В статье рассмотрен один из аспектов практики создания «новодела» в сфере сохранения и использования культурного наследия России: портал Демир-Капы в Бахчисарае. Анализ некоторых результатов реставрации портала Демир-Капы выполнен на основании их сравнения с картиной «Портал Демир-Капы», написанной в 1938 году художником В. М. Владимировым (1886–1969).
Ключевые слова: культурное наследие, артефакт, новодел, консервация, реставрация, реконструкция.
Введение. Внастоящее время одной из актуальных проблем государственной культурной политики России стал вопрос сохранения и включения объектов культурного наследия как ресурса социального и культурного развития страны в целевые стратегические программы, обеспечивающие модернизацию нашего государства [1].
Рис. 1. Картины художника В. М. Владимирова (1886–1969): «Портал Демир-Капы» (1) (частная коллекция) и «Автопортрет» (2) (ЦГА г. Москвы) [3]
Последние два-три десятилетия в России прослеживается достаточно яркая тенденция: основные стратегии и практики сохранения культурного наследия стали тяготеть к тому, что сейчас принято называть словом «новодел». Одной из причин этой тенденции является то, что в современном мире, для которого характерны активные и даже агрессивные способы эксплуатации культурного наследия, сохранять его в аутентичном виде становится все труднее.
Портал Демир-Капы . Портал Демир-Капы (портал Алевиза) является составной частью Бахчисарайского Дворца — национальной святыни крымско-татарского народа. Надо отметить, что Бахчисарайский Ханский Дворец (таково его полное название) — это единственный в мире образец крымско-татарской дворцовой архитектуры, а также уникальный для Европы целостный дворцовый комплекс ближневосточного круга. Именно поэтому портал Демир-Капы является памятником истории и культуры общемирового значения.
Рис. 2. Фрагмент картины «Портал Демир-Капы» (3) В. М. Владимирова и современная фотография (4)
Портал обрамляет массивную дверь, покрытую коваными полосами железа — отсюда и его название Демир-Капы, означающее на крымско-татарском Железная дверь . Этот портал, построенный итальянским архитектором Алевиз Фрязин Новый (так прозвали его русские) [4], расположен в Посольском дворике дворца и являлся парадным входом в ханскую резиденцию. Прежде чем войти в резиденцию хана, послы или приезжие именитые купцы, обязаны были обдумать каждое слово, сидя на скамьях под аркой, защищающей их от жаркого крымского солнца. Даже при беглом взгляде видны существенные отличия фрагментов картины «Портал Демир-Капы» (1938, холст/масло, 55 x 71 см, художник В. М. Владимиров) и фотографии реставрированного портала.
В. М. Владимиров получил хорошее образование профессионального архитектора — в 1916 он окончил году архитектурный факультет Института гражданских инженеров в Санкт-Петербурге [2]. Именно поэтому его работы отражают подлинный вид памятников архитектуры, до ограбления и повреждения Бахчисарайского Ханского Дворца в 1944 году в ходе военной операции.
Обрамление портала выполнено из мрамора и покрыто изящной резьбой в духе зрелого Ренессанса. Художественный вкус автора портала выражен в разнообразии орнамента, органично связавшего итальянские, арабские и татарские художественные мотивы. Согласно надписи, величественный портал исполнен в 1503 году «по велению Султана двух материков и Хакана двух морей». Античные вазы с растениями, аканты на капителях, яйцеобразные ионики и зубцы не противоречили персидским цветочным коврам в тимпане или разводам с маргаритками. Оригинальный татарский вкус воплотился в полосках тюльпанов. Даже в Италии эти врата могли посчитаться памятником, достойным музея, а для Крыма они были драгоценностью.
Печальная история реставрации ханского дворца, в том числе и портала Демир-Капы — закономерный результат непонимания и недооценки своеобразия народной «светской» архитектуры восточного жилища. Видно, что старинные врата (3) вросли в землю. Современный портал Демир-Капы (4) стоит на искусственно созданной возвышенности и пострадал от рук неумелых реставраторов, которые не только изуродовали мраморную резьбу грубой размалевкой, но и лишили портал перил и скамеек. Необходимо отметить, что скамьи были малоизвестны на Востоке, где вместо них обычно использовались постеленные на землю ковры. Две зеленые скамьи со спинками были достопримечательностью дворца, они славились тем, что послам и купцам можно было полностью расслабиться во время отдыха после дальней дороги. В то же время следует отметить, что под слоями яркой краски скрылся нежный цвет византийской росписи двух колонн, поддерживающих арку. На картине видно, что арка, предваряющая вход в портал, упирается в стену. Основную часть тяжести перекрытий принимает на себя находящаяся в глубине арки стена. Основная проблема при строительстве арки — распределение нагрузки на опоры, так как арка не может выдерживать большие нагрузки. В то же время, арочная конструкция позволяет объединить пространство железной двери и скамеек, выполненных в едином стиле. Арка позволила объединить эти два разных по назначению объекта и создать визуальный эффект расширения пространства. Именно это ощущение и старался через чуть нечеткое изображение донести художник до тех, кто будет созерцать картину.
Современный портал Демир-Капы, запечатленный на фотографии 2020 года из-за безвкусной размалевки лишился былой красоты и, подобно многим неумело отреставрированным памятникам, способен разочаровать неподготовленного посетителя. В данном контексте открываются большие возможности для манипуляций наследием во всех направлениях: его можно придумывать, делать «реальным», создавать у зрителя-потребителя чувство восприятия первозданности, архаичности, ценности и уникальности. Технологии «новодела» при реставрации портала Демир-Капы оказались востребованы — скорее всего, из-за дешевизны и скорости неаккуратных работ.
Заключение. Исходя из реалий нашего времени, приходится с горечью заключить, что практика использования «новодела» будет применяться — чаше, шире, масштабнее. Способ борьбы с ее негативными последствиями — по-сути, единственный — сравнение результатов работы и сохранившихся свидетельств задуманных и созданных нашими предками шедевров. В этой борьбе свидетельства фотографов, художников-реалистов являются бесценными и должны быть основой будущих реставрационных работ. Ну, а для антикваров и любителей искусств работа русского художника В. М. Владимирова “Портал Демир-Капы” — самостоятельная уникальная находка.
Литература:
1. Леонов И. В. «Новодел» в практике сохранения культурного наследия: границы применения // Вестник СПбГУКИ, № 4 (33), 2017. С.81–84.
2. Геккер Н. И. В. М. Владимиров. Жизнь и творчество. — М., Деловой мир, 2000. C. 52.
3. Сайт http://www.one-picture.ru
4. Крикун Е. В. Архитектурные памятники Крыма. — Симферополь. Таврия, 1977, С.116.