В данной статье раскрывается правоспособность и дееспособность юридического лица. Рассматриваются изменения законодательства о юридических лицах в части правоспособности юридического лица.
Ключевые слова: юридическое лицо, гражданское законодательство, правоспособность, лицо, учредительный документ.
В российских реалиях происходит построение новой системы юридических лиц, которая и по сей день динамично модернизируется. Большое количество изменений в последнее десятилетие было принято и в части правовых базовых принципов регулирования института юридических лиц.
Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), а также исходя из содержания п. 1 ст. 48 ГК РФ [1], юридические лица, как и любые другие участники гражданско-правовых отношений, наделены правоспособностью и дееспособностью.
Суть правоспособности юридического лица состоит в том, что она представлена в виде возможности юридического лица, которая признается государством, обладать гражданскими правами, целями осуществляемой деятельности, которые должны быть предусмотрены в учредительных документах такого лица, а также нести связанные с данной деятельностью возникающие обязанности.
В свою очередь, дееспособность юридического лица можно охарактеризовать, как его способность от своего имени приобретать, а также реализовывать имущественные и личные неимущественные права, а наравне с этим создавать для себя обязанности и исполнять их.
Согласно гражданскому законодательству, юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью с момента государственной регистрации, а их действие прекращается с его ликвидацией.
В правовой доктрине правоспособность юридического лица делится на общую и специальную. Некоторые авторы предлагают иной подход. Например, С. С. Ященко в своей статье на тему «Правоспособность юридических лиц» [6, с. 305–306] отмечает три вида правоспособности юридических лиц: общую, специальную и исключительную. Исключительная правоспособность заключается в том, что такая правоспособность может возникать только у конкретных видов юридических лиц.
Также, автор считает, что юридической лицо может лишь отчасти быть наделенным правоспособностью, пока не совершит определенное действие, например, пока не получит лицензию, а также правоспособность имеет свойство быть более расширенной или наоборот. Нельзя не согласиться с такой точкой зрения, так как, например, в ходе банкротства юридическое лицо может утрачивать какое-либо право, соответственно, его правоспособность сужается.
Точка зрения, согласно которой лицо наделяется правоспособностью в полной мере лишь тогда, когда совершает определенное действие спорна, так как, если взять вышеуказанный пример с получением лицензии, юридическое лицо не сможет осуществлять какие-либо действия, которые требуют особого разрешения, без такового. Поэтому, юридическое не сможет воспользоваться наделенными ему правами в полной мере, а значит и его правоспособность не будет реализована должным образом.
Заслуживает внимания работа С. Н. Прошина «Развитие правоспособности юридического лица в российском гражданском законодательстве» [5, с. 106–109] так как в ней рассматривается понятие правоспособности юридического лица в исторической ретроспективе. Заключения автора дают возможность проследить изменения не только российского, но и советского законодательства о юридических лицах с целью обобщения и выявления изменений таких норм. Так, автор пишет, что исходя из законодательства дореволюционного периода, можно отметить, что в то время существовала доктрина, которая узаконила тот факт, что в случае выхода за границы правоспособности действия организации, они могли признаваться организациями, не имеющими юридических последствий. Ограничение правоспособности возникала лишь потому, что у участников такой организации была ограниченная ответственность. В ходе реформ гражданского законодательства, сам законодатель постепенно отошел от такой идеи, и ситуация стала меняться как в теории, так и в рамках практической деятельности. Необходимо отметить, что на том этапе развития законодательства о юридических лицах нормы стали более совершенными. С. Н. Прошин связывает такое явление с переходом к рыночной экономике. С ним нельзя не согласиться. Ведь лишь благодаря такой модернизации законам уже «приходилось» совершенствоваться.
Объем правоспособности юридического лица определяется исходя из содержания учредительных документов. Ученые-правоведы немало внимания уделяют проблеме учредительных и иных документов юридического лица. Так, отдельного внимания заслуживает работа Ю. С. Поварова «Учредительные и внутренние документы юридических лиц» [4, с. 180–185]. В ней анализируются изменения гражданского законодательства в части актов локального регулирования юридических лиц. К таким актам относятся учредительный документ, а также внутренний регламент и другие внутренние документы, создаваемые организацией. Автор указывает на тенденцию к ослаблению регламентационного значения устава. Значительная часть уделяется порядку утверждения и корректировки учредительного документа.
Согласно п. 2 ст. 65.3 ГК РФ в организациях с корпоративным устройством законодатель регламентирует, что утверждение и изменение устава принадлежит исключительной компетенции высшего органа корпорации, а также устанавливает запрет, касающийся непубличных хозяйственных обществ, связанный с передачей на рассмотрение коллегиального органа управления, а также коллегиального исполнительного органа вопроса о том, что необходимо внести изменения в устав или произвести утверждение устава в новой редакции.
Данная позиция, на наш взгляд, говорит о несомненной важности учредительного документа. Согласно ст. 12 ФЗ «Об акционерных обществах» [2] возможны изъятия в некоторой части из условий, касающихся введения изменений, а также дополнительных положений в устав акционерной компании по решению общего собрания акционеров. Все вышеуказанные доводы не указывают на то, что происходит ослабление значимости устава. Наоборот, они в наибольшей степени их подчеркивает.
Необходимо также отметить, что коммерческие организации наделены общей правоспособностью в случае, когда в учредительных документах нет указания на исчерпывающий перечень видов реализуемой деятельности. Другими словами, у данных организаций существует возможность осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, и, кроме того, реализовывать любые сделки.
Специальной правоспособностью наделяются чаще всего государственные унитарные предприятия, так как в их учредительных [2] документах, а также законом, устанавливается определенная деятельность, которую они должны осуществлять.
Также, юридическое лицо может быть ограничено в своих правах только тогда, когда это предусмотрено законом. Юридическое лицо также наделено правом на обжалование такого ограничения в суде.
Как уже говорилось раннее, дееспособность юридического лица — его способность от своего имени приобретать, а также реализовывать имущественные и личные неимущественные права, а наравне с этим создавать для себя обязанности и исполнять их. Наука гражданского права различает два вида дееспособности юридического лица [3, с. 47]. Первый — это участие юридического лица в гражданском обороте, а также в его отношениях с другими участниками такого оборота. Иными словами, сюда можно включить заключение различных сделок, а также договоров, защита и представление своих интересов в судах общей юрисдикции или арбитражных судах. Второй вид дееспособности — это осуществление внутрихозяйственной деятельности юридического лица по исполнению возложенных на него обязанностей. В итоге, хотелось бы отметить, что правоспособность юридического лица заключается в том, что она представлена возможностью юридического лица, которая признается государством, обладать гражданскими правами, а также целями реализуемой деятельности лица. Такие цели должны быть отражены в обязательном порядке в учредительных документах юридического лица, а также нести обязанности, которые появляются в связи с реализацией такой деятельности.
Общепринято, что правоспособность юридического лица делится на общую и специальную. М. Н. Малахова и ряд иных авторов отмечают три вида правоспособности юридических лиц: общую, специальную и исключительную.
В свою очередь, дееспособность юридического лица можно охарактеризовать как его способность от своего имени приобретать, а также реализовывать имущественные и личные неимущественные права, а наравне с этим создавать для себя обязанности и исполнять их.
Согласно гражданскому законодательству, юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью с момента государственной регистрации, а их действие прекращается с его ликвидацией.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 12.05.2020) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
- Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 1.
- Гражданское право. Часть 1. Том 2: учебник. — Москва, Волгоград: Зерцало-М, Волгоградский гуманитарный институт, 2015. — С. 47.
- Поваров, Ю. С. Учредительные и внутренние документы юридических лиц / Ю. С. Поваров. — № 11–1 (122). -: Вестик СамГУ, 2014. — 251 c.
- Прошин, С. Н. Развитие правоспособности юридического лица в российском гражданском законодательстве / С. Н. Прошин. — № 2. -: Бизнес в законе, 2017. — 198 c.
- Ященко, С. С. Правоспособность юридических лиц: проблемы перспективы развития / С. С. Ященко, Р. А. Шпирюкова, Р. А. Прощалыгин. — № 2. — г. Чебоксары: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 21 мая 2018 г.), 2018. — 452 c.