Командный метод работы специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №38 (328) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 17.09.2020

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Мозговая, И. В. Командный метод работы специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра / И. В. Мозговая, Н. Н. Кокоткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 38 (328). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/328/73639/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена коррекционным и образовательным подходам командного метода сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в учреждении психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, психолого-педагогическое сопровождение, командный метод.

Актуальность исследования . Проблема обучения, социализации и реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) занимает существенное место в психолого-педагогическом сопровождении. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, ранняя диагностика, комплексное психолого-педагогическое сопровождение и коррекция дают возможность детям с РАС обучаться и приобретать социальный опыт. В требованиях ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ говорится о необходимости обеспечения комплексного или командного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС на протяжении всего периода обучения.

Вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с РАС посвящены работы Е. Р. Баенской, К. С. Лебединской, М. М. Либлинг, О. С. Никольской, Н. Я. Семаго, Е. А. Соломахиной, М. Ланзинд и др.

Комплексная и командная работа с аутичными детьми включает в себя развитие когнитивной сферы, общей и тонкой моторики, коммуникативных навыков и обучение социальному взаимодействию и социальную адаптацию.

А. В. Хаустов, П. Л. Богорад, О. В. Загуменная, Ю. В. Никитина, А. И. Козорез, С. Н. Панцырь, О. В. Стальмахович считают, что необходимым условием, обеспечивающим получение детьми с РАС качественного образования, продвижение в личностном развитии, является применение различных организационных форм образовательного процесса и моделей психолого-педагогического сопровождения. В таком случае командный метод усилит образовательный результат с учетом специфики характерных трудностей обучающихся с РАС [2].

Учеными педагогами и психологами определена цель командного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС: создание условий для развития внутреннего потенциала, оказание системной психолого-педагогической помощи в процессе интеграции в образовательную и социокультурную среду, а также в освоении адаптированной основной образовательной программы [1].

Отталкиваясь от уже накопленного опыта в исследуемой области, ознакомившись с научно-педагогическими и психологическими трудами, нами была сформулирована цель : провести анализ эффективности командного метода работы специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра.

Задачи: диагностика индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей каждого обучающегося с РАС; создание специальных условий, способствующих адаптации и социализации обучающихся; создание дорожной карты по итогам диагностики на каждого обучающегося; коррекция нарушений, общее развитие и формирование компетенций; консультирование педагогов и родителей (законных представителей; профориентационная работа и выбор жизненных ориентиров.

Объект исследования — обучающиеся с РАС.

Предмет исследования — командный метод психолого-педагогического сопровождения.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие младшие школьники КОУ ВО «Воронежский центр психолого- педагогической реабилитации и коррекции». Всего участвовали 20 обучающихся (2 девочки и 18 мальчиков). В группу испытуемых вошли дети с расстройством аутистического спектра, дети с детским церебральным параличом (правосторонние, левосторонние и смешанные гемипарезы); дети с задержкой психического развития. Сравнительный анализ был проведен на трех категориях детей. Исследование началось в сентябре 2019 года. Всего было два мониторинговых среза — в сентябре 2019 и начало сентября 2020 года. Исследование будет продолжаться до 2022 года.

Участники исследования (педагогический состав — команда): педагоги начальной школы; дефектологи; педагоги-психологи; тьюторы; воспитатели; логопеды; педагоги дополнительного образования.

Методы исследования: комплект игрушек для психологической песочницы «Цветной городок»; игрушка развивающая «Тактилики»; развивающий бизиборд для детей, коммуникация с которым строится на основе методики «Монтессори»; полусфера балансировочная; дидактические игры «Кто где живет?» и «Моя семья»; сенсорный пол (командные и индивидуальные задания»; развивающая игрушка Бизикуб.

Игры подобраны таким образом, чтобы их могли использовать все специалисты, сопровождающие детей. В связи с тем, что у детей с РАС восприятие окружающего мира имеет особую психологию. Сенсорные каналы у них развиты слабо, мозг не успевает обрабатывать информацию в комплексе, а лишь фрагментарно. Игры должны быть тихими, предполагается, что ребенок участвует в них пассивно, с минимальным общением. Такая функция у специальных игрушек, которые мы подобрали для мониторинга.

Результаты и их обсуждение

Первый мониторинг был проведен в сентябре 2019 года. Для каждого ребенка составлена индивидуальная карта и разработан индивидуальный маршрут. Полученные первичные результаты оценивалась в баллах: 0 — низкий уровень; 1 — уровень ниже среднего; 2 — средний уровень; 3 — высокий уровень.

Мониторинг начало сентября 2020 года оценивался следующим образом: 0 — изменений не произошло; 1 — незначительные изменения имеются; 2 — уровень развития средний; 3 балла — уровень развития высокий. Наивысший балл получен только некоторыми детьми с заболеванием ДЦП и сохранным интеллектом и одним ребенком из группы ЗПР. В таблице показаны среднеарифметические значения.

Таблица 1

Сравнительный анализ уровня развития детей с ОВЗ до и после отработанной системы командного психолого-педагогического сопровождения

Методика

Сентябрь 2019

Сентябрь 2020

РАС

ЗПР

ДЦП

РАС

ЗПР

ДЦП

1

Бизиборд «Коммуникация»

0,78

1,56

1,89

1,23

1,79

2,01

2

Бизикуб «Логика»

0,31

1,14

1,67

0,68

1,91

2,03

3

«Кто где живет?»

1,12

1,16

1,45

1,19

1,25

2,14

4

Сортер «Шарики и ступки»

1,23

1,08

1,69

1,38

1,34

1,77

5

Визуальный словарь «Социальные ситуации»

0,27

1,15

1,55

0,29

1,24

1,59

6

Общий балл

3, 71

6,09

8, 25

4,77

7,49

9,54

Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что система психолого-педагогического сопровождения с использованием командного метода дала неплохие результаты. Возможно, эти показатели имеют погрешность, так как в определенные месяцы 2020 года занятия с детьми проводились дистанционно.

Для визуализации результатов построим диаграмму.

Сравнительный анализ уровня развития детей с ОВЗ до и после отработанной системы командного психолого-педагогического сопровождения

Рис. 1. Сравнительный анализ уровня развития детей с ОВЗ до и после отработанной системы командного психолого-педагогического сопровождения

К преимуществам командного метода психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС относятся следующие возможности: постоянное динамическое наблюдение за обучающимися; сопровождение обучающихся в условиях учреждения; оперативное реагирование на возникающие трудности. Полученные результаты доказывают эффективность командного метода психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Литература:

  1. Семаго Н. Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ. М.: Центр «Школьная книга», 2010. Серия «Инклюзивное образование». Вып. 2. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/autism/2017/n1/semago_solomahina_full.shtml [Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС — Аутизм и нарушения развития — 2017. Том. 15, № 1] (дата обращения 14.09.2020)
  2. Хаустов А. В., Богорад П. Л., Загуменная О. В., Козорез А. И., Панцырь С. Н., Никитина Ю. В., Стальмахович О. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А. В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с
Основные термины (генерируются автоматически): командный метод, психолого-педагогическое сопровождение, РАСА, командное психолого-педагогическое сопровождение, ребенок, обучающийся, психолого-педагогическое сопровождение детей, отработанная система, сравнительный анализ уровня развития детей, уровень развития.


Похожие статьи

Педагогическое сопровождение как объект методической работы

Педагогическое сопровождение развития ребенка становится неотъемлемым элементом индивидуализации дошкольного образования. Индивидуализация образования — процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной образовательной...

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение как объект методической работы

Педагогическое сопровождение развития ребенка становится неотъемлемым элементом индивидуализации дошкольного образования. Индивидуализация образования — процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной образовательной...

Задать вопрос