Превенция деформации правового сознания обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 29.07.2016

Статья просмотрена: 149 раз

Библиографическое описание:

Фортова, Л. К. Превенция деформации правового сознания обучающихся / Л. К. Фортова, М. С. Фабриков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 518-519. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33054/ (дата обращения: 21.11.2024).



В данной статье анализируется понятие правового сознания обучающихся и способы превенции его деформации.

Ключевые слова: правовое государство, правовое сознание, правовая культура, превенция, деформация

Переход к правовому государству невозможно осуществить без формирования у молодых людей правовой культуры, правовых знаний, правового сознания, которые зависят от профессиональной подготовки в высших учебных заведениях.

Профессиональное правовое сознание мы трактуем как конструктивное отношение к праву и готовность применять правовые компетенции в жизни для повышения эффективности будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка в сфере права студентов предполагает развитие их личности, формирование правовой культуры, правового сознания, социально-правовую активность, внутреннее осознание необходимости соблюдения норм права, представление себя полноправным членом общества, обладающим гарантированными законом правами и свободами, воспитанную гражданскую ответственность, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, уважение к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку, уяснение системы знаний о принципах, нормах и институтах права, отраслях и подотраслях, необходимых для применения освоенных знаний и способов деятельности в решении юридических ситуаций; формирование способности и готовности к ответственному поведению в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе, к диагностике явлений, событий с точки зрения соответствия закону, к автономному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции [3, с. 13].

Юноши и девушки, закончившие школу, и поступившие в институт, не всегда отличаются социальной зрелостью и устойчивостью к деструктивному влиянию социума. Достаточно часто для них характерна деформация правового сознания- искажение позитивных убеждений, аттитюдов, взглядов.

Исследователи выделяют следующие виды деформаций правового сознания обучающейся молодежи:

− правовой инфантилизм- аморфность, размытость, неосознанность правовых знаний;

− правовой нигилизм- нивелирование социальной ценности права, осознанное игнорирование требований закона;

− «перерождение» правового сознания- крайняя степень искажения правового сознания, в том числе, преступный умысел [1, с. 130].

Формами выражения правового нигилизма являются: умышленное невыполнение действующих законов и иных нормативных правовых актов, повсеместное массовое несоблюдение юридических предписаний, тиражирование взаимоисключающих актов, амбивалентных друг другу; компенсация законности политической, идеологической или практической целесообразностью; противостояние представительных и исполнительных ветвей власти на всех уровнях; нарушение права человека на жизнь, честь и достоинство, жилище, имущество; декларативность и многословие законов, неуважение к суду, ведомственность, неконтролируемые процессы суверенизации и сепаратизма, неустойчивость правовой системы.

Правовое сознание включает два основополагающих компонента: знание действующего права, его ведущих принципов, требований; диагностические и бихевиоральные установки.

Правовое сознание коррелирует с содержанием и особенностями правового опыты и проявляется в практической деятельности и поведении индивида. Русский мыслитель И. А. Ильин писал: «Связь между правом и духом настолько подлинна и существенна, что в непризнании ее, – ясного и зрелого или незрелого, лишь предчувствующего,- невозможна жизнь нормального правового сознания. Только истинно духовная жизнь человечества испытывает потребность в естественном и содержательно совершенном праве; только душа, обладающая органом для сознательной и бессознательной духовной жизни, может обладать зрелым правосознанием. Человек-животное может совсем обойтись без права, он будет демонстрировать торжество наивной силы. Человек, как строитель хозяйства, не может жить вне права, но можно ограничиться одной поверхностной видимостью правоты, одной схемой права, культивируя и применяя дурные и несправедливые «положительные» нормы. Правовое сознание присутствует там, где существуют основные, присущие каждому зрелому человеку витальные влечения и побуждения, выражающие духовную сущность человека как такового» [2, c. 37]

Духовная сопричастность индивидов, племен и наций приводит их к организации жизни на базе общего права, общей власти и общей территориального пространства. Однородность духовной жизни, симбиоз духовного творчества и общность духовной культуры являются подлинным базисом любого государства. Эта наименее сознательная и уловимая связь создает нерасторжимое и священное объединение людей в правовые государственные союзы. Государство можно рассматривать как позитивно правовую форму Родины, а Родина- это его креативное, духовное содержание. Отсюда проистекает сущность государства, его способы бытия, обоснования, его цель, средства, структура.

Правовое сознание непосредственно связано с правом, формируется в комплексе с ним, воспроизводится и функционирует. Само право может анализироваться в широком смысле как социально-политическое понятие. Право в этом случае- это особый вид общественных отношений, отвечающий требованиям цивилизации и социальных отношений, выраженный в юридических нормах, основанный на принципах справедливости, свободы и равенства. Такое понимание права инициирует концепцию, что право- это правовые отношения и правовая деятельность субъектов, правовые институты и само правовое сознание.

Право как общественное явление образует совокупность данных элементов. Как профессионально-юридическое понятие, право трактуется как конгломерат устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил поведения, регулирующих общественные отношения и выражающих волю конкретных социальных общностей.

И в том, и в другом случае понятие права ассоциируется с личностным компонентом организации общественной жизни- поведением субъекта социальных отношений. Достижение адекватного, зрелого понимания и исполнения своих гражданских обязанностей каждым индивидом- его постоянное правомерное поведение должно стать первичной потребностью.

Литература:

  1. Головкин Р. Б. Теория государства и права: учеб.-метод. Пособие; федер. Служба исполнения наказаний. – Изд. 4-е, доп.- Владимир. 2009. – 184 с.
  2. Ильин И. А. О сущности правосознания. – М: «Рарогъ»,1993. – 235 с.
  3. Кручинин М. В. Формирование правосознания студентов в ВУЗе: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Н. Новгород. 2010. – 30 с.
Основные термины (генерируются автоматически): правовое сознание, отношение, правовая культура, правовое государство.


Похожие статьи

Специфика правового воспитания обучающихся современного вуза

В данной статье подвергается анализу современное состояние правовой культуры современной молодежи. Обосновывается необходимость постоянного правового воспитания обучающихся в условиях образовательной среды вуза через призму правового обучения, которо...

Проявление политической ресоциализации в Российской Федерации

В статье рассматривается такое понятие как политическая ресоциализация. Особое внимание уделяется причинам политической ресоциализации и ее проявлениям в современном российском обществе.

Гражданское общество как предпосылка должного функционирования диспозитивных отношений

В данной статье проводится анализ понятия гражданского общества как должного функционирования диспозитивных отношений, становление данного института, а также его роль и место в современном правовом государстве.

Сущность социализации как педагогическая категория

В данной статье рассматривается сущность социализации, ее факторы и условия успешного становления личности.

Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации

В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры

В статье автор рассматривает правовое воспитание в качестве средства формирования правовой культуры.

Философская интерпретация безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена философскому анализу безопасности как социального явления и научной категории, ее феномена, атрибутов, определению философии безопасности как методологической основы образования в области безопасности жизнедеятельности.

Правовое сознание будущего учителя

В статье рассматривается понятие правого сознания, его уровни, выделяются необходимые критерий правого сознания для дальнейшей успешной педагогической деятельности.

Формы правового нигилизма в финансовой сфере

На современном этапе развития финансового права обостряется вопрос роли форм правового нигилизма как причины деградации финансовых правоотношений. Ученые всего мира приводят различные доводы по поводу способов распространения правового нигилизма и ст...

Основные формы выражения и пути преодоления правового нигилизма

В статье автор рассматривает основные формы выражения и пути преодоления правового нигилизма.

Похожие статьи

Специфика правового воспитания обучающихся современного вуза

В данной статье подвергается анализу современное состояние правовой культуры современной молодежи. Обосновывается необходимость постоянного правового воспитания обучающихся в условиях образовательной среды вуза через призму правового обучения, которо...

Проявление политической ресоциализации в Российской Федерации

В статье рассматривается такое понятие как политическая ресоциализация. Особое внимание уделяется причинам политической ресоциализации и ее проявлениям в современном российском обществе.

Гражданское общество как предпосылка должного функционирования диспозитивных отношений

В данной статье проводится анализ понятия гражданского общества как должного функционирования диспозитивных отношений, становление данного института, а также его роль и место в современном правовом государстве.

Сущность социализации как педагогическая категория

В данной статье рассматривается сущность социализации, ее факторы и условия успешного становления личности.

Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации

В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры

В статье автор рассматривает правовое воспитание в качестве средства формирования правовой культуры.

Философская интерпретация безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена философскому анализу безопасности как социального явления и научной категории, ее феномена, атрибутов, определению философии безопасности как методологической основы образования в области безопасности жизнедеятельности.

Правовое сознание будущего учителя

В статье рассматривается понятие правого сознания, его уровни, выделяются необходимые критерий правого сознания для дальнейшей успешной педагогической деятельности.

Формы правового нигилизма в финансовой сфере

На современном этапе развития финансового права обостряется вопрос роли форм правового нигилизма как причины деградации финансовых правоотношений. Ученые всего мира приводят различные доводы по поводу способов распространения правового нигилизма и ст...

Основные формы выражения и пути преодоления правового нигилизма

В статье автор рассматривает основные формы выражения и пути преодоления правового нигилизма.

Задать вопрос