокий

4

Бойцова Д.

1

1

1

1

1

Средний

5

Викулова Ю.

1

1

2

1

0

Средний

6

Гусевский Д.

0

0

1

0

1

Низкий

7

Дружинин Р.

1

1

1

1

1

Средний

8

Журба Ю.

1

2

2

2

2

Высокий

9

Калышкина К.

1

1

2

1

2

Средний

10

Красильникова А.

0

1

1

0

1

Низкий

11

Макарова Е.

1

1

2

1

1

Средний

12

Мигунова В.

2

1

1

1

1

Средний

13

Пискунова А.

1

0

1

0

0

Низкий

14

Плотникова Д.

2

1

2

1

1

Средний

15

Рябов Н.

0

0

0

1

1

Низкий

16

Танкевич А.

1

0

1

0

0

Низкий

17

Тарасова Д.

1

0

1

1

1

Средний

18

Татаринцева А.

2

1

2

2

2

Высокий

19

Черенщиков А.

2

2

2

2

2

Высокий

20

Юринский В.

0

1

0

1

1

Низкий

Такая таблица заполнялась для каждого учащегося на основе наблюдения за его учебной деятельностью. Каждый пункт оценивался по 3- бальной шкале: 0 баллов — не активен, 1 балл — нуждается в помощи учителя, 2 балла — самостоятельны, инициативны. Также были определены уровни развития познавательной активности: 0–3 — низкий уровень, 4–6 — средний уровень, 7–10 — высокий уровень. Подсчитывалась сумма баллов и переводилась в проценты. Результаты педагогического наблюдения отображены на рис. 2 и рис. 3.

Первичная диагностика развития познавательной активности у учащихся 4 класса

Рис. 2. Первичная диагностика развития познавательной активности у учащихся 4 класса

Уровни развития познавательной активности у учащихся 4 класса на этапе первичной диагностики

Рис. 3. Уровни развития познавательной активности у учащихся 4 класса на этапе первичной диагностики

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости их развития.

Уровни развития познавательной активности у учащихся 4 класса на этапе повторной диагностики

Рис. 4. Уровни развития познавательной активности у учащихся 4 класса на этапе повторной диагностики

Сравнение результатов педагогического наблюдения первичной и повторной диагностики

Рис. 5. Сравнение результатов педагогического наблюдения первичной и повторной диагностики

Отчетливо видно, что уровень развития познавательной активности значительно повысился от среднего уровня до высокого. Некоторые ученики находятся на среднем уровне, а были на низком.

Исходя из результатов, полученных при повторной диагностике, можно сделать вывод, что подтвердилась предложенная нами гипотеза, что эффективность развития познавательной активности у учеников 4 класса повышается, если: учебный процесс строится в форме целостной творческой познавательной деятельности, основой которой является организация творческого поиска игры. Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута.

Литература:

  1. Айзман Р. И. Подготовка ребенка к школе / Р. И. Айзман, Г. Н. Жорова, Л. К. Айзман и др. — 2-е изд., доп., перераб. — Томск: Пеленг, 1994. — 206 с
  2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения:в 2 т. Т. 1 / Я. А. Коменский. — м.: Педагогика, 1982. — 656 с.
  3. Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: учебно-методическое пособие / Н. Г. Лусканова. — Москва: Фолиум, 1999. — 32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная активность, уровень развития, физическая культура, игра, класс, урок, повторная диагностика, уровень, формирующий этап, этап.


Задать вопрос