Медиаграмотность молодого родителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 октября, печатный экземпляр отправим 3 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 14.10.2020

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Егорова, И. А. Медиаграмотность молодого родителя / И. А. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 271-273. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74188/ (дата обращения: 16.10.2021).



Настоящая статья направлена, в первую очередь, на определение сущности и важности медиаграмотности молодого родителя в медиаобразовательной деятельности детей. Кроме того, в статье выявлена проблематика вседозволенности и отсутствия родительского регулирования в использовании детьми средств массовой информации, а также выделены типы посредничества родителей в данном процессе.

Ключевые слова: медиаграмотность, молодой родитель, медиаобразование детей, средства массовой информации.

Медиаграмотность сегодня является ключевой компетенцией. Поскольку средства массовой информации вездесущи, важно научить детей разумному использованию медиасредств и выработать критическое отношение к ним. Для этого детям нужны хорошие образцы для подражания, которые проявляют к ним интерес и при необходимости могут устанавливать границы. Поэтому ответственность за медиаобразование детей и подростков не может быть возложена исключительно на учителей и школы — скорее, это семья, где закладываются краеугольные камни личностного развития, и, безусловно, семья также должна играть активную роль в медиаобразовании детей.

Медиаграмотность трактуется как способность идентифицировать различные типы медиа и понимать сообщения, которые они посылают [2, С. 59]. Дети воспринимают огромное количество информации из самых разных источников, далеко выходящих за рамки традиционных средств массовой информации (телевидение, радио, газеты и журналы). Есть текстовые сообщения, мемы, вирусные видео, cоциальные сети, видеоигры, реклама и многое другое.

Цифровая эпоха сделала создание медиа легким делом для любого человека. Мы не всегда знаем, кто создал что-то, почему они это сделали, является ли вообще данная информация достоверной. Это затрудняет изучение и обучение медиаграмотности. Однако, медиаграмотность является важным навыком в цифровую эпоху.

Хотя многие дети превращаются в относительно компетентных пользователей технологий уже в раннем возрасте, родители по-прежнему являются посредниками, учителями и сторожами использования средств массовой информации детьми [1, С. 56]. Важность родителей для медиапрактики детей определяет их медиаиндуцированное обучение, игру и социальное развитие.

Родительское посредничество рассматривается как ключевая стратегия развития у детей навыков использования и интерпретации средств массовой информации, содействия позитивным результатам и предотвращения негативного воздействия средств массовой информации на ребенка [3, Р. 50]. Физические, эмоциональные и социальные переживания, такие как использование средств массовой информации, а также социальные взаимодействия, связанные с этой деятельностью с родителями, братьями и сестрами, обеспечивают основу для развития ребенка [2, С. 61].

Родители широко различаются в своей практике посредничества как в типах стратегий, так и в частоте применения этих стратегий [5, Р. 50]. Некоторые родители намеренно создают определенное медиапространство дома, например, ограничивая количество различных гаджетов в доме в пользу свободной игры и творческой деятельности. Многие считают, что медиа несут образовательную ценность, и используют определенные электронные устройства в качестве награды за хорошее поведение, выбирают конкретные цифровые устройства, которые предоставляют им возможность глубоко участвовать в совместной игре и обучении со своими детьми.

В отличие от преднамеренного создания «образовательной» среды, родители могут также использовать медиа-устройства для отдыха и развлечений ребенка. Таким образом, родители, например, передают свои мобильные устройства своим маленьким детям дома или во время ожидания.

Родители должны уметь применять различные процедуры по регулированию использования детьми средств массовой информации. Данные процедуры можно разделить на различные типы родительского посредничества [5, Р. 49]:

  1. Установление ограничений по времени и содержанию.
  2. Обсуждение содержания и предоставление объяснений или инструкций ребенку для повышения безопасности, повышения критической осведомленности или стимулирования результатов обучения.
  3. Преднамеренное совместное использование средств массовой информации с ребенком, главным образом в развлекательных или образовательных целях.
  4. Использовать технические ограничения, к примеру, «родительский контроль», предоставляемый медиа-устройствами для регулирования или блокирования неприемлемого контента.

На данном этапе развития медиа родители варьируют свои стратегии по посредничеству в соответствии со своими взглядами на различные эффекты медиаконтента на детей [4, Р. 3430]. Родители, обеспокоенные рисками и вредом, чаще всего пытаются защитить своих детей путем мониторинга, применения ограничений на использование средств массовой информации, наблюдения за ребенком и критического разговора с ним о медиаконтенте, в то время как родители, которые считают, что средства массовой информации предлагают образовательные или развлекательные возможности, чаще совместно используют средства массовой информации со своим ребенком или активно обсуждают контент [4, Р. 3432].

Многие родители считают, что благодаря использованию средств массовой информации их маленькие дети развивают в соответствии с их физическими, когнитивными и эмоциональными способностями широкий спектр медийных навыков, определяемых как знания и понимание ребенком роли средств массовой информации и технологий в обществе [3, Р. 58].

Поскольку инновации происходят так быстро в электронном мире, многие родители могут чувствовать, что они не могут помочь своим детям ориентироваться в бесконечных просторах медиапространства [3, Р. 51]. Но даже если они не знают всего о каждом технологическом прогрессе, родители являются важнейшей заинтересованной стороной в обучении детей безопасному и здоровому использованию различных медиаресурсов. Молодой родитель может усилить образовательные сообщения о медиаграмотности дома и сформировать мощное партнерство.

Можно сделать вывод, что обучение детей медиаграмотности в качестве лекций и нотаций не очень эффективно; его лучше включить в повседневную деятельность. Например, с маленькими детьми можно обсуждать знакомые им вещи, но на которые они могут не обращать особого внимания; с более старшими детьми можно общаться через средства массовой информации, которые им нравятся, и взаимодействовать с ними. К ним относятся видео на YouTube, вирусные мемы из интернета или реклама видеоигр.

Молодые родители могут обеспечить базовое понимание и передать опыт детям с навыками расшифровки, интерпретации и перевода сообщений, представленных средствами массовой информации. Это позволяет детям решать и анализировать, что приемлемо, а что нет.

Литература:

  1. Быкадорова А. С. Медиабезопасность как актуальное направление медиаобразовательной деятельности / А. С. Быкадорова, Е. В. Шаповалова // Знак: проблемное поле медиаобразования. — 2017. — № 4 (26). — С. 53–57.
  2. Фролова Т. И. Медиаграмотность школьников в оценке учителей и родителей: результаты исследования / Т. И. Фролова, А. Ю. Образцова // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2017. — № 4. — С. 58–77.
  3. Marsh J. Young children’s initiation into family literacy practices in the digital age / Marsh J. // Journal of Early Childhood Research. — 2017. — Т. 15. — №. 1. — Р. 47–60.
  4. Nikken P. How and why parents guide the media use of young children / Nikken P., Schols M. // Journal of child and family studies. — 2015. — Т. 24. — №. 11. — Р. 3423–3435.
  5. Vittrup B. Parental perceptions of the role of media and technology in their young children’s lives / Vittrup B. // Journal of Early Childhood Research. — 2016. — Т. 14. — №. 1. — Р. 43–54.
Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, ребенок, родитель, использование средств, молодой родитель, средство, обучение детей, родительское посредничество, цифровая эпоха.


Ключевые слова

средства массовой информации, медиаграмотность, молодой родитель, медиаобразование детей
Задать вопрос