Тенденции и перспективы развития малых форм хозяйствования в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 12.10.2020

Статья просмотрена: 204 раза

Библиографическое описание:

Мильчакова, Л. В. Тенденции и перспективы развития малых форм хозяйствования в современных условиях / Л. В. Мильчакова, В. П. Мехоношина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 114-118. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74145/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье рассмотрены современные экономические условия функционирования малых форм хозяйствования, объемы производства с/х продукции хозяйствами всех категорий в Пермском крае, тенденции и перспективы развития с/х производства малыми формами хозяйствования.

Ключевые слова: малые формы хозяйствования, МФХ, программы поддержки фермерского движения, рынок сельскохозяйственной продукции, нетипичное сельское хозяйство, агрофраншиза.

В ходе рыночных преобразований в структуре с/х большие объёмы с/х продукции стали производиться МФХ, к которым относятся хозяйства населения, включающие личные подсобные хозяйства (ЛПХ), хозяйства граждан, имеющих земельные участки для ведения коллективного и индивидуального садоводства, огородничества, животноводства, и крестьянское фермерское хозяйство (КФХ) и индивидуальный предприниматель (ИП) [1].

МФХ — это форма хозяйствования, функционирующая в рамках российского законодательства с учётом ограничений размеров численности и годового объёма выручки [2,3]. МФХ играют значительную роль в производстве и обеспечении населения продовольствием, формируя предложения на региональных и локальных продовольственных рынках, налаживают устойчивое развитие сельских территорий, обеспечивая занятость, сохраняют сельский образ жизни и народные традиции, участвуют в трудовом воспитании молодёжи, сохранении и передаче производственного и социального опыта от старших поколений младшим [4]. Учитывая высокую социально-экономическую значимость и существенный потенциал для дальнейшего развития, поиск перспектив МФХ в современных условиях становится особенно актуальным.

Рассмотрим основные показатели с/х [1]. Информация об объёме производства с/х продукции представлена в таблице 1.

Таблица 1

Продукция с/х Пермского края по категориям хозяйств, млн. руб .

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Хозяйства всех категорий

Продукция сельского хозяйства

37287,6

40628,3

40048,6

41560,3

42920,6

41846,0

в том числе:

растениеводства

13181,2

12811,1

12539,5

12922,7

13899,3

11802,8

животноводства

24106,4

27817,2

27509,1

28637,6

29021,3

30043,2

Сельскохозяйственные организации

Продукция сельского хозяйства

21526,4

24385,5

23288,2

26202,0

26726,1

26619,0

в том числе:

растениеводства

4873,2

4285,7

3613,1

4803,3

4974,2

3821,4

животноводства

16653,3

20099,8

19675,0

21398,7

21752,0

22797,6

Хозяйства населения

Продукция сельского хозяйства

14236,8

14412,2

14516,9

12993,3

13576,0

13132,0

в том числе:

растениеводства

7574,9

7729,4

8010,0

7051,7

7699,2

7125,5

животноводства

6661,9

6682,8

6507,0

5941,7

5876,8

6006,5

Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели

Продукция сельского хозяйства

1524,4

1830,6

2243,5

2364,9

2618,5

2095,0

в том числе:

растениеводства

733,1

796,0

916,4

1067,6

1225,9

855,8

животноводства

791,2

1034,6

1327,1

1297,3

1392,5

1239,2

Как видно из таблицы, объём производства валовой продукции с/х в хозяйствах всех категорий увеличивается каждый год (исключение 2016 и 2019 года). Увеличение объёмов производства обусловлено увеличением объёмов производства как в с/х организациях, так и в КФХ и у ИП, при этом наблюдается сокращение объёмов продукции в хозяйствах населения.

По таблице 2 проанализируем структуру продукции с/ х по категориям хозяйств [1].

Таблица 2

Структура продукции сельского хозяйства Пермского края по категориям хозяйств, в % к итогу

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Хозяйства всех категорий

100

100

100

100

100

100

в том числе:

сельскохозяйственные организации

57,7

60

58,1

63

62,8

63,6

хозяйства населения

38,2

35,5

36,3

31,3

31,6

31,4

крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели

4,1

4,5

5,6

5,7

6,1

5,0

Стоит отметить, что в Пермском регионе с каждым годом наблюдается увеличение доли КФХ и ИП (исключение 2019 год), в то время как доля хозяйств населения уменьшается.

Сравним индексы производства продукции с/х Пермского края по категориям хозяйств в сопоставимых ценах в таблице 3 [1].

Таблица 3

Индексы производства продукции сельского хозяйства Пермского края по категориям хозяйств, в % к предыдущему году

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Хозяйства всех категорий

101,0

96,4

97,4

101,8

105,6

95,3

в том числе:

сельскохозяйственные организации

109,3

100,0

95,1

105,5

103,1

98,9

хозяйства населения

89,2

89,6

99,0

93,4

108,8

89,9

крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели

131,0

110,4

115,2

116,7

114,0

89,3

Основными производителями с/х продукции в Пермском крае среди МФХ, как видно из таблицы, остаются хозяйства населения.

В с/х, в отличие от других сфер экономики, с наступлением кризиса начался рост. Наиболее эффективны в этой ситуации оказались МФХ. На данный момент в РФ насчитывается 176,3 тыс. КФХ и ИП, а в Пермском крае работают около 1,5 тыс. [5,6].

Наибольшая доля фермеров среди населения в Бардымском, Большесосновском и Еловском районах. По количеству фермеров лидируют Пермский район (130 чел.) и Кунгурский городской округ (109 чел.) В с/х есть ИП, которые успешно производят не только традиционную продукцию — молоко и мясо, перерабатывают полученную продукцию, выращивают овощи, зерно и травы на корм с/х животным, но и занимаются другими видами деятельности: разводят форель и осетровые рыбы, пчёл, коз, маралов, лошадей, кроликов, романовских овец, индеек, гусей, цесарок, раков, и даже таких экзотичных птиц и животных, как страусы, перепела или шиншиллы. Фермеры разбивают сады, выращивают ягоды, томаты, грибы вешенки, озимый чеснок, рассаду цветов. Так на зарастающих землях бывшего совхоза «Сылва» в деревне Нижняя Истекаевка Суксунского района фермер выращивает клубнику в огромных масштабах, чтобы накормить прикамцев экологически чистым отечественным продуктом. Шансы «Сладкой ягодки», несомненно, велики, ведь хозяйство не только первое в районе, но и единственное в Пермском крае. Необычное направление в фермерстве готовы поддерживать и краевые власти. Специалисты Минсельхоза и продовольствия региона предложили предпринимателям войти в возможные программы по развитию ягодного дела. В разработке находится бизнес-план «Выращивание клубники в производственных масштабах», а значит, с/х грант «Начинающий фермер» гарантированно пойдёт на развитие отрасли [5].

Хотя в Пермском крае наблюдается снижение интереса к агробизнесу, ежегодно появляется около 40 небольших хозяйств на основе агрофраншиз. Сегодня в Прикамье фермеры могут выбрать для начала собственного дела любую из технологий мелкотоварного производства (агрофраншиз). Многие из сегодняшних успешных фермеров приходили в с/х по воле случая, из других профессий, и преодолевали не только трудности при создании ферм, но и неверие своих семей в то, что с/х — прибыльное дело. Франшиза помогает упростить вхождение в бизнес новых предпринимателей, поскольку предусматривает не только субсидирование начала производства, но и его технологическое сопровождение и каналы дальнейшего сбыта.

Пермское Министерство с/х оказывает разноплановую поддержку начинающим фермерам, занятым собственным мелкотоварным производством. Программа «Развитие с/х и регулирование рынков с/х продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013–2020 годы» предусматривает поддержку МФХ [5]. Сумма гранта выделяется как за счёт средств краевого бюджета, так и за счёт средств из федерального бюджета.

Проиллюстрируем это на рис. 1.

Объемы и источники финансирования Программы «Развитие с/х и регулирование рынков с/х продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013–2020 годы»

Рис. 1. Объемы и источники финансирования Программы «Развитие с/х и регулирование рынков с/х продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013–2020 годы»

Начинающие фермеры в Пермском крае могут рассчитывать на гранты в размере 3–5 млн. рублей. Государственная поддержка позволяет им приобрести животных, оборудование, транспорт для развития хозяйства. Для поддержки семейных животноводческих ферм предусмотрены гранты до 10–15 млн. руб. Покрываются 90 % затрат. От фермера требуется лишь софинансирование в размере 10 % от суммы всех расходов, но не меньше 100 тыс. руб. и создание как минимум одного рабочего места. Выдача грантов осуществляется на конкурсной основе. Грант на развитие семейной животноводческой фермы может быть направлен на строительство или модернизацию фермы, в том числе ее проектирование, возведение, ремонт, комплектацию оборудованием и с/х животными. Для с/х потребительских кооперативов гранты до 4 млн. руб. предусмотрены на создание, расширение или модернизацию материально-технической базы [5]. В таблице 4 можно видеть грантовую поддержку.

Таблица 4

Предоставление с/х потребительским кооперативам грантов на развитие материально-технической базы, млн. руб.

Источники финансирования

2018

2019

2020

Всего за 2018–2020

Бюджет Пермского края

24,3

16,2

16,2

56,7

Федеральный бюджет

66,7

43,8

43,8

153,5

Внебюджетные средства

36,0

24,0

24,0

84,0

Всего

126,0

84,0

84,0

294,0

По проекту «Агростартап», проводимому в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», инициированного президентом России В. Путиным в 2019 году в Пермском крае предоставили 19 грантов на общую сумму более 60 млн. рублей и было создано около 40 рабочих мест [5].

Фермерам предоставляются как финансовые, так и нефинасовые меры поддержки. Финансовые меры предусматривают субсидии и гранты, льготное кредитование и специальный налоговый режим. В 2020 году общий объем средств, направленных на реализацию мероприятий по поддержке МФХ почти 300 млн. руб. Это на 24 % больше, чем в прошлом году. По гранту «Поддержка начинающих фермеров» — почти 127 млн. руб., на поддержку семейных животноводческих ферм — 61,6 млн. руб., на развитие кооперативов — 60 млн. руб. и еще порядка 51 млн. руб. по нацпроекту «Агростартап»: 33 млн. руб. в форме гранта «Агростартап», 18 млн руб. — с/х потребительским кооперативам. Для всех начинающих фермеров, кто в результате конкурса не получит в этом году гранты, предусмотрены субсидии от Министерства социального развития и возможность получить льготный кредит. Еще одно важное направление — помощь фермерам в реализации продукции. В Пермском крае в определенные дни и во время сезонных ярмарок работают 136 торговых площадок. Также в этом году по поручению Д. Махонина концептуально изменили порядок проведения госзакупок — теперь даже у небольших фермерских хозяйств есть возможность поставлять молоко, мясо и овощи в местные детские сады, школы и больницы. Также региональному Минсельхозу поручено разработать реестр типовых проектов ферм на 200–400 голов скота, которые фермеры Прикамья смогут использовать без лишних вложений [5].

Глава Прикамья обозначил, что развитие МФХ имеет важное значение для региона. В целом, в 2020 году на развитие с/х Пермского края запланировано свыше 3,5 млрд. руб. Средства должны пойти на поддержку объёмов производства с/х продукции, на обновление техники, закупку удобрений, кредитование, страхование, а также поддержку фермеров. В первом полугодии 2020 года сельхозпроизводителям уже было предоставлено 1,4 млрд. руб. Доля продукции в общем объеме 5 % — небольшая, но очень значимая. Фермеры производят качественный, натуральный продукт и создают рабочие места в небольших населенных пунктах. За 3 года Правительство Пермского края поддержало 124 проекта фермеров, при этом создано порядка 300 новых рабочих мест на селе.

В современных условиях значимость определения факторов и путей развития МФХ возрастает в связи с тем, что это одно из важнейших направлений Государственной программы развития с/х и регулирования рынков с/х продукции, сырья и продовольствия. Но несмотря на высокую значимость МФХ в обеспечении продовольствием, до конца не решены вопросы эффективного использования их производственного и социального потенциала. Владельцы хозяйств, ИП испытывают ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем.

Во-первых, не сформирована достаточная правовая основа для развития индивидуально-семейного с/х производства и с/х кооперации, должным образом не прописаны правовые условия государственной поддержки малого аграрного предпринимательства. Отсутствует эффективная защита земельных прав граждан.

Во-вторых, фермеры испытывают дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной гос.поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита, недостаточного развития (несмотря на положительную динамику) сельской кредитной кооперации.

В-третьих, не налажена эффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания. В большинстве семейных хозяйств используются низко механизированные технологии, велики затраты ручного труда.

В-четвертых, сельское население испытывает существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, в повышении квалификации.

В-пятых, отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти, с одной стороны, и союзами, ассоциациями КФХ и ЛПХ, предпринимателей, с другой. Это приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей субъектов малого предпринимательства при разработке мер аграрной и сельской политики, снижает ее эффективность.

Литература:

  1. Белянин В. А. Пермский край в цифрах. 2019: Краткий статистический сборник /Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. — Пермь, 2019–200 c.
  2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации № 209: принят Гос. Думой 24 июля 2007 г. Статья 1 [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.) // ГАРАНТ: [Информационно-правовой портал]. — Режим доступа: http://base.garant.ru..
  3. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства Рос. Федерации № 556: принят Гос. Думой 22 июля 2008 г. [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.) //ГАРАНТ: [Информационно-правовой портал]. — Режим доступа: http://base.garant.ru.
  4. Мичурина, Ф. З. Устойчивое развитие сельских территорий: учебное пособие / Ф. З. Мичурина, Л. И. Теньковская, С. Б. Мичурин; под ред. проф. Ф. З. Мичуриной; М-во с.-х. РФ, федеральное гос. бюджетное образов.учреждение высшего образования «Пермская гос. с.-х. акад. им. акад. Д. Н. Прянишникова». — Пермь: ИПЦ «Прокростъ», 2016–293 с.
  5. Министерство сельского хозяйства и продовольствия https://agro.permkrai.ru/
  6. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации https://mcx.gov.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): Пермский край, сельское хозяйство, хозяйство населения, категория хозяйств, продукция, фермер, хозяйство, малая форма хозяйствования, развитие, регулирование рынков.


Ключевые слова

малые формы хозяйствования, МФХ, программы поддержки фермерского движения, рынок сельскохозяйственной продукции, нетипичное сельское хозяйство, агрофраншиза

Похожие статьи

Современное состояние и перспективные направления развития...

В 2012 г. в хозяйствах всех категорий произведено скота и птицы на убой (в живой массе) 7,7

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков

Ставропольский край, сельское хозяйство, федеральный бюджет, сельскохозяйственная...

Похожие статьи

Современное состояние и перспективные направления развития...

В 2012 г. в хозяйствах всех категорий произведено скота и птицы на убой (в живой массе) 7,7

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков

Ставропольский край, сельское хозяйство, федеральный бюджет, сельскохозяйственная...

Задать вопрос