«Популяризация предпринимательства» как метод вовлечения в предпринимательскую деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 ноября, печатный экземпляр отправим 11 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №40 (330) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 04.10.2020

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Лазарева, Л. А. «Популяризация предпринимательства» как метод вовлечения в предпринимательскую деятельность / Л. А. Лазарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/330/73936/ (дата обращения: 26.10.2020).



Популяризация предпринимательства играет важную роль в привлечении граждан страны в предпринимательскую деятельность и в развитие малого и среднего предпринимательства. Популяризация предпринимательства помогает привить в обществе интерес к предпринимательству, повысить его престиж, показать его важность в жизни общества, что особенно актуально в России, потому что в советское время пропагандировалось негативное отношение к частному труду, который ассоциировался с жадностью, пренебрежением к человеческим ценностям, бездушием, эгоизмом. В настоящее время такое отношение к предпринимателям частично сохранилось, и это является одним из факторов, сдерживающих развитие предпринимательства в России [1].

Известно, что выбор деятельности человеком зависит от возможности реализовать внешние и внутренние побудительные мотивы. Внешние мотивы — это высокая заработная плата, хорошие условия труда, благоприятные отношения в коллективе. Внутренние мотивы — самореализация, воплощение собственных идей в жизнь, одобрение со стороны значимых для человека людей и общества в целом. Промежуточным звеном между внутренними и внешними мотивами выступает фактор престижности профессии. «Три главные составляющие, которые в совокупности позволяют привлекать новые людские ресурсы в ту или иную производственную деятельность» [1, с. 114].

К сожалению, в России престижность профессии предпринимателя не влияет на принятие человеком решения заниматься бизнесом. Это возможно связать еще и с тем, что за время правления советских генсеков был нарушен один из ключевых принципов престижа предпринимательской деятельности, создаваемого в итоге преемственности поколений. Когда ребенок берет пример с родителей, принимает непосредственное участие в их деятельности, у него уже не возникнет вопросов при выборе профессии.

В развитых государствах очень большой опыт популяризации предпринимательской деятельности. Так, пропагандой бизнеса в Англии являются различные примеры предпринимательской̆ деятельности знаменитых спортсменов, актеров, моделей. По замыслу правительства, популяризация предпринимательской деятельности должна прививать подрастающему поколению идею, что заниматься предпринимательством престижно.

В Соединенных Штатах Америки применяют аналогичную практику популяризации предпринимательства. При пропаганде бизнеса в качестве эталонов для подражания используются примеры своих соотечественников — успешных предпринимателей. Молодому поколению прививается идея о том, что, занимаясь предпринимательством, реально стать популярным, получить уважение и признание [1].

В 2016 году, при появлении тренда на ведение личного блога, данная практика начала развиваться и в нашей стране. На канале YouTube стали появляться тематические ролики, связанные с ведением бизнеса. В настоящее время большой популярностью пользуются каналы, которые в своих выпусках рассказывают о ведении бизнеса «как это есть на самом деле». Ролики подразделяются на два типа, где каждый из них посвящен:

1) Бренду или отдельно̆ взятой компании;

2) Конкретным инструментам или методам ведения бизнеса [6].

Как правило, блоги с такой тематикой направлены на мотивацию и образование потенциальных предпринимателей, они являются очень информативными. Первый тип каналов раскрывает малое или среднее предпринимательство изнутри, знакомит с руководителем компании и внутренними операционными процессами ведения бизнеса. Здесь часто говорят о финансовых показателях компании, ее рентабельности, владельцы компаний делятся своими историями успеха с новичками.

Второй тип направлен на обучение конкретным инструментам, необходимым в разных сферах бизнеса, например, инструменты рекламы и пиара, организации продаж, управления и так далее.

С помощью доступности Интернета и открытости бизнес-блогеров на всех существующих социальных площадках происходит не только популяризация предпринимательства, но и повышение образованности начинающих предпринимателей. Бизнес-блогеры на своих каналах рассказывают собственные истории успеха, говорят об основных проблемах, с которыми пришлось столкнуться на пути реализации своей идеи, могут рассказать, на что стоит обратить внимание при создании собственного дела и на какой результат можно рассчитывать, имея определенные ресурсы. Такие подробные разборы конкретных примеров и мотивирующие истории успеха очень важны людям, желающим начать собственное дело, но сомневающихся в своих силах. Поэтому данный тренд на открытость бизнеса очень полезен для популяризации предпринимательства [6].

Помимо примеров предпринимательской деятельности известных личностей и бизнес-блогеров во многих странах общественное сознание формируется с помощью специальных программ, на создание и реализацию которых уходит значительная сумма из федерального бюджета. Применяются все виды СМИ: печать, кино, интернет, наружная реклама, телепередачи, в которые приглашаются бизнесмены для общения с молодым поколением страны. При расцвете информационной цивилизации роль СМИ трудно переоценить, именно этот институт формирует общественное сознание в первую очередь. Все нужные государству идеи и решения по поводу определенного явления власти пропагандируют через СМИ, формируя тем самым общественное мнение. В результате образуется социальный стереотип, сквозь который воспринимается реальность. «Стереотипы — неотъемлемые компоненты индивидуального и массового сознания. Благодаря им происходит необходимое сокращение восприятия и иных информационных и идеологических процессов в сознании» [4, с. 1].

Сохранившиеся советские стереотипы о предпринимательской среде в России привели к тому, что людей, которые хотели бы при определенных условиях заниматься предпринимательской деятельностью, гораздо меньше, чем тех, которые хотели бы работать по найму. Риск, ответственность, ненормированный график работы, общественное мнение пугают, и лишь небольшая часть населения в итоге рискует и становится предпринимателями, еще меньшая часть остается в предпринимательской среде на долгое время. И, конечно же, без грамотного информирования, обучения и успешных примеров переломить данный ход событий будет достаточно непросто [7].

Поэтому с помощью проекта «Популяризация предпринимательства» власти намерены убедить инициативных людей в том, что бизнес — это перспективная и статусная сфера деятельности, что меры государственной поддержки помогают бизнесу развиваться.

В рамках федерального проекта «Популяризация предпринимательства» в предпринимательскую деятельность вовлекаются потенциальные предприниматели, формируется менторское сообщество, проводятся образовательные программы и курсы по развитию предпринимательских компетенций. Особое внимание уделяется безработным, женщинам, уволенным в запас военнослужащим, социально плохо защищенным группам населения (инвалиды, пенсионеры) [5].

Тем самым выражается надежда на то, что хорошо поставленная пропаганда преимуществ малого и среднего предпринимательства позволит во всех российских регионах кардинально поднять численность занятых в этой сфере.

Однако ситуация как в Самарской области, так и в целом по стране наводит сомнения по поводу эффективности национального проекта малого и среднего предпринимательства. Главный показатель проекта — прирост числа занятых. По данным 2017 года, сфера предпринимательства по числу занятых до сих пор ниже показателя, установленного в 2008 году. Количество занятых малым и средним предпринимательством в настоящее время говорит о том, что меры, предусмотренные федеральными и региональными структурами, не достигают поставленных целей [3].

В сложившейся ситуации остается надеяться, что автономия сектора малого и среднего предпринимательства, уже традиционная для России, будет преодолена с помощью национальных проектов. Все национальные проекты должны дополнять друг друга и быть строго направленными на разработанные цели и задачи. Только в таком случае можно ждать от государства, а, вслед за ним и муниципальных образований, выхода на уровень, который хотя бы минимально удовлетворит социально-экономические потребности страны. Иначе национальные проекты останутся просто декорацией слабо функционирующего социально-экономического регулирования и неэффективного управления страной [2].

Литература:

  1. Александров, П.А. популяризация предпринимательства — важный фактор, способствующий развитию малого предпринимательства в России [Текст] / П. А. Александров // Вестник владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. — 2016. — № 1(7). — С.131.
  2. Виленский, А. В. Трансформация целей и задач государственных программ и проектов поддержки и развития малого и среднего предпринимательства России [Текст] / А. В. Виленский, О. В. Лылова // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. — 2018. — № 5. — С. 43–57.
  3. Виленский, А. В. Динамика занятых в сфере МСП в российских регионах как исходный рубеж реализации приоритетного национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Текст] / А. В. Виленский // Проблемы развития территории. — 2018. — № 6 (98). — С. 74–87.
  4. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием [Электронный ресурс] // KARA- MURZA: сайт Сергей Кара-Мурза. — URL.: http://www.kara- murza.ru/books/manipul/manipul_content.htm (дата обращения: 04.02.2020).
  5. Паспорт федерального проекта «Популяризация предпринимательства» [Электронный ресурс] // ECONOMY.GOV.RU: сайт Министерство экономического развития Российской Федерации. — URL.: https://www.economy.gov.ru/material/file/e7e59700963c19cbee46ae3327ca27f7/passport_FD5.pdfКо (дата обращения 21.01.2020).
  6. Фоменко, А. В. Роль бизнес-блоггеров в популяризации предпринимательства [Текст] / А. В. Фоменко, С. А. Джпанян // Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции (сборник научных статей). — 2019. — С. 181–184.
  7. Халикова, С. С. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае в условиях реализации национального проекта [Текст] / С. С. Халикова. // Власть и управление на Востоке России. — 2019. — № 3 (88). — С. 37–46.
Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, Россия, популяризация предпринимательства, предпринимательство, ведение бизнеса, общественное мнение, общественное сознание, предприниматель, предпринимательская среда, пропаганда бизнеса.


Задать вопрос