Автор: Яковлева Валентина Львовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (33) октябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Яковлева В. Л. Интеграция как фактор создания целостного представления учащихся об окружающем мире (из опыта работы учителя) // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 186-188.


Актуальность проблемы интеграции обучения продиктована новыми социальными запросами. Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.

Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы. Корни интеграции можно найти в далеком прошлом педагогики. Ян Коменский подчеркивал: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».

Интеграция в образовании – не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. «Рост научных знаний, – отмечал В.В.Вернадский, – быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам».

Интеграция - (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение. Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

Наше время, перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет особые требования к образованию и, конечно, учителю. Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что немало важно, но мы должны научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию. 

Методика интегрированного обучения, как и вся дидактика, в настоящее время переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и новые подходы в изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы. Создаются новые концепции образования, которые основаны на деятельностном подходе. При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегрированных уроков по разным предметам, в результате проведения которых у детей возникает более целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится.

Методика интегрированного обучения имеет цели помочь учащимся:

-научиться познавать;

-научиться делать;

-научиться жить вместе;

-научиться жить в ладу с самим собой.

Интегрированное обучение не подразумевает только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и даже урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня при использовании большого количества приемов. Возможно проведение серии уроков в рамках целой темы. Могут вести уроки 2-3 педагога. 60-80% урочного времени отводится творчеству учащихся, используются различные способы воздействия на учащегося: мультимедийное сопровождение, видеохудожественный, музыкальный ряд, декламация, чтение, показ исторических документов, материалов школьного краеведческого музея.

Интеграция не отрицает предметной системы, а является путем ее совершенствования. Она не должна заменить обучение классическим предметам, но соединить получаемые знания в единую систему. Определение интегрированного урока не зависит от присутствия на уроке нескольких учителей, или от механического объединения материала учебных дисциплин.

На уроке «Комедия «Ревизор» в контексте эпохи» в 8 классе мы постарались решать конкретные задачи, возможные только благодаря интегрированию: задачи сравнительно-обобщающего изучения материала на основе уже полученных знаний, умения сопоставлять и противопоставлять явления и объекты, выводить учащихся на уровень самостоятельных выводов и суждений, установление связей и закономерностей

История России призвана не только показать прошлое нашего народа, но и помочь нынешнему поколению задуматься над этим прошлым, извлечь из него уроки для блага грядущих поколений. Источники исторических знаний разнообразны и многочисленны. С появлением письменности об истории человечества свидетельствуют письменные источники. Для России это летописи, былины, церковные сочинения и разные литературные произведения.

Художественная литература, как вид искусства, возникает на почве устно-поэтического народного творчества путём осознания роли личности в историческом процессе. Она хранит, накапливает и передаёт от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Будучи средством постижения действительности, литература выражает мировоззрение и эстетические идеалы определённых классов, социальных групп, наций, эпох. Перефразируя Марину Цветаеву, литературу можно назвать «очевидцем всех времён истории».

Наука – древо, ранее бывшее единым. История выросла из литературы или литература из истории. Что есть «Илиада» Гомера или древнерусские летописи – исторический источник или литературное произведение? А мемуары? Мемуары А.Ф. Тютчевой «При дворе двух императоров» – это и история глазами очевидца и великолепный литературно-художественный язык и нравственно-философское откровение!!!

На уроке пересекаются две образовательные линии: историческая и литературная. Точкой соприкосновения является изучение источника. Сопоставляя литературное произведение и исторический источник, мы пытаемся выяснить, как эпоха отражается в них, с какой степенью достоверности и почему. Сравнивая текст бессмертной комедии с документами эпохи Николая I, определяем основные задачи и назначение литературного произведения.

Цели урока:

  • Расширение и систематизация опорных знаний по истории и литературе: изучение источника – общая платформа сближения знаний.

  • Погружение учеников в эпоху, определение связи явлений и событий с деятелями эпохи и их влиянием на развитие общества, его нравственное состояние.

  • Творчество учащихся и активная познавательная деятельность.

Задачи урока:

  • формировать у учащихся представление о связи темы и формы художественного произведения с характером эпохи;

  • развивать навыки анализа исторического источника и литературного произведения;

  • отрабатывать различные виды деятельности учащихся на уроке;

  • способствовать формированию гражданского мировоззрения нравственных идеалов, чувства долга перед Отечеством.

План урока:

  1. Николаевская эпоха и ее деятели.

  2. Изучение исторических источников и сравнение с текстом комедии.

  3. Литературное произведение и его основная задача.

Урок целесообразно проводить, используя два учебных часа. Включение в урок фрагментов из спектакля и инсценировка отдельных сцен комедии учащимися настраивает на творческое отношение к уроку. Использование мультимедийной презентации позволяет оптимизировать учебный процесс, более наглядно увидеть схемы, иллюстрации, портреты, задания.

Завязка урока – демонстрация премьерной афиши комедии «Ревизор». Реакция публики, отзывы прессы, слова императора и самого Гоголя дают возможность начать беседу с ребятами, в которой актуализируются знания по эпохе Николая I.

Несколько учащихся готовили задания опережающего характера – материал о биографии Николая I, после которого делается вывод о том, какие события повлияли на определение курса императора, о жизни Н.В.Гоголя, после чего выполняют задание составить линию времени жизни императора и писателя. Сопоставив две линии времени, ребята делают вывод: «Сатирическое произведение Гоголя – попытка показать все темные стороны России, с которыми он сам столкнулся в жизни».

Основная часть урока – работа с историческими источниками. Ребята работают в группах. У каждой группы свой документ. Они пытаются провести внутреннюю критику источников, определить, какие стороны российской жизни описаны в этих документах, выписывают опорные слова, характеризующие эпоху, и подбирают соответствующие отрывки из комедии.

Следующий этап – погружение в историю. На экране – «Табель о рангах» Петра I, ребята знакомятся с подлинным текстом, вспоминают, какие цели ставил Петр, вводя регламентацию чиновников, и что изменилось в эпоху Николая.

Заключительная часть – театральная. Учащиеся представляют сцены из комедии, они пытаются определить, что главное в жизни этих людей, их нравственный облик и внутренний мир. Высказываются различные точки зрения, в том числе прямо противоположные. Разворачивается интересная дискуссия. Мнения очень неоднозначны, когда учитель ставит вопрос: «Кто же главный герой комедии?» А видел ли Гоголь героя в своем произведении? А были ли в России того времени настоящие граждане, каковы их судьбы? В том числе и самого Гоголя. После этого им просто ответить на вопрос: «В чем же главное назначение литературного произведения?» В таких дискуссиях очень интересно раскрывается внутренний мир сегодняшних подростков, им нравится обсуждать, противоречить и даже эпатировать. Учителю нужно только немного направлять, и вот уже формулируется основной вывод обсуждения – в обществе, где среди власть имущих царит ложь, процветает невежество, взяточничество, где народ бессловесен, забит и унижен – нет будущего.

На таких уроках повышается интерес и активность учащихся, они становятся соучастниками процесса обучения, можно сказать, творцами, создателями урока. Ребята побуждаются к актуализации ранее полученных знаний, учатся использовать разные источники, самостоятельно получать информацию. Им нравится реализовывать свои творческие способности. А самым главным результатом для учителя является то, что выходя из аудитории после проведенного урока, дети , как правило, спрашивают : « А когда у нас еще будет такой урок?».



Литература:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс. 1996

  2. Дьюи Дж. Школа будущего. – М.: Госиздат. 1926

  3. Л. Хуторской. Деятельность как содержание образования. Журнал Народное образование № 8 - 2003г., с. 107.

  4. Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы.- М.,1986.

  5. Образование: Традиция и инновации в условиях современных перемен: сборник.- М.,1997.

  6. Коменский, А. Я. Избранные сочинения / А. Я. Коменский. – М. Учпедиздат, 1955. – 287 с.


Основные термины (генерируются автоматически): Похожая статья, Методика интегрированного обучения, Николая I, опыта работы учителя, литературное произведение, Определение интегрированного урока, окружающем мире, разным предметам, назначение литературного, целостного представления учащихся, Основная часть урока, элементом работы учащихся, изучение источника, потребителя знаний учащийся, этапе урока, «Рост научных знаний, исторический источник, «Сатирическое произведение Гоголя, Цели урока, систематизация опорных знаний.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос