Внешние и внутренние факторы и условия, влияющие на формирование правосознания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (331) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 09.10.2020

Статья просмотрена: 1687 раз

Библиографическое описание:

Гасаналиева, А. Ш. Внешние и внутренние факторы и условия, влияющие на формирование правосознания / А. Ш. Гасаналиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/archive/331/74044/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена вопросам нормативно-правовой регламентации противодействия коррупции в нормах международного права.

Ключевые слова: нормы международного права, коррупция, коррупционные правонарушения, противодействие коррупции

Правосознание не принадлежит человеку с момента рождения. Формирование его происходит на протяжении длительного времени под воздействием ряда факторов, условий и обстоятельств, которые могут быть классифицированы по различным признакам. Большинство ученых делят их на две группы:

− внешние;

− внутренние.

Внутренние факторы представлены психофизиологическими особенностями человеческого организма и уровнем профессионального образования. Психофизиологические особенности как факторы, влияющие на формирование правосознания, в свою очередь делятся на:

− константы, представляющие собой свойства, не зависящие от воли индивида служащие фундаментом правосознания личности (например, уровень интеллектуального развития, который определяет качество знаний о праве и правовых явлениях или наличие определенных заболеваний психического характера, которые полностью исключают возможность любой разумной деятельности и т. п.);

− свойства и особенности, которые человек может изменить либо сам, либо вследствие воздействия внешних факторов (например, сила воли, темперамент и т. п.).

Внешние факторы, влияющие на формирование правосознания, представлены большим разнообразием в силу того, что они заключаются в деятельности субъектов правосознания, многообразие которых в свою очередь и определяет число и вариативность внешних факторов, формирующих правосознание российского общества. Так, группа внешних факторов, влияющие на формирование правосознание представлена органами государственной власти и их должностными лицами, при чем не только российскими, но и зарубежными и международными, учреждениями образования, СМИ и индустрией развлечений, как государственными так и частными, конфессиональной принадлежностью, социально-демографической группой, семьей, рабочим коллективом, друзьями, кумирами и т. д.

Изучению факторов, влияющих на формирование правосознания индивидов, социальных групп и общества в целом, посвящено немалое количество исследований. В целях исключения многократного дублирования схожей информации, в рамках данной диссертационной работы предлагается провести анализ некоторых из этих факторов в контексте их взаимосвязи с формированием антикоррупционного правосознания.

Отметим, что в условиях современного российского общества проблематика исследования детерминант, формирующих правосознание, носит скорее практический, нежели научно-теоретический характер. Необходимость подобных исследований обусловлена в большей степени потребностью борьбы с массовой деформацией правового сознания в нашей стране, нежели необходимостью устранения пробелов в научных исследованиях.

Семья — это первый фактор, влияющий на формирование правосознания личности, ведь именно здесь начинают закладываться основы сознания личности, которые в дальнейшем формируют правосознание. Сложившиеся семейные традиции, обычно служат фактором, влияющим на формирование общей и правовой культуры, а в дальнейшем и правосознания ребенка [2]. Важность данного фактора в контексте формирования антикоррупционного правосознания обусловлена тем, что родители, будучи эталоном поведения для своих детей закладывают в них такие качества как уважение к закону, правомерное поведение, нетерпимое отношение к противоправному поведения, в том числе и коррупционным проявлениям. Заложенные с раннего детства подобные паттерны поведения в будущем выступают прочным фундаментом в становлении личности с высоким уровнем правосознания, в том числе антикоррупционного, что в свою очередь «обеспечивает разумное, правильное и добровольное осуществление правовых требований» [2].

В дальнейшем формирование правосознание личности происходит под влиянием не только семьи, но и другого окружения (друзья, школа, ВУЗ, рабочий коллектив и т. п.), а также религиозной, социально-демографической и иной принадлежности личности. Образовательные учреждения, будучи своего рода кузницей становления личности, оказывают существенное влияние на правосознание личности, поскольку именно здесь происходят дальнейшая социализация и правовое воспитание. На образовательную систему возложена непростая обязанность формирования высокого уровня правосознания личности. Образовательные учреждения через свою деятельность призваны привить ребенку позитивные духовные ориентиры, морально-нравственные нормы и ценности, воспитать их сильной волевой личностью, уважающей право. В данном контексте особая роль отводится качеству знаний, морально-ценностных установок, которые закладываются в действующую систему образования.

Важным внешним фактором формирования правосознания личности были и остаются средства массовой информации, призванные распространять правовые знания, демонстрировать методы правового регулирования, а также правоприменительную деятельность, распространять правовую культуру, способствовать формированию в обществе осуждающего и нетерпимого отношения к противоправному поведению и т. п. Средства массовой информации выступают одним из наиболее сильных факторов коммуникативного воздействия на общество, «и среди основных социально-психологических механизмов принято выделять также внушение посредством формирования особого эмоционального контекста предлагаемой информации, социальную мифологию» [1]. Аудитория того или иного СМИ подвержена воздействию той информации, которая активно транслируется с экранов телевизоров, радиоприёмников и страниц газет и журнал.

Подводя итоги анализа условий и факторов, влияющих на формирование правосознания, можно отметить, что все они несмотря на то, что являются разноплановыми по своему характеру, вместе с тем тесно взаимосвязаны и в конечном итоге определяют состояние и векторы развития правосознания в обществе.

Литература:

  1. Петрова Т. И. Влияние СМИ на правовое сознание человека // Вестник экономической безопасности. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-smi-na-pravovoe-soznanie-cheloveka (дата обращения: 21.08.2020).
  2. Симонова М. А., Терехова И. А. Причины и условия, влияющие на формирование правового сознания // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». [Электронный ресурс]. Доступ: URL: https://alley-science.ru (дата обращения 19.08.2020г.)
Основные термины (генерируются автоматически): формирование правосознания, антикоррупционное правосознание, качество знаний, массовая информация, нетерпимое отношение, правовая культура, правосознание, правосознание личности, рабочий коллектив, становление личности, формирование.


Похожие статьи

Факторы, влияющие на выбор компонентов образовательной среды

Структура и содержание информационного мировоззрения как компонента информационной культуры личности

Проблема, сущность и особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога

Функционально-организационные факторы взаимодействия церкви и института образования, тенденции и перспективы развития

Ценностно-смысловые компоненты удовлетворенности педагогической деятельностью

Способы и содержание субъективного познания культуры личностью в современном образовании

Влияние воспитания и обучения на формирование качеств личности

Культура как условие и результат формирования учебной и практической деятельности студента

Роль языкового сознания в формировании общекультурных компетенций

Активность и деятельность как обязательные компоненты становления и развития личности

Похожие статьи

Факторы, влияющие на выбор компонентов образовательной среды

Структура и содержание информационного мировоззрения как компонента информационной культуры личности

Проблема, сущность и особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога

Функционально-организационные факторы взаимодействия церкви и института образования, тенденции и перспективы развития

Ценностно-смысловые компоненты удовлетворенности педагогической деятельностью

Способы и содержание субъективного познания культуры личностью в современном образовании

Влияние воспитания и обучения на формирование качеств личности

Культура как условие и результат формирования учебной и практической деятельности студента

Роль языкового сознания в формировании общекультурных компетенций

Активность и деятельность как обязательные компоненты становления и развития личности

Задать вопрос