Президент Российской Федерации — основной гарант прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (334) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 27.10.2020

Статья просмотрена: 6395 раз

Библиографическое описание:

Курданов, В. О. Президент Российской Федерации — основной гарант прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации / В. О. Курданов, М. В. Степанюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 242-245. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74507/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье освещаются вопросы роли Президента Российской Федерации, гаранта Конституции в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в России, рассматриваются отдельные виды механизмов защиты прав.

Ключевые слова: Президент, Российская Федерация, права, свободы, человек, гражданин.

The President of the Russian Federation is the main guarantor of human and civil rights and freedoms in the Russian Federation

The article highlights the role of the President of the Russian Federation, the guarantor of the Constitution in the protection of human and civil rights in Russia, discusses certain types of mechanisms for the protection of rights.

Keywords: President, Russian Federation, rights and freedoms of man and citizen.

Президент России является не только гарантом Конституции Российской Федерации, но и гарантом прав и свобод человека и гражданина часть 2 статьи 80 Конституции России.

В Российской Федерации конституционно закреплено, что государство защищает права и свободы человека и гражданина, при этом защита обеспечивается деятельностью государственных структур всех ветвей и уровней власти обретая при этом функциональную определенность: права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, права и свободы человека — являются высшей ценностью государства.

Особую роль в контроле соблюдения прав человека и гражданина Конституция отводит именно Президенту. Слова об обязанности защищать Конституцию, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, верно служить народу, присутствуют в тексте самой присяги на должность Президента, которую он приносит народу при инаугурации.

Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является то положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои обязанности, возложенные на них Конституцией в пределах своей компетенции, между тем обеспечить такое положение дел в государстве может только его Глава. Для этого самой Конституцией России ему предоставлены полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти.

Общие конституционные обязанности государства в области прав и свобод человека трансформируются в конкретные обязанности государственных органов и должностных лиц, смысл существования которых согласно статьи 18 Конституции РФ состоит в обеспечении прав и свобод личности и достигается эффективной деятельностью в рамках их собственной компетенции. Основной Закон Российской Федерации определяет статус Президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина, тем самым наделяя его возможностью создавать условия и средства их беспрепятственной реализации. Приоритетность положения Президента РФ в системе органов власти по обеспечению прав и свобод вполне обоснована, так как он выступает персонифицированным представителем страны, который координирует и обеспечивает бесперебойную работу всего государственного аппарата.

Полномочия главы государства по гарантированию соблюдения прав и свобод человека и гражданина рассматриваются как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле президентские полномочия по обеспечению прав и свобод человека и гражданина связаны с его компетенцией, установленной ч. 2 ст. 80 Конституции РФ. В этом случае Президент РФ выступает как гарант Конституции РФ, поскольку права и свободы человека и гражданина зафиксированы в Основном Законе страны и составляют его неотъемлемую и важную часть, обладающую повышенной защищенностью. В узком смысле президентские полномочия по гарантированию прав и свобод человека и гражданина следует рассматривать в соответствии со ст. 89 Конституций РФ: это и принятие решений по вопросам гражданства и предоставления политического убежища, осуществление процедуры помилования, присвоение почетных званий, высших воинских и специальных званий. Практическая реализация компетенции по гарантированию прав происходит через воздействие на органы соответствующих ветвей власти путем определения основных направлений государственной политики, правотворчества, участия в формировании и функционировании этих органов, непосредственное руководство органами власти в особо значимых сферах государственной жизни, а также взаимодействие с ними при решении важнейших для страны задач.

Гарантируя права и свободы, Президент РФ опирается на всю систему органов власти, обеспечивая эффективность законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти без вторжения в их компетенцию. Полномочия по осуществлению взаимного контроля действий и решений Президента РФ и органов государственной власти, направленны на благо как каждого человека, так и государства в целом.

Современная действительность свидетельствует о том, что права человека еще не на всех уровнях стали главным ориентиром в деятельности государственных органов и должностных лиц. Решить эту проблему в настоящее время призвано лицо, стоящее вне системы сдержек и противовесов, не обремененное корпоративными мотивами, а радеющее за общенациональные интересы государства в целом и отдельного человека в частности, коим несомненно и является Президент. Только глава государства способен обеспечить четкое управление, координацию и контроль в отношении гос. механизма, создать сквозную систему управления и взаимодействия, связать все этапы работы с процедурами деятельности и общими принципами и в этом ему, несомненно, помогает его Администрация, Администрация Президента.

По совокупности и значимости выполняемых функций глава государства занимает ведущее место в стране, что при этом не ограничивает самостоятельность этих органов, ввиду того, что он не подменяет их функции, не навязывает им принятие необходимых решений, но как глава обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие с целью достижения главной цели — реализацию прав и свобод человека и гражданина в своей стране. Взаимоотношения Главы государства с органами государственной власти, строятся в соответствии с принципами самостоятельности и независимости органов власти, с одной стороны, и единства власти — с другой в связи с особым местом главы государства в системе властей.

Сильная Президентская власть и широкие полномочия оправданы в настоящее время необходимостью обеспечения стабильного и планомерного развития России, однако это несправедливо часто становится объектом критики. По нашему мнению, такие полномочия являются необходимым в силу природы самого статуса Президента, поскольку именно он выступает системным координатором деятельности всего государственного аппарата, его органов и должностных лиц, обеспечивающих права, свободы и законные интересы российского населения. Его полномочия в данной сфере выражаются в различных формах: от определения основных направлений внутренней и внешней политики и создания концептуальных документов до обнародования общенациональных программ развития государства. Устанавливая общенациональные приоритеты, участвуя в формировании и функционировании органов государственной власти, Президент направляет и контролирует деятельность всего государственного механизма в русле выполнения главной задачи Российского государства — создания политического равновесия, гарантирующего эффективную и полноценную реализацию прав и свобод человека и гражданина.

Президент, выполняя функции Гаранта, выступает активным проводником реформ, в том числе в политической сфере. Он инициирует принятие законов, издает указы и распоряжения, направленные на реформирование государственной власти, укрепление федеративных отношений, защиту прав и свобод граждан, развитие различных институтов гражданского общества. Взаимодействие Президента России с Федеральным Собранием, служит важнейшим составляющим государственного строительства, защиты конституционного строя, правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина. В его основе лежат конституционные установки, связанные с обязанностью законодательной власти осуществлять государственную деятельность и принимать законы, смыслом и содержанием которых являются права и свободы гражданина России.

Участие Президента РФ в законодательном процессе — это возможность гарантировать со стороны руководства страны принятие законов, отвечающих интересам человека, принципам соблюдения и защиты прав и свобод, а также обеспечить единое правовое пространство на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с конституционной ролью Президент Российской Федерации: распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, назначает референдум, вносит в Государственную Думу законопроекты, подписывает и публикует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении дел в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Плодотворное взаимодействие Президента РФ и Государственной Думы, Совета Федерации имеет ключевое значение в формировании правовой Российской системы, создании нормативно правовой базы для проводимых социально-экономических преобразований, что, в конечном итоге, способствует эффективной реализации прав и свобод человека и гражданина. Формы такого взаимодействия разнообразны, однако все они сводятся к регулированию важнейших сфер государственной жизни с целью обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В настоящее время в особенности, после принятия поправок в нашу Конституцию Правительство выступает «Президентской командой». Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» не содержат точной, всеобъемлющей формулы, характеризующей взаимоотношения Президента РФ и Правительства РФ, закон не обусловливает необходимого общего руководства Президента Правительством, они выполняют свои функции без административной субординации, однако оказывая влияние на систему исполнительной власти и орган, возглавляющий ее, глава государства обеспечивает осуществление ими конституционных обязанностей в области прав человека и тем самым выполняет свою функцию гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Взаимодействие Президента России и Правительства самым непосредственным образом связано с правами человека и в соответствии с ч. 4 ст. 78 Конституции РФ воплощается в совместном обеспечении осуществления полномочий государственной власти на всей территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Главнокомандующий определяет национальные проекты как «Механизмы решения государственных задач», обозначив их как основополагающие ориентиры для всех органов государственной власти, требующие конструктивного сотрудничества всех ветвей власти, практическая реализация всех решений по приоритетным национальным проектам, ответственность за эффективное вложение в них средств лежат на федеральном Правительстве. Реализация приоритетных национальных проектов является важной составляющей политической стратегии развития Российского общества, в которой в полной мере проявляется роль руководителя страны как координатора деятельности всех уровней и ветвей власти в деле обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В нашем правовом государстве особое место в системе органов власти по защите прав человека занимает именно судебная власть как самая независимая ветвь государственной власти. Одной из основных гарантий самостоятельности и независимости судебной власти является особый порядок назначения судей. Президент РФ участвует в формировании всех федеральных органов судебной власти. Наделение Президента столь широкими полномочиями по формированию судейского корпуса произошло только с принятием Конституции в 1993 году. Вопросам совершенствования правосудия в России Президент РФ и его Администрация уделяют самое пристальное внимание. Во взаимодействии Президента РФ и органов судебной власти глава государства выступает как координатор их деятельности по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, а также как орган государственной власти в качестве стороны в процессе судопроизводства, в том числе Конституционного. Определяющей является роль первой группы взаимоотношений, которая позволяет главе государства обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие судебной власти с другими органами власти при проведении единой госполитики в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

Глава Российского государства активно и тесно взаимодействует с судебными органами с целью эффективного обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Такое взаимодействие носит многоплановый характер, как глава государства Президент РФ располагает значительными полномочиями по формированию, определению кадрового состава, организационно-правовому и материально-техническому обеспечению судов. Такие полномочия обусловлены, прежде всего, необходимостью создания независимости и справедливости этих органов. Между тем особенностью таких полномочий является то, что Президент не указывает судебным органам и не применяет к ним властные полномочия, касающиеся отправления правосудия.

Помилование — традиционная функция главы государства. Это акт верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания или заменяет наказание, на более мягкое. Осуществляя акт помилования, Президент не вторгается в полномочия судебной власти, изменяя меру наказания, а лишь проявляет гуманность для облегчения участи осужденного с надеждой на осознание осужденным своего шанса на исправление.

В соответствии с частью 3 статьи 50 Конституции Российской Федерации каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании. Согласно п. «о» ст. 71 Конституции вопросы помилования относятся к исключительному ведению Российской Федерации. Так, согласно ст. 85 Уголовного кодекса Российской Федерации помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица и оформляется указом. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть уменьшено или заменено более мягким видом наказания. Также с лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

При Президенте существует Совет по развитию гражданского общества и правам человека, который является консультативным органом образованным в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию различных институтов гражданского общества в Российской Федерации, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета.

Основными задачами столь важного для страны органа является подготовка предложений по совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, находящихся за её пределами, систематическое информирование Президента России о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и за рубежом, организация проведения экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих регулирование вопросов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений, содействие координации деятельности правозащитных общественных объединений и их взаимодействию с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, содействие разработке механизмов общественного контроля в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.

Кроме того, Совет осуществляет законотворческую деятельность, анализ законодательства и правоприменительной практики, координацию деятельности неправительственных организаций, проводит деятельность, направленную на борьбу с неуставными отношениями в вооруженных силах РФ, работу по рассмотрению обращений граждан, взаимодействие с ведомствами и региональными властями по профильным вопросам.

Так по инициативе Совета при Президенте Российской Федерации по развитию институтов гражданского общества и правам человека: Президент дал поручение создать рабочую группу и разработать поправки в Закон РФ «О гражданстве», что было сделано с участием членов Совета. К 11 ноября 2003 года поправки были приняты и вступили в силу. 1 августа 2005 года подписал Указ № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы». В соответствии с данным Указом ежемесячную прибавку к пенсии получили более 90 тысяч военных пенсионеров, ставших инвалидами вследствие травм, полученных ими при исполнении перед Страной своего воинского долга. В декабре 2015 года члены Совета просили Следственный комитет России проверить 159 случаев гибели российских военнослужащих в 2014–2015 годах.

Кроме того, Президент России, сотрудники Администрации Президента неустанно ведут работу с письмами и обращениями граждан по самым различным вопросам. Только за 3 квартал 2020 года в Управление Президента по работе с обращениями граждан и организаций поступило 220 893 обращения, 72 002 запроса информации и 75 024 сообщения, в том числе 2,9 % из иностранных государств.

Исходя их вышеизложенного, мы приходим к однозначному выводу о том, что в настоящее время и в существующих Российских реалиях, именно Президент Российской Федерации является той ключевой фигурой, которая может и способствует реальному укреплению и соблюдению прав и свобод человека и гражданина в нашей стране, по праву являясь и именуясь Гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
  3. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе».
  4. Указ Президента РФ от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации»).
  5. Путин В. В. «Какую Россию мы строим» // Российская газета. — 2000. — 11 июля.
  6. Тихон Елена Анатольевна, автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, по теме: Президент Российской Федерации — Гарант прав и свобод человека и гражданина.
  7. Тихон Е. А. Полномочия Президента РФ по гарантированию прав и свобод человека и гражданина // Вестник СГАП. 2006. № 5.
  8. http://kremlin.ru
  9. http://kremlin.ru/structure/president/authority/human-rights
Основные термины (генерируются автоматически): свобода человека, Российская Федерация, государственная власть, гражданин, глава государства, орган, Президент РФ, судебная власть, Конституция РФ, Президент.


Похожие статьи

Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации и его обеспечение

В преамбуле к Конституции Российской Федерации — «утверждая права и свободы, человека, гражданский мир и согласие» указаны основные цели, ради которых был принят Основной закон. Конституционно-правовой статус человека и гражданина является одной из ...

Всеобщая декларация прав человека и её действие в Российской Федерации

Статья посвящена анализу ключевых утверждений «Всеобщей декларации прав человека», выражению и реализации их в российском обществе. Обозначена идея создания Декларации и трактовка её основных статей в законодательстве Российской Федерации. Основной ц...

Основополагающие теоретико-правовые аспекты механизма, поддерживающего обеспечение абсолютных прав и свобод человека в рамках конституционного права Российской Федерации

В данной статье автор предлагает подробнее рассмотреть конституционно-правовой статус человека, который основан на абсолютных правах и свободах, кои не могут быть отданы или ограничены, потому как их выполнение и защита зависит от окружающих людей, о...

Правовое развитие российского общества: проблемы и решения

Данная статья посвящена правовому развитию российского общества. Взаимная ответственность государства и гражданина. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданином. В статье пред...

Проблемы квалификации похищения человека как преступления, посягающего на свободу личности

В обязанности любого государства, в том числе и Российской Федерации, вся нормотворческая доктрина которой сводится к превознесению человека, с его свободами и правами, входят сбережение и преумножение граждан, создание благоприятных и безопасных усл...

Место конституционного права человека и гражданина на свободу мнения, совести и вероисповедания в системе конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации на современном этапе

В статье дана краткая характеристика конституционного права на свободу мнения, совести и вероисповедания, определено место данного права в системе конституционных прав и свобод личности в России. Особое внимание уделено вопросу взаимосвязи данного пр...

Защита прав несовершеннолетних граждан в РФ

В данной статье указываются определенные проблемные аспекты, непосредственно воздействующие на механизм обеспечения защиты прав несовершеннолетних граждан в РФ. Рассматриваются основные права и свободы, признаваемые и гарантируемые законом в нашей ст...

Доступность правосудия как ресурс защиты законных интересов граждан

В статье анализируются понятия доступности правосудия и реализации прав человека. Также уделяется особое внимание понятию «законные интересы», осмысляется реализация прав и свобод человека в современном мире. В статье затрагивается одна из ключевых п...

Абсолютные права в Конституции Российской Федерации и зарубежном законодательстве

В статье рассмотрены конституционно закреплённые возможности и необходимые условия ограничения прав и свобод человека и гражданина. А также исследована целесообразность ограничения прав и свобод человека и гражданина с целью защиты основ конституцион...

Свобода слова как одна из форм реализации публично-политических прав и свобод граждан Российской Федерации

В данной статье рассматривается нормативно-правовое содержание свободы слова и ее место в системе прав и свобод граждан Российской Федерации. Анализируется рейтинг свободы СМИ, составленный международной неправительственной организацией Freedom House...

Похожие статьи

Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации и его обеспечение

В преамбуле к Конституции Российской Федерации — «утверждая права и свободы, человека, гражданский мир и согласие» указаны основные цели, ради которых был принят Основной закон. Конституционно-правовой статус человека и гражданина является одной из ...

Всеобщая декларация прав человека и её действие в Российской Федерации

Статья посвящена анализу ключевых утверждений «Всеобщей декларации прав человека», выражению и реализации их в российском обществе. Обозначена идея создания Декларации и трактовка её основных статей в законодательстве Российской Федерации. Основной ц...

Основополагающие теоретико-правовые аспекты механизма, поддерживающего обеспечение абсолютных прав и свобод человека в рамках конституционного права Российской Федерации

В данной статье автор предлагает подробнее рассмотреть конституционно-правовой статус человека, который основан на абсолютных правах и свободах, кои не могут быть отданы или ограничены, потому как их выполнение и защита зависит от окружающих людей, о...

Правовое развитие российского общества: проблемы и решения

Данная статья посвящена правовому развитию российского общества. Взаимная ответственность государства и гражданина. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданином. В статье пред...

Проблемы квалификации похищения человека как преступления, посягающего на свободу личности

В обязанности любого государства, в том числе и Российской Федерации, вся нормотворческая доктрина которой сводится к превознесению человека, с его свободами и правами, входят сбережение и преумножение граждан, создание благоприятных и безопасных усл...

Место конституционного права человека и гражданина на свободу мнения, совести и вероисповедания в системе конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации на современном этапе

В статье дана краткая характеристика конституционного права на свободу мнения, совести и вероисповедания, определено место данного права в системе конституционных прав и свобод личности в России. Особое внимание уделено вопросу взаимосвязи данного пр...

Защита прав несовершеннолетних граждан в РФ

В данной статье указываются определенные проблемные аспекты, непосредственно воздействующие на механизм обеспечения защиты прав несовершеннолетних граждан в РФ. Рассматриваются основные права и свободы, признаваемые и гарантируемые законом в нашей ст...

Доступность правосудия как ресурс защиты законных интересов граждан

В статье анализируются понятия доступности правосудия и реализации прав человека. Также уделяется особое внимание понятию «законные интересы», осмысляется реализация прав и свобод человека в современном мире. В статье затрагивается одна из ключевых п...

Абсолютные права в Конституции Российской Федерации и зарубежном законодательстве

В статье рассмотрены конституционно закреплённые возможности и необходимые условия ограничения прав и свобод человека и гражданина. А также исследована целесообразность ограничения прав и свобод человека и гражданина с целью защиты основ конституцион...

Свобода слова как одна из форм реализации публично-политических прав и свобод граждан Российской Федерации

В данной статье рассматривается нормативно-правовое содержание свободы слова и ее место в системе прав и свобод граждан Российской Федерации. Анализируется рейтинг свободы СМИ, составленный международной неправительственной организацией Freedom House...

Задать вопрос