Проблемы квалификации кражи, совершенной с банковского счета либо в отношении электронных денежных средств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (329) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 28.09.2020

Статья просмотрена: 556 раз

Библиографическое описание:

Вавина, А. Д. Проблемы квалификации кражи, совершенной с банковского счета либо в отношении электронных денежных средств / А. Д. Вавина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 39 (329). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/archive/329/73810/ (дата обращения: 15.11.2024).



В рамках статьи рассматриваются отдельные дискуссионные аспекты квалификации кражи по п.«г» ч. 3 ст. 158 УК РФ. Исследуются проблемы, возникающие в судебно-следственной практике при разграничении посягательств, предусмотренных п. «г» ч. 3 ст. 158 и ст. 159.3 УК РФ. Делается вывод о том, что в основу дифференциации данных составов преступлений необходимо класть способ совершения деяния.

Ключевые слова: хищение, кража, мошенничество, банковский счет, электронное средство платежа.

Стремительная цифровизация российского общества, особенно его экономического сектора, кроме позитивных подвижек с позиции повышения эффективности экономических механизмов и укрепления конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, обернулась и своей негативной, криминогенной стороной.

Уязвимость современных инновационных технологий, внедряемых в финансово-кредитную сферу отечественной экономики, активно эксплуатируется преступным элементом, совершающим посягательства на имущество физических и юридических лиц на принципиально новой основе, а именно на высокотехнологичной основе. По данным Банка России более 80 % выявленных несанкционированных операций — в объеме свыше 1 млрд руб. — было совершено без предъявления банковской карты, т. е. через мобильные устройства и Интернет. Причиной более чем 90 % несанкционированных операций стало выманивание у клиента обманным путем информации о его персональных данных (методы так называемой социальной инженерии) с последующим их использованием для хищения денежных средств [4].

Повышенная опасность хищений с использованием компьютерных и иных высоких технологий обусловлена возможностью действовать в информационном пространстве анонимно, длительное время заниматься криминальной деятельностью и, как следствие, причинять значительный имущественный вред большому числу потерпевших.

Федеральным законом от 23.04.2018 № 111-ФЗ в УК РФ [1] были внесены существенные изменения и дополнения в ряд норм. В частности, речь идет об обновленной регламентации уголовной ответственности за совершение хищений, предусмотренных п. «г» ч. 3 ст. 158 и ст. 159.3 УК РФ.

Решение законодателя о внесении изменений в редакции норм, предусматривающих уголовную ответственность за указанные посягательства, потребовалось в связи со значительным увеличением количества несанкционированных финансовых операций, совершенных с использованием систем дистанционного банковского обслуживания, и необходимостью усилить ответственность за хищение безналичных и электронных денежных средств [9, с. 112], что и явилось причиной принятия ряда изменений в гл. 21 УК РФ.

Казалось бы, данные законодательные изменения должны способствовать более четкому регулированию кражи, совершенной с банковского счета либо в отношении электронных денежных средств, и мошенничества с использованием электронных средств платежа, что в свою очередь поможет правоприменителю достичь единообразия при квалификации данных деяний. Однако на практике такое единообразие отсутствует. Отметим, что практика применения указанных новелл уголовного закона только нарабатывается, чем, собственно, и вызваны затруднения у прокуроров и следователей [7, с. 25].

Определенную роль в отсутствии единообразия в практике правоприменения сыграл отчетливо наметившийся тренд в деятельности органов расследования к квалификации любых деяний, связанных с хищением безналичных (электронных) денежных средств, по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, т. е. как тяжкого преступления, а не по существенно более мягкой ст. 159.3 УК РФ.

Признание безналичных и электронных денежных средств предметом кражи способствовало разрешению одной из назревших проблем правоприменительной практики и снискало отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» [2] (далее — Постановление № 48). Такое изменение трактовки содержания предмета хищения, получившее закрепление в уголовном законе, призвано способствовать усилению эффективности противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время ч. 1 ст. 159.3 УК РФ имеет простую (назывную) диспозицию, полностью совпадающую с ее наименованием. Такое решение законодателя породили дискуссию как в среде теоретиков, так и среди работников-практиков [10, с. 25–28], в ходе коей эксперты обращали внимание на сходства данного вида мошенничества с кражей. Помимо этого, был заново актуализирован вопрос, ранее уже разрешенный в п. 17 Постановления № 48 о том, в чем заключается обман сотрудника торговой или иной организации и имеет ли он место в случае, когда виновный просто передает платежную карту продавцу или, даже не передавая, прикладывает ее к терминалу, рассчитываясь таким образом за товар.

Между тем, основной состав мошенничества по ст. 159.3 как и прежде выступает специальной нормой по отношению к норме о краже (ст. 158 УК РФ). На такое положение вещей непосредственно указано законодателем, сделавшим оговорку в норме о краже с банковского счета, которая обязывает правоохранительные органы применять п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ лишь случае, когда в действиях виновного не содержатся признаки состава посягательства, предусмотренного ст. 159.3 УК РФ. Логично предположить, что при отсутствии конкуренции между этими нормами, необходимости в указанной оговорке не наблюдалось бы.

Толкуя п. «г» ч. 3 ст. 158 и ч. 1 ст. 159.3 УК РФ как буквально, так и систематически, можно прийти к однозначному выводу о том, что разграничение анализируемых посягательств надлежит производить, учитывая особенности способа обоих хищений.

Хищение при указанном виде мошенничества совершается:

− путем обмана потерпевшего либо представителя последнего, включая работников банков и иных кредитных организаций;

− тайным образом, однако при условии, что для получения возможности осуществить перевод электронных денег либо безналичных денежных средств с банковского счета жертвы виновным используется обман работника торговой либо другой организации.

Способ совершения указанного мошенничества предполагает, что виновный вводит в заблуждение лиц, названных выше, о наличии у него полномочий по пользованию чужим электронным средством платежа либо относительно подлинности электронного средства платежа, которое им предъявляется.

По п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ надлежит квалифицировать деяния в случаях, когда обман преступником не использовался ни при изъятии им имущества потерпевшего с помощью электронных средств платежа, ни для того, чтобы получить возможность осуществить подобное изъятие. К примеру, когда преступник, используя системы удаленного управления счетом в банке (SMS-банкинг, Сбербанк-Онлайн (как его браузерная версия, так и приложения для мобильных платформ), такие IT-технологии, как ApplePay, SamsungPay [6, с. 27; 8, с. 59] и т. п.) либо банкомат, переводит на свой счет безналичные денежные средства с банковского счета жертвы.

Как тайное хищение надлежит квалифицировать действия и тогда, когда потерпевший введен злоумышленником в заблуждение либо обманут, под воздействием чего он сам передает виновному свою карту либо сообщает персональный идентификационный номер — пин-код, а снятие денег в банкомате осуществляется без потерпевшего.

По указанному критерию по ст. 158 УК РФ следует квалифицировать и действия, связанные с перехватом информации с пластиковых карт с использованием, например, так называемых «хакерских ридеров» — специальных устройств, способных перехватывать электронные сигналы, или специальных устройств, устанавливаемых в карточкоприемник банкомата [5].

Однако, если злоумышленник открыто похищает непосредственно банковскую карточку, знает либо посредством применения насилия к потерпевшему узнает пин-код, такие действия, несмотря на последующее снятие денежных средств в банкомате в отсутствие потерпевшего, следует квалифицировать в зависимости от конкретных обстоятельств по ст.ст. 161 или 162 УК РФ (см. Постановление Московского городского суда от 22.01.2018 № 4у-0362/2018 [3]).

Итак, можно сформулировать вывод о том, что кража, совершенная с банковского счета либо в отношении электронных денежных средств, и мошенничество с использованием электронных средств платежа разнятся только по способу совершения преступления, поэтому именно способ деяния, как элемент объективной стороны преступления, необходимо класть в основу дифференциации данных составов преступных посягательств.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.06.2020). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd= 36D26A2E624ADA64598F9673D45744AF&req=home (дата обращения: 21.09.2020).
  2. О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48. — Текст: непосредственный // Российская газета. — 2017. — 11 декабря.
  3. Постановление Московского городского суда от 22.01.2018 № 4у-0362/2018. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=36D26A2E624ADA64598F9673D45744AF&req=home (дата обращения: 23.09.2020).
  4. Банк России усовершенствовал систему выявления несанкционированных переводов денежных средств. — Текст: электронный // Банк России: [сайт]. — URL: https://www.cbr.ru/Press/event/?id=2430 (дата обращения: 21.09.2020).
  5. Долгих, Т. Н. Ответственность за хищение денежных средств с банковской карты / Т. Н. Долгих. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=115284#039703428751707903 (дата обращения: 22.09.2020).
  6. Корчагина, М. А. Права и обязанности предпринимателя при взаимоотношениях с правоохранительными органами: закон и практика / М. А. Корчагина, Д. В. Саушкин, Д. Д. Шульгина. — Текст: непосредственный. — М.: Ред. «Российской газеты», 2019. — Вып. 19. — 160 с.
  7. Орловский, Е. А. К вопросу о противодействии хищениям, совершенным с использованием электронных средств платежа / Е. А. Орловский. — Текст: непосредственный // Российская юстиция. — 2020. — № 6. — С. 25.
  8. Русскевич, Е. А. Отграничение кражи с банковского счета или в отношении электронных денежных средств от смежных составов преступлений / Е. А. Русскевич. — Текст: непосредственный // Уголовное право. — 2019. — № 2. — С. 59–64.
  9. Уголовно-юрисдикционная деятельность в условиях цифровизации: монография / Н. А. Голованова, А. А. Гравина, О. А. Зайцев [и др.]. — Текст: непосредственный. — М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2019. — 212 с.
  10. Яни, П. С. Мошенничество с использованием электронных средств платежа / П. С. Яни. — Текст: непосредственный // Законность. — 2019. — № 5. — С. 25–28.
Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, электронное средство платежа, банковский счет, средство, банковский счет жертвы, кража, решение законодателя, уголовная ответственность, хищение.


Похожие статьи

Сравнение составов преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ и ст. 159.3 УК РФ

В настоящей статье рассматриваются п. Г ч. 3 ст. 158 и ст. 159.3 Уголовного Кодекса российской Федерации (далее — УК РФ), а именно проведен анализ преступлений таких как мошенничество с применением электронных средств платежа, а также изменения, каса...

Квалифицированные составы убийства: проблемы квалификации и правоприменения

В данной статье изложено исследование основной проблемы при квалификации составов убийства — определения мотивов преступлений по ч.2 ст.105 УК РФ, анализируются п. «е.1», «з», «и». Для более верной квалификации предложено рассмотрение их основных при...

Особенности квалификации преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ

Статья посвящена исследованию тех аспектов, которые позволяют правильно и эффективно квалифицировать деяния, предусмотренные ч. 4 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации. Также проанализированы отличительные свойства данного состава от смежны...

Проблемы квалификации нарушения правил оборота наркотических средств или психотропных веществ

В статье рассматриваются особенности квалификации преступления, предусмотренного ст. 228.2 УК РФ, особенности изменения его объективной стороны в зависимости от общественно опасных последствий. На основании анализа судебной практики, в том числе пост...

Кибермошенничество: вопросы квалификации

В данной статье анализируются особенности квалификации хищений, совершаемых с использованием компьютерных технологий на основании судебной практики. Отмечается противоречивый характер такого состава преступления как мошенничество в сфере компьютерной...

Актуальные проблемы квалификации преступлений по статье 105 УК РФ

Статья посвящена рассмотрению проблемных аспектов, вытекающих из квалификации преступлений по ст. 105 УК РФ. Автор уделяет особое внимание совершению убийства в соучастии, выявляет недостатки положений действующего Уголовного кодекса РФ по данному во...

Некоторые проблемы отграничения простого убийства от умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего

В данной статье рассматривается понятие и уголовно-правовая сущность противоправного деяния — убийства, в правовой доктрине известного под упоминанием как «простое убийство». Кроме этого, в данной статье рассмотрены проблемы отграничения убийства, о...

Проблемные вопросы объективной стороны деяния, предусмотренного статьёй 228 УК РФ

В статье рассматриваются проблемные вопросы объективной стороны деяния, предусмотренного статьёй 228 УК РФ: квалификация действий, которые направлены на получение наркотического средства из конопли и её частей, хищение наркотических средств, проблемы...

Дискуссионные проблемы квалификации групп преступлений по ст. 134–135 УК РФ

В статье рассмотрены дискуссионные проблемы, возникающие при квалификации преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших шестнадцатилетнего возраста. Обсуждается сложность квалификации однородных действий, соответству...

Уголовно-правовая характеристика контрабанды наличных денежных средств и денежных инструментов

В статье производится характеристика преступления, предусмотренного ст. 200.1 УК РФ. Проанализировав данные судебной статистики, автор выявляет некоторые признаки структуры и динамики данных преступлений, обозначает статистические закономерности и пр...

Похожие статьи

Сравнение составов преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ и ст. 159.3 УК РФ

В настоящей статье рассматриваются п. Г ч. 3 ст. 158 и ст. 159.3 Уголовного Кодекса российской Федерации (далее — УК РФ), а именно проведен анализ преступлений таких как мошенничество с применением электронных средств платежа, а также изменения, каса...

Квалифицированные составы убийства: проблемы квалификации и правоприменения

В данной статье изложено исследование основной проблемы при квалификации составов убийства — определения мотивов преступлений по ч.2 ст.105 УК РФ, анализируются п. «е.1», «з», «и». Для более верной квалификации предложено рассмотрение их основных при...

Особенности квалификации преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ

Статья посвящена исследованию тех аспектов, которые позволяют правильно и эффективно квалифицировать деяния, предусмотренные ч. 4 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации. Также проанализированы отличительные свойства данного состава от смежны...

Проблемы квалификации нарушения правил оборота наркотических средств или психотропных веществ

В статье рассматриваются особенности квалификации преступления, предусмотренного ст. 228.2 УК РФ, особенности изменения его объективной стороны в зависимости от общественно опасных последствий. На основании анализа судебной практики, в том числе пост...

Кибермошенничество: вопросы квалификации

В данной статье анализируются особенности квалификации хищений, совершаемых с использованием компьютерных технологий на основании судебной практики. Отмечается противоречивый характер такого состава преступления как мошенничество в сфере компьютерной...

Актуальные проблемы квалификации преступлений по статье 105 УК РФ

Статья посвящена рассмотрению проблемных аспектов, вытекающих из квалификации преступлений по ст. 105 УК РФ. Автор уделяет особое внимание совершению убийства в соучастии, выявляет недостатки положений действующего Уголовного кодекса РФ по данному во...

Некоторые проблемы отграничения простого убийства от умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего

В данной статье рассматривается понятие и уголовно-правовая сущность противоправного деяния — убийства, в правовой доктрине известного под упоминанием как «простое убийство». Кроме этого, в данной статье рассмотрены проблемы отграничения убийства, о...

Проблемные вопросы объективной стороны деяния, предусмотренного статьёй 228 УК РФ

В статье рассматриваются проблемные вопросы объективной стороны деяния, предусмотренного статьёй 228 УК РФ: квалификация действий, которые направлены на получение наркотического средства из конопли и её частей, хищение наркотических средств, проблемы...

Дискуссионные проблемы квалификации групп преступлений по ст. 134–135 УК РФ

В статье рассмотрены дискуссионные проблемы, возникающие при квалификации преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших шестнадцатилетнего возраста. Обсуждается сложность квалификации однородных действий, соответству...

Уголовно-правовая характеристика контрабанды наличных денежных средств и денежных инструментов

В статье производится характеристика преступления, предусмотренного ст. 200.1 УК РФ. Проанализировав данные судебной статистики, автор выявляет некоторые признаки структуры и динамики данных преступлений, обозначает статистические закономерности и пр...

Задать вопрос