Анализируются различные взгляды представителей различных общественных наук, сложившиеся об институте миграции. В статье автор отмечает, что вне зависимости от вида миграция сама по себе предполагает пространственную передислокацию граждан. В таком аспекте территориальное перемещение и миграция выступают тождественными явлениями.
Ключевые слова: миграция, миграционная политика, миграционные потоки, миграционное законодательство.
The article analyzes the different views of modern science on the concept of «migration». Any kind of migration is associated with spatial relocation of the person. In this sense, migration and territorial movement are synonymous, and their opposition is structurally devoid of practical significance.
Keywords: migration, migration policy, migration flows, migration legislation.
Миграционная «привлекательность» России связана, с одной стороны, с географическим, геополитическим, геоэкономическим положением, обладает позитивным потенциалом в виде содействия потребности экономике за счет рабочей силы и выхода из демографической «ямы». С другой стороны — негативным, выражающимся в конфликтогенности между населением и приезжими, «мигрантофобии», которые становятся причиной национально-этнических столкновений. Корректируя социальную ситуацию, миграция превращается в объект правового регулирования. Существенную роль в этом процессе играют правоохранительные органы. Актуальность исследования правового регулирования миграции в Российской Федерации обусловлена увеличением интенсивности миграционных потоков, а также необходимостью повышения эффективности деятельности различных институтов российской государственности, реализующих миграционную политику [2, с. 23].
В юридической доктрине дефиниция «миграция» обрела различные представления, однако это не послужило поводом к законодательному закреплению данного понятия. В основном, миграцию трактуют в рамках «широкого» и «узкого» подходов. В рамках первого она представляет процесс перемещения с одной территории на другую, независимо от цели, продолжительности или регулярности. В рамках второго — является видом территориального перемещения с целью получения постоянного места жительства. Самым актуальным представляется взгляд Л. Л. Рыбаковского, который представляет миграцию как «процесс перемещения людей через границы территорий с временной или постоянной сменой проживания или периодическим возращением к месту жительства» [4, с. 19].
В демографической науке миграция понимается, как процесс передвижения мигрантов через границы, в социологии повышенное внимание уделяется исследованию различных проблем, возникающих в связи с перемещением социальных групп [3, с. 60].
В юридической науке особое внимание уделяется исследованию специфики миграционных правоотношений [5, с. 21]. С точки зрения специалистов, исследующих различные виды миграционных правоотношений, необходимым условием миграции является фактическое перемещение с одной территории на другую, как в рамках административно-территориального образования, так и за его пределами с изменением правового статуса лица [6, с. 230].
Миграция имеет разные формы своего проявления, в частности, выделяют такие виды миграции как безвозвратная миграции (миграция населения в собственном ее понимании) и возвратная миграцию (это остальные виды миграции).
Следующим критерием деления миграции выступает такой критерий как характер пересекаемых границ. В частности, можно закрепить следующие виды миграции: а) международная миграция, то есть перемещение людей с пересечением государственных границ из одной страны в другую. Международная миграция может быть межконтинентальной и внутриконтинентальной. Более того, возможна избыточная миграция, когда происходит превышение установленного уровня мигрантов (уровень определяется каждой страной отдельно). Данные процесс нежелателен для государства и выступает негативным социально-экономическим фактором деятельности государства.
Также возможна внутренняя миграция, то есть перемещение людей в пределах одного государства между административными и экономгеографическими районами. В данной группе представляется возможным выделить такие миграционные потоки как село-село, село-город, город-город, город-село.
Фактором, влияющим на изменение демографического состава региона, может стать избыточная миграция. Особенно остро стоит проблема «старения населения», поскольку происходит миграционный выезд молодежи. Данный процесс пагубно отражается на избытке или недостаче рабочей силы, изменении культуры региона, преимущественному и неконтролируемому росту городов и т. д.
В зависимости от времени существования миграция подразделяется на временную и постоянную (безвозвратную). Постоянная или безвозвратная миграция является проявлением смены места жительства либо гражданства (подданства). Временная миграция предполагает переселение граждан на длительный срок, который имеет временные рамки. В частности, сезонная миграция возможна от нескольких месяцев до одного года при условии обязательного возвращения в регион постоянного места жительства; маятниковая, или пограничная, челночная миграция предполагает частые перемещения людей (еженедельный, ежедневный переезд на место учебы или работы); эпизодическая миграция связана с туристическими и деловыми поездками, не имеющими регулярного характера.
Необходимо отметить, что ряд терминов, определяющих виды миграции, миграционную мобильность, квотирование, незаконную миграцию и некоторых иных, ранее был представлен в Концепции государственной миграционной политики на период до 2025 года. Однако данная Концепция являлась документом «мягкого» права, что не позволяло его использовать для законодательного регулирования миграции. Пришедшая ей на смену Концепция, утвержденная в 2019 году Указом Президента РФ № 622, вообще не содержит никаких терминов в рассматриваемой сфере.
Следует особо отметить, что вне зависимости от вида миграция сама по себе предполагает пространственную передислокацию граждан. В таком аспекте территориальное перемещение и миграция выступают тождественными явлениями. Следовательно, в конструктивном плане их соотношение и разделение лишено практического применения.
На всех уровнях миграции специфика правового статуса мигрантов связана с «переходным» социально-правовым положением в обществе и государстве. Двойственность очевидна, поскольку наблюдается новая социально-правовая среда для самого мигранта, а также негативное отношение к мигрантам со стороны коренных жителей государства.
Таким образом, под миграционными правоотношениями урегулированные нормами права общественные правоотношения, связанные с целенаправленным пространственным перемещением групп людей, предусматривающие изменение их местонахождение и возникновение связанных с ними юридически значимых последствий (размещение на новом месте пребывания, трудоустройство, социальное обеспечение и т. п.).
Литература:
- Косарева В. В. Механизм правового регулирования в сфере миграционных отношений (теоретико-правовой аспект) // Ленинградский юридический журнал. 2016. № 4.
- Лубский Р. А. Государственность в России: проблемы изучения в контексте методологии системного исследования // Философия права, 2011. № 4 (47).
- Рзаева С. В. Этническая социальная сеть как механизм миграционных процессов и адаптации мигрантов в принимающем обществе: о понятии и устройстве // Вестник Томского гос. ун-та. 2015. № 395.
- Рыбаковский Л. Л. Миграция населения. Стадии миграционного процесса. [Текст] / Л. Л. Рыбаковский. М., 2001. Вып. 5.
- Тюркин М. Л. Миграционная система России: концептуальные организационноправовые основы: автореф. дис. д-ра юрид. наук [Текст] / М. Л. Тюркин. М., 2004.
- Юдина Т. Н. Миграция. Словарь основных терминов / Т. Н. Юдина. Москва: РГСУ, Академический Проект, 2013.