В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению функционально-ролевых позиций педагогов дошкольной образовательной организации. Описана диагностика Р. Белбина.
Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, педагогический состав, роль, совместная деятельность, команда, педагогическая команда.
В современной дошкольной образовательной организации главным ресурсом эффективного функционирования является кадровый. Максимально эффективная единица человеческого ресурса — сплоченная команда профессионалов. На протяжении последних десятилетий в теории и практике управления образовательными системами пристальное внимание приковано к процессу создания и непосредственной работе с «командами» (тимбилдинга) внутри педагогического коллектива [3].
Педагогическое командообразование, или педагогический тимбилдинг (от англ. «team building» — построение команды), представляет собой комплекс специально организованных мероприятий, направленных на организацию совместной деятельности педагогических работников ради достижения целей образовательной организации.
Для организации сплоченной, эффективной команды важно учитывать ролевые позиции педагогов — участников педагогической команды.
Концепцию моделирования ролевого взаимодействия в педагогической команде рассматривали в своих трудах А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. Е. Шиманский [2].
При определении функционально-ролевых позиций педагогов с целью формирования команды могут представлять интерес различные диагностические методы.
На наш взгляд, наиболее практичным из такого рода тестов является тест Р. М. Белбина [1]. На основании исследований автор выделил восемь типов ролей, которые исполняет человек в коллективе в зависимости от личных особенностей и качеств и дал им образные названия:
– исполнитель (практичный, дисциплинированный работник) (И),
– председатель (спокойный, уверенный координатор работы, способный объединить людей вокруг общей цели) (П),
– формирователь (организатор, мужественный, энергичный, нетерпеливый, с быстрой реакцией) (Ф),
– мыслитель (генератор, творческий источник здравых идей) (М),
– разведчик (искатель, «охотник за идеями» вне пределов группы) (Р),
– оценщик (рассудительный, осторожный член команды, способный оценить и учесть возможные риски) (О),
– коллективист (мягкий, дипломатичный, умеющий выслушать, примирить, успокоить) (К),
– доводчик (финишер, завершитель: организованный, добросовестный, любящий доводить начатое дело до конца) (Д).
Цель данной диагностики: определить функционально-ролевые позиции человека в коллективе, а также роли, от которых человек как член коллектива предпочел бы отказаться.
Тест Белбин состоит из семи разделов. В каждом из разделов респондент должен распределить 10 баллов между возможными ответами согласно представлению респондента об их соответствии вашему собственному поведению. Эти десять баллов распределяются между несколькими утверждениями или приписываются одному ответу.
Нами было проведено эмпирическое исследование с целью выявления функционально-ролевых позиций педагогов дошкольной образовательной организации для проведения в дальнейшем педагогического тимбилдинга.
Содержание теста Р. Билбина было оформлено с помощью сервиса Google Формы и выполнено педагогами в дистанционном режиме.
В исследовании приняло участие 6 респондентов из детского сада № 1, 10 респондентов из детского сада № 2 и 10 респондентов из детского сада № 3.
Функционально-ролевые позиции педагогов детского сада № 1 распределились следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Функционально-ролевые позиции педагогов детского сада № 1
Респондент детского сада № 1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Роли |
Р |
Д П |
Ф Р |
Р О |
И Р О |
И Р |
Количественные результаты эмпирического исследования распределились следующим образом: разведчик — 42 %, исполнитель — 17 %, оценщик — 17 %, доводчик — 8 %, председатель — 8 %, формирователь — 8 %.
В этой группе респондентов отсутствует мыслитель, определяемый как генератор, творческий источник здравых идей
Также отсутствует коллективист, мягкий, дипломатичный член команды, умеющий выслушать, примирить, успокоить. Можно предположить, что в конфликтной ситуации команде будет непросто найти общее решение без споров и разногласий.
Четверо респондентов из шести оказались «разведчиками», вклад которых в работу команду не очень понятен.
Только двое респондентов готовы быть исполнителями и один способен довести начатое дело до конца.
У команды, объединяющей педагогов, стоящих на таких функционально-ролевых позициях, вероятность эффективной работы, с нашей точки зрения, достаточно низкая.
Функционально-ролевые позиции педагогов детского сада № 2 распределились следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Функционально-ролевые позиции педагогов детского сада № 2
Респондент детского сада № 2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Роли |
Р |
Д П |
Д |
Р |
Р О |
П |
И |
Д |
И |
Р |
Количественны результаты эмпирического исследования распределились следующим образом: разведчик — 33 %, доводчик — 25 %, председатель — 17 %, оценщик — 8 %, исполнитель — 17 %.
В данной группе респондентов отсутствует формирователь, коллективист, мыслитель.
Формирователь необходим для того, чтобы команда принимала действительно продуманные и оптимальные решения. Его мужество и энергия позволяют преодолевать трудности.
Без коллективиста в команде, проявятся сложности в сглаживании возникающих между членами команды разногласий.
В каждой команде должен быть хотя бы один ярко выраженный интеллектуал «генератор идей». В данной группе он отсутствует.
Четверо из десяти разведчики, «охотники за идеями» вне пределов группы. В команде достаточно одного игрока с такой ролью.
Трое доводчиков, способных довести дело до конца.
Два председателя, уверенных координаторов работы, способных объединить людей вокруг общей цели.
Двое практичных работников (исполнителей), работающих преимущественно на команду, а не ради удовлетворения собственных интересов. Умеют реализовать идеи в практических действиях.
Один оценщик, способный сдерживать чрезмерные проявления энтузиазма, отвлекающие от главных направлений деятельности команды.
У команды, объединяющей педагогов, стоящих на таких функционально-ролевых позициях, вероятность эффективной работы, с нашей точки зрения, низкая.
Функционально-ролевые позиции педагогов детского сада № 3 распределились следующим образом (табл. 3).
Таблица 3
Функционально-ролевые позиции педагогов детского сада № 3
Респондент Детского сада № 3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Роли |
П |
Д |
М |
Ф Д |
Д П |
О М К |
Д П |
Д Ф |
П М |
К Ф |
Количественные результаты эмпирического исследования распределились следующим образом: председатель — 17 %, доводчик — 29 %, мыслитель — 18 %, формирователь — 18 %, оценщик — 6 %, коллективист — 12 %.
В данной группе респондентов присутствуют шесть типов ролей из восьми, но отсутствует исполнитель, который необходим для того, чтобы команда продвигалась в работе над своим проектом. Это ключевая роль для успеха.
Отсутствует разведчик, способный активно исследовать возможности команды, появляющиеся во внешнем окружении. Команда упускает многие интересные возможности, поскольку не следит за тем, что происходит вокруг
Пять человек доводчиков, способных следить за тем, чтобы намечаемые командой дела обязательно доводились до получения нужного результата.
Четыре председателя. Очевидно, что без этой роли результативная работа над общим делом невозможна, но, если в группе есть несколько доминирующих индивидов, конкуренция может привести к тому, что они будут без конца перебивать других или произносить параллельные монологи. Такой результат редко может кого-то удовлетворить.
Три мыслителя, обитающих в «мире идей», для которых характерны трудности при коммуникации с коллегами. Если представителей одной роли — много, то их можно объединять в группу, получая как бы одного «коллективного» исполнителя роли. Например, хотя мыслители по большей части индивидуалисты, их можно объединить в креативную группу — постоянно или хотя бы на время мозгового штурма — и тогда на выходе мы имеем предложения от «коллективного» генератора идей.
Три формирователя. Формирователи всегда выступают как побудители к действию, и если команда склонна к бездействию или самодовольству, то присутствие Формирователя выведет ее из этого состояния.
Два коллективиста. Если в команде есть сложные в общении люди, то коллективисты способны оказать мягкое воздействие на ситуацию и предотвратить потенциальные конфликты, тем самым оказывая помощь формальному лидеру команды в выполнении поставленной задачи.
Один оценщик, способный критически оценивает достигнутое и помогает придерживаться принятых стандартов качества выполнения той или иной работы.
У команды, объединяющей педагогов, стоящих на таких функционально-ролевых позициях, вероятность эффективной работы, с нашей точки зрения, средняя. При отсутствии в команде исполнителя остается много «неинтересных» дел, которые никто не выполняет. Это часто происходит в компании, состоящей из творческих и инициативных людей, где каждый стремится, прежде всего, реализовать собственный потенциал. В такую команду важно добавить педагогов с позицией исполнитель.
Результаты эмпирического исследования показали, что собранные по случайному принципу команды мало эффективны, поэтому, с нашей точки зрения, требуется предварительная диагностика, направленная на выявление функционально-ролевых позиций педагогов.
Кроме того, результаты эмпирического исследования подтвердили тот факт, что один и тот же человек может занимать одновременно несколько функционально-ролевых позиций в команде. Это положительный факт: чем шире спектр позиций, которые способен занять человек в команде, тем лучшим командным «игроком» он является.
Результаты исследования позволят нам:
– переориентировать роли членов команды,
– сформировать сбалансированную команду,
– сплотить членов команды.
Четкое осознание своей функционально-ролевых позиций в определенной команде поможет развить педагогам сильные стороны и исправлять недостатки, как командного игрока, значительно улучшая индивидуальный вклад в работу команды.
Литература:
- Белбин, М. Р. Типы ролей в командах менеджеров / М. Р. Белбин. — Москва: Изд-во: HIPPO, 2003. — 232 c. — Текст: непосредственный.
- Сиротюк, А. Л. Концептуальные основы моделирования ролевого взаимодействия в педагогической команде общеобразовательной школы / А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. Е. Шиманский. — Текст: непосредственный // Вестник экспериментального образования. — Тверь:, 2017. — С. 34–46.
- Шестова, Е. И. Организационно-педагогические условия командообразования педагогов в дошкольной образовательной организации: специальность 44.04.01 «дошкольная педагогика»: диссертация магистерская / Шестова Екатерина Ивановна; «Тольяттинский государственный университет». — Тольятти, 2017. — 120 c. — Текст: непосредственный.